Cамым сильным переживанием за весь просмотр "Сталинграда" стали поиски туалета. Сначала я пошла, как все нормальные герои, из зала налево. А там, за дверью с надписью "Выход", обнаружилась какая-то совершенно катакомбная вселенная: валялись старые кресла и какие-то железяки, об которые я чуть ногу не сломала; белые стрелки на зеленом фоне, развешенные вдоль извилистого коридора, отчетливо выводили меня прочь из кинотеатра; что-то натужно гудело в вентиляционной шахте; а на каждой встречной двери красовалась надпись "ТУ... Служебное помещение" или "Техническое помещение". Блуждала минуты 3-4, а впечатлений - как будто полнометражку с хорошим саспенсом посмотрела. Последней каплей стал запах - затхлый, отдающий сортиром, но таки не сортирный: за дверью, к которой я притопала вслед за запахом, оказался кулер без фляги, но с лужей на полу - то ли сам напруденил, то ли кто-то из отчаявшихся найти туалет. Плюнула на все, вернулась обратно в зал и выбралась из него через другой выход, цивильный.
На выходе субтильный юноша-контролер выдал мне ориентир: "Вам нужно направо от слона". "Боже ж мой, - подумала я. - Куда это я все же попала?" Слона, кстати, нашла с первой попытки, у меня на них нюх куда более точный, чем на сортиры.
В результате похода прохлопала самый "романтичный" момент фильма, после которого, как стало ясно из дальнейшего рассказа закадрового голоса Федора Бондарчука, девушка Катя стала немножко беременной.
Ну, да Бог с ней, с романтикой! Я что, собственно, хотела сказать. Если вы смотрели "9-ю роту" того же автора, то вы, безусловно, найдете множество параллелей с ней в новом эпичном полотне: от взрыва "настоящего" Хенкеля до повествований за кадром, рассказывающих о несостоявшейся судьбе героев. Если вы смотрели "Обитаемый остров" опять того же автора, вы, несомненно, поймете, что крепкую литературную основу довольно тяжко испортить слишком киношным подходом (мне даже захотелось пересмотреть ОО), зато в ее отсутствие киноряд может и не вытянуть сколько-нибудь стоящей идеи.
Я не знаю, для кого снимался "Сталинград". Мальчикам, наверное, будет интересно посмотреть на еще одну виртуальную войнушку: там ведь и подбитые танки же стреляли, ага, - дуплетом желтого в угол. (с) Но я не смогла его воспринять как нечто единое, как послание, как художественное произведение, как рассказ, героям которого можно сопереживать, в конце концов. Зато пара экзистенциальных фраз в памяти осела:
Первая: "Родина большая, ее не убьют".
Вторая: "В Индии у каждой проститутки по шесть рук! Вы только представьте, что они могут делать одновременно".
PS: Первые несколько эпизодов я усиленно пыталась разглядеть робота-манекена, которого мы везли в августе 2011-го, но, видимо, он был слишком хорошо загримирован. Потому что у меня сложилось впечатление, что он снялся в целой куче сцен. Ну, да Бог с ним, с роботом! Главное, чтобы не было войны!
Всем мир и доброго дня!