Просмотр начался с прелестного флешмоба: малолетняя шпана мужеска пола распылила на входе в Каро, который в "Атриуме", перцовую вытяжку. И, бодро взбрыкнув голенастыми конечностями, удрала. Вестибюль с полчаса являл собой филиал туберкулезного диспансера с кашляющими, чихающими, льющими сопли и слёзы (в особо тяжких случаях) "пациентами". Кассиры, отгороженные от всего этого только стойкой, у которой даже нет стекла, зажимали рты и гоняли администратора за водой. Все прониклись друг к другу немедленной симпатией и сочувствием. В общем, всё было живенько и не без душевности.
А теперь про Фэйсбук (он же The Social Network, он же - фильм Дэвида Финчера). Смотреть можно. Нужно ли? Это вам решать.
С моей точки зрения,
ему (Марку Цукербергу, отцу-основателю ФБ)...польстили (актер Джесси Айзенберг)
И настолько круто польстили, что классический задрот стал вполне себе лирическим героем из тех, которые "раз в поколение" и т.д.
Вообще удивительная штука получилась у Финчера, если учесть, что сценарий являет собой по сути выдержки из блога Цукерберга и материалов двух досудебных разборок. Фокус смещён так, что зрителя, по крайней мере, меня вообще не волнует, спёр он идею ФБ у братьев Винклвосс или нет.
Может, и спёр. Ну и что?
Ларри Эллисон, глава Oracle, спёр идею реляционных СУБД у IBM. Справедливости ради надо сказать, что IBM отправила эту идею в отстойник как бесполезную. Я вам даже не берусь описать, как в IBM до сих пор (!) реагируют на эту историю. Даже в российском представительстве, хотя, казалось бы, что нам до их разборок?!
Билли Гейтс, глава-сами-знаете-чего, чего только ни пёр собственными руками и руками подведомственной корпорации. Когда я впервые увидела MS Word (тогда ещё на Windows 3.11), я поразилась, как программулина до боли смахивает на маковский Word Simple (да, Мак Ось я увидела раньше виндовой, хех).
Кевин Митник тоже не заморачивался христианской моралью, нажил имя на отысканных дырах телнета, сперев идею у своего одаренного френда (это не я сочинила, так в Вики написано, в книжке "Хакеры" написано ещё подробнее) и стал иконой хакерствующих сетевых флибустьеров. Теперь - признанный спец в области безопасности и, прости Господи, социальный инженер. Представляю, какими добрыми словами поминают его AT&Т, Pacific Bells и почившая в недрах НР корпорация DEC.
Художественное полотно, просмотренное мною вчера, тоже не морочилось поиском истины в юридическом понимании. Скорее оно пыталось препарировать феномен человека, который, не найдя места в системе, сделал себе отдельное место и перекроил систему под себя. Занимательная вивисекция с попыткой не навредить живому организму.
Некоторые ушлые кинокритики пытаются провести параллели с Citizen Kаnе, но что-то мне подсказывает, что это сравнение из разряда "круглое-с-красным". Одно дело - маньяк-медиамагнат, другое - природный дауншифтер, на дух не принимающий ценности "традиционной" цивилизации. У всех, поименованных мной господ, есть одна общая черта - кроме дебиловатого вида хронических задротов - редкостное пренебрежение к деньгам. Они не делают из денег деньги, чтобы из них делать деньги, они... играют. А деньги - побочный продукт. Цукерберг, по слухам, живёт в небольшой квартирке и спит на надувном матрасе, Ларри предпочитает спортивные костюмы и проводит время на яхте (не потому что это круто, а потому что любит парусный спорт до потери пульса и до сих пор участвует в регатах), Билли пытается осчастливить всех, увлекшись благотворительностью (хотя MS, безусловно, алчная контора, но это уже не совсем Билли), Митник пишет книги и консультирует и не сказать чтобы шикует.
И ещё одна общая генетическая черта братьев-сталкеров, не брезгующих чужими идеями, - честолюбие. Оно сильнее алчности. "Признай меня высшим, и будет тебе прощение!"
Цукерберг - аутсайдер среди гарвардской разгульной жизни (в клубы лапушку не берут, ай-яй-яй), собрался с мыслью и надрал задницу "золотым" мальчикам;
Ларри полжизни бодался с Билли, и когда опередил его в чарте самых богатых людей, был счастлив, как отваливший от сиськи свеженакормленный младенец (правда, в рейтинге ФОРБСа на 1-м месте он продержался всего три дня, но ему и этого хватило);
Митник недаром книжки пишет, к писателям слава вернее приходит, если, конечо, литагент правильный, а ещё его имечко, ставшее нарицательным, фигурирует в художественном полотне "Взлом" (Takedown);
Билли даже в пиаре не нуждается, скорее, пиар - в нем.
Собственно, позиция этих ребят понятна. В мире, где компания создается, чтобы потом её можно было продать, нет более постоянного актива, чем "доброе" имя. Кстати, парадокс: у нас, как, например, у японцев, в менталитете заложено, что раз уж ты пришел работать в компанию, ты должен ей СЛУЖИТЬ, и чем дольше, тем лучше; а на Западе - "если ты не дурак, выложись по полной, возьми всё лучшее и свали прежде, чем её скупят на корню".
А где тут, собсно, социальная сеть? - спросите вы.
А нигде, благородные доны и доньи, - отвечу вам я. - Это кино не про социальную сеть, хотя она там тоже присутствует.
И это меня, прошедшую перечный ад (см. самое начало) из профессионального интереса, несколько разочаровало. Ну, в самом деле, что это за светлая истина "Все хотят знать, кто с кем спит и с кем можно перепихнуться". И как работать в этих ваших New Media, если большая часть ЦА занята решением этого ребуса, а?