Последняя опера Джакомо Пуччини "Турандот", повествующая о жестокосердной китайской принцессе, отрубающей головы претендентам на ее руку и сердце, хорошо известна любителям музыки. Я слушала ее живьем первый раз. Опера многонаселенная, там огромные хоры (китайцы все-таки, их миллиард), есть некие второстепенные персонажи. И кое-кто даже неплохо пел... Но... для меня на сцене Мариинки безраздельно царили два артиста: Владимир Галузин (принц Калаф) и Ирина Гордей (принцесса Турандот)!
Я пока не пуччинистка, я предпочитаю более мелодичную музыку, и поначалу мне все казалось не в склад. Мешал и хор (редкий случай), и оркестр (который в тот вечер не блистал). Я не знала, кто исполняет главные партии, Галузина узнала по голосу и очень обрадовалась. На мой взгляд, партия Калафа написала именно на его характер - такого накала страстей я не видела ни в одной роли, которые он исполняет. У меня есть претензии к голосу, он глуховатый (недостаточно звонкий). Но вот артист он действительно хороший. Эмоциональный. И певец талантливый. Сегодня Владимир начал средне (и вправду мешали хоры - фиг перекричишь:), но быстро распелся и уже не снижал накала все первое и второе действие (их объединили). Nessun Dorma спел проникновенно, но не красовался, не тянул. Похоже, подустал к третьему акту. На поклонах ему кричали громче всех. Заслужил.
Потрясением для меня стало явление Турандот - Ирины Гордей. Немолодая, некрасивая, полная, и голос уже не юный - но когда она запела, да так, что весь зал замер, боясь аплодировать, я частично перестала дышать:). Дело в том, что первый выход Турандот сопровождается необыкновенной красоты арией, изумительно оркестрованной. Плюс сценографически принцесса приковывает к себе внимание, вращаясь на круглой платформе в центре сцены, одетая в белое платье со шлейфом. Голос Ирины Гордей - драматическое сопрано - хоть и не молодой, но очень сильный, а уж попадание в роль стопроцентное. Так главные герои и вели свое захватывающее повествование, и мне впервые не захотелось заглянуть в программку, чтобы узнать, чем дело кончится.
Немного про других исполнителей. Лю спела настолько плохо, что даже имени ее не хочу называть. Ни китайский император, ни свергнутый царь Тимур не запомнились. Понравился Александр Тимченко в партии одного из министров - яркий тенор, по крайней мере слышный.
В целом постановка впечатления не произвела - слишком много народу на сцене, впечатление толкотни. Хороша императорская галерея сверху, используют весь объем сцены. А вот про крутящуюся платформу в центре зала: когда она поднималась под углом, мне было страшно, что Турандот оттуда свалится. У нее шлейф-то нехилый:).
Ну и, конечно, апофеозом стал хорошо известный всем финальный гимн, написанный совсем не Пуччини, а его учеником. Так вот сердцеед и донжуан Пуччини и умер фактически на работе - в предвкушении торжества Любви.