Сохраняю себе для памяти. Возраст в статье означен дошкольный-младшешкольный, но идею можно распространить и дальше.
Оригинал взят у
slonikit в
Про "методику" обучения ребенка дома. Статья Алексея Битнера.Оригинал взят у
ispoetov в
МНОГА БУКАФ Недавно я написал статью про внешкольное обучение для одного журнала. Так случилось, что публикация не состоялась. Публикую эту статью. Вдруг кому-то будет интересно.
Новая возможность узнать то, что вы когда-то пропустили.
Родители дошкольников часто спрашивают меня, какую методику использовать при обучении ребёнка дома. Мой ответ звучит для них неутешительно: любая методика ухудшит ваше общение с ребёнком.
Если вы не хотите походить на школьных учителей и детсадовских воспитателей, необходимо отнестись к общению с детьми как к изобретательству. Это сложнее, чем навязать ребёнку занятия по известной вам теме и методике. Это сложнее, но зато это по-человечески!
Начать можно с обдумывания вот какой мысли: ребёнок, как и любой человек, НЕ ОБЯЗАН чем-либо интересоваться. Нет такой обязанности. Взрослые регулярно забывают об этом, потому что забывать об этом выгодно.
Любой предмет, любое явление может стать предметом ваших занятий с ребёнком, если ребёнку этот предмет, это явление интересно. Важен именно интерес. Никакая из учебных задач не стоит того, чтобы занять ею ребёнка вопреки его интересу, вопреки его воле. Заметьте, что ходить и разговаривать каждый из нас научилСЯ, нас никто систематически не учил этому, нам всего лишь не препятствовали и подбадривали. Между тем, освоение устной речи, наверное, одна из сложнейших задач для человека. Это в любом случае не проще, чем научиться читать или писать. Но вот надо же - разговаривать можно научиться самостоятельно, а чтение, письмо и счёт требуют, оказывается, какой-то методики... Всё что нужно - ваша внимательность, изобретательность и готовность учиться вместе с ребёнком. Ребёнок исследует мир и самого себя. Нужно подстроиться к этому процессу. Подстроиться непросто по нескольким причинам. Первое - интерес ребёнка часто неустойчив. Только-только вы подстроились и сами увлеклись, а ваше чадо уже переключилось. Придётся себя погасить, усмирить, иначе подстройка пропадёт, доверие будет потеряно. Второе - интерес ребёнка непредсказуем, а ваши познания небезграничны, частенько придётся признаться, что ответа у вас нет, что ваша эрудиция исчерпана. Это не повод для отчаяния. ЭТО САМЫЙ ВАЖНЫЙ МОМЕНТ. Учитесь вместе с ребёнком, покажите ему, КАК вы реагируете на собственное незнание, КАК вы узнаёте новое. Ищите в книгах (бумажных и электронных), спрашивайте у других людей (не втайне, а вместе с ребёнком спрашивайте!).
Чтобы ваше взаимодействие с ребёнком приносило и вам, и ему радость, не ждите чудес. Не ожидайте, что пятилетнее дитя обратится к вам с вопросом типа «Каково соотношение площади и объёма куба?». Дитя всего лишь будет вертеть кубик в руках, а ваша задача сделать из этого «вертения» нечто большее. Попробуйте, к примеру, спросить, сколько кубиков нужно, чтобы закрыть один кубик со всех сторон. Если интерес появился, занимайтесь этим. Вы выясните, что закрыть все грани можно шестью кубиками, а полностью скрыть кубик могут только 26 таких же кубиков. Вас интересует, зачем это? Да ни зачем. Просто пришло вам в голову, и ребёнку понравилось этим заниматься целых четыре минуты! Эти четыре минуты стоят многих уроков. Возможно, вы сами увлечётесь геометрией, возможно - просто поиграете в кубики. Важно помнить, что опыт самообразования приобретается малюсенькими порциями, незаметно. Человек (что взрослый, что ребёнок), привыкший учиться естественно, не подстраиваясь под других, исходя из собственных представлений о том, что нужно и что интересно, - такой человек не нуждается в школе, не нуждается в принуждении к обучению. Вопреки распространённому заблуждению, принудительное образование не развивает чувства ответственности, оно развивает способность подчиняться и выполнять бессмысленные задания. Смысл деятельности придаёт только сам человек, человек - источник смыслов.
И что же, скажут многие, а как же школьная программа? Что, если у ребёнка не возникнет желания её изучать? Отвечу. Не возникнет. И ничего страшного. Значительная часть так называемой школьной программы просто не заслуживает того, чтобы кто-то этим интересовался. Начнём с пресловутого «оформления». Гигантское количество времени и сил уходит у детей на то, чтобы научиться бредовым правилам оформления диктантов, задач и «примеров». Учиться отступать некоторое количество клеточек просто вредно. Дальше. Весь способ преподавания счёта в начальной школе ущербен. Человек, естественным образом научившийся считать, не нуждается в определениях «слагаемых», «суммы» и «значения суммы». Точно также не имеет отношения к грамотному письму умение подчёркивать сказуемое двумя чертами, а подлежащее - одной. Бездна времени школьника уходит на вредные или бесполезные занятия. Чтобы освоить программу одного класса начальной школы, нормально развитому ребёнку требуется 5-6 часов занятий в неделю, не больше. Чаще меньше. Главное, чтобы ребёнок был нормально развит, чтобы то, что в школе вколачивают систематическим повторением, он ловил на лету. Вот в этом обеспечении нормальности ребёнка родителей никто не заменит. Это вопрос каждодневного общения родителей с детьми по тысяче поводов.
Вокруг нас находится множество вещей, происходят разные процессы, которые обманчивы в своей обычности, каждодневности: каждый день вода многократно на наших глазах превращается из жидкости в пар и обратно; в холодильнике почему-то холодно (о том, что с обратной стороны холодильника горячо, многие даже не догадываются); пластик, которым покрыт стол, сделан из нефти или природного газа, но не похож ни на нефть, ни на газ; в оконной раме зачем-то три стекла (если это стеклопакет; если окно традиционное, стекла два, но принцип действия тот же); как-то устроены: телевизор, телефон, водопровод, система отопления, кондиционер, автомобиль, лампочка, смывной бачок, стиральная машина.... Миллиарды поводов что-нибудь узнать всегда есть под рукой. Естественная любознательность ребёнка обязательно зацепится за одну из них. В ваших силах холить и лелеять детское почемучество, показывая, что мир ещё удивительнее, чем это кажется ребёнку. Чтобы ребёнку было интересно, вам придётся заниматься самообразованием.
Можно сколько угодно поносить школу, но нельзя отрицать того, что школа такова, какова есть, потому что мы позволяем ей быть такой. Нам удобно как будто бы надеяться, что ребёнка в школе всему научат. Не научат. Ни в какой школе нет и не будет таких, как у родителей, возможностей, реагировать на детские вопросы. Никто не учтёт индивидуальность вашего ребёнка лучше вас. И тем не менее я часто вижу детей (7-8 лет и старше), которые впервые от меня узнают, например, что вода при замерзании расширяется. То есть родители не сделали простого опыта: наливаем в пластиковую бутылку воды, ставим в морозилку, вода замерзает и мы видим, что лёд выдавило из горлышка (если бутылка закрыта, она порвётся; если стеклянная - лопнет обязательно). Вода в этом смысле редкое вещество: большинство веществ при замерзании становятся более плотными, сжимаются. Пример: закрываем «пустую» пластиковую бутылку, т.е. бутылку, наполненную воздухом, ставим в морозилку, после охлаждения видим, что бутылка съёжилась, т.е. воздух сжался. Дальше можно много о чём поговорить, например, про свойство льда плавать в воде и защищать водоёмы от замерзания. И вот, такую простую в исполнении возможность значительная часть семей не используют для развития ребёнка! Часто встречаются дети, которые НИЧЕГО не знают про электричество, СОВСЕМ не представляют себе, откуда берётся вода в водопроводе, СОВСЕМ ничего не могут найти ни на какой карте и т.д. Это значит, что родители упустили множество шансов, в том числе шансы найти с ребёнком общий язык.
Все мы когда-то закончили школу. Большинство из нас почти всё забыли, что знали, а многого из так называемой «школьной программы» и не знали никогда. Обычно взрослые говорят ребёнку, что нужно учиться, чтобы быть широко образованным. Если у вас есть ребёнок, у вас есть шанс сначала сказать это себе. Заглянув в учебники, вы поймёте, как плохо они написаны и уже никогда не заставите своего ребёнка читать эти мёртвые тексты. Отойдя от учебников, вы можете заняться самообразованием и с удивлением обнаружить, как интересен, к примеру, процесс кипения воды. Наберите в Google «Кипение и эффект Лейденфроста», пройдите по первой же ссылке, обещаю увлекательное чтение и материал для занятий с детьми.
Или вы берёте образование ваших детей в свои руки, или это сделают другие. Так, как они это понимают.