Jan 27, 2014 18:38
Доброго времени суток каждому, кто это читает. Не так давно мне на глаза попался школьный список литературы и свои эмоции по этому поводу решили разделить с вами.
Часть 1 - критика конструктивная и эмоциональная
Отвлекитесь на миг, на секунду закройте глаза
И ту книгу вспомните, что листали совсем недавно.
Вы забудьте "табу", ненадолго отбросьте "нельзя" :
Ужасы - тоже литература, эротика и подавно.
Книга во всех языках не случайно женского рода -
Созданная мужчиной, его же заставила себя боготворить.
Ей дан дар: из одного человека мгновенно сделав "урода",
Другому шелестом строк гениальность будет дарить.
А теперь вспомните то, чему Матушка вас научила:
"Женщин много, но "единственную" с умом выбирай".
А ведь с книгами точно также жизнь распорядилась:
Страницы одной - обожгут, другая подарит рай.
Наши Матушки из века в век пекутся о нашей защите -
Волнуются, чтоб в плохие руки мы не попали.
Почему же они за книгами не следят, хоть вы мне скажите !
Вот, к примеру, вы школьный список книг видали ?
Так что, долой лирику (и так расписалась) - будем логично рассуждать:
Молоко, к примеру, просроченное нам пойдет не в прок,
Но, отчаянно сопротивляемся мы понять -
У большинства книг тоже есть годности срок !
Не спорю - книги "вечные" есть у нас в собственности,
Но пальцев руки хватит, чтоб их сосчитать.
Есть у них у каждой свои особенности:
Их нельзя, к примеру, взять и за ночь прочитать.
У каждой свои возрастные ограничения -
Как то не представляется, чтоб подростки Данте читали.
Да и со стилем письма у многих есть затруднения -
Как бы вы мир, скажите, по Гюго познавали ?
Нет, книги великие они на то и "вечные",
Чтобы вечно на полке в библиотеках стоять,
А мы ж с вами будем вести споры просторечные
О тех книгах, по которым нам жизнь изучать !
Итак, школьников возьмем обыкновенных,
Пример ж нам понадобится анатомический:
Мальчика и девочку (для анализа достоверного),
В меру читающих, в меру усидчивых.
И посмотрим, чему эти книги из списка научат их,
Проведем, так сказать, опыты разнообразные:
Какой книги затронет пытливую душу стих,
А какую на расстояние стоит убрать безопасное.
Я напомню, что мнение здесь мое - субъективное,
Так что обидеть, поверьте, я никого не стремилась.
Поэтому, если у вас сложится отношение негативное,
Лучше, чтоб на этом для вас моя тема и закрылась.
Итак, начнем - класс пятый для начала себя представим -
Возраст юный, задорный и в меру шумный.
Они, кстати, нам с вами много забот не доставят -
Они пока еще не совсем наглые и даже почти не занудные.
И вот , первое, что в мне сразу глаза бросается -
Это Милая книжица "Хоббит туда и обратно".
Как сей талмуд, который на весы не помещается,
В одиннадцать лет понять - мне лично не понятно.
То есть, друзья мои, так получается, видимо,
Что Онегина и Карамазовых рано деткам читать,
А вот чтоб из-за описаний сюжет не двигался -
Это мы с удовольствием, это надо им продвигать.
И в этом юном, задорном возрасте прелестном
Мы им головы скучной нудятиной забьем.
Да "Гарри Поттера" даже дать более уместно
Там хотя б веселее, что уж сказать про объем.
Итак, ладно, переходим на год выше
Здесь у нас,кстати, веселее рисуется картина
Здесь у нас уже Джек Лондон слышен -
Похоже, мы начинаем мыслить позитивно.
Но, не тут то было - Эдгар По на их головы
Смотрит из-за черной философской тучки.
Не поверите, но тут у нас опять Толкин -
Машет нам из-за Мордора ручкой.
То есть, видимо, кто-то его не осилил -
Только так объяснить могу эту схему.
Может учитель не смог - он же не всесилен,
Поверьте, Толкин даже в сорок - для мозга проблема.
Мало нам волосатого мальчика, с кольцом бегущего,
Лучше б "Хаджи Мурату" отдали больше времени.
Нам подавай историю портрета, силы сосущего,
Среди уныния, философии, слез и темени.
Это ж детям полезно, это нервишки их закалит
Темноты им, уныния, больше книг негативных,
И пусть от философии молодой мозг болит -
Пусть спать перестанут от книг, скорбью обильных.
Теперь дальше - Александра Дюма все читали ?
Нет, не адаптации, тех "Мушкетеров", которых он написал.
Я бы, к примеру, в двенадцать лет осилила едва-ли
Средневековых страстей и насилия карнавал.
Разврат и убийства, насилие, пытки, смерти,
Лувр, как дом для казней, козней и зла,
Я, Коль не жалко нам деток, то, поверьте,
Еще б "Королеву Марго" им на лето дала.
А, что, пусть историю Франции знают,
Пусть в двенадцать познают что такое интриги,
Покажем такое, о чем знать и не чают -
Жизни же учат эти бессмертные книги.
Вы не думайте - книга эта хорошая, я б сказала прекрасная -
Но есть возраст, в котором можно и нужно ее читать,
А в двенадцать лет она не полезная, не безопасная -
Мозг совсем юн он еще не умеет ее воспринимать.
Конан Дойл. О, книги о логике неизменной:
Прочитали и бежим изучать, кто во что одет,
И счастливы были (хоть детективы мы скверные) !
Вот тут перестану брюзжать - претензий к гению нет.
Я бы, честно сказать, его сделала обязательным,
Я б давала его на чтение каждый год,
Чтобы деток учить быть логичными и внимательными,
Что деталь минимальная правду в себе несет.
И что зло не останется никогда безнаказанным,
И неважно, пройдет ли год или день, или час.
Что гений порой может быть обаятельным,
А порою просто внешне отталкивать нас.
Но, отвлеклась, на хорошее грех не отвлечься.
Вернемся к хандре и депрессиям, нам о них не забыть -
Как должен учитель извернуться, проникнуться или увлечься,
Чтобы детям всю философию По объяснить.
Как вложить в двенадцатилетние юные головы
То, что студентам философам понять не под силу.
Может, вы думаете, что детки уже готовы
Еще и Кафку понять ? Канта ? Они ж не всесильны !
Скажете, он же маленький, что там читать - две строчки,
Но у По в каждом знаке свой смысл особый есть.
Понять - это не прочитать весь рассказ от точки до точки -
С таким же успехом можно книжку и просто съесть.
Седьмой класс - здесь у нас продолжение самокопания По.
Вы скажите мне - автор списка на дилогиях был помешан ?
Нет, ну ладно бы повторять его со студентами - им даже полезно оно,
Но дети то чем провинились - они пока так то безгрешны.
И вдруг - неожиданно - "Путешествия Гулливера" мы лицезреем -
Я бы обрадовалась, но есть одно странное "но"
То есть для философии пятиклассниками они созрели,
А вот добрую сказку понять только сейчас им дано.
И есть один пункт, во мне вызывающий противоречие острое,
Как бы помягче, поаполитичней сказать -
Фильм, снятый как кальку по книге вы обвинили в чрезмерной жестокости,
А книгу даете семиклассникам дома читать.
То есть, я понимаю, "Война миров" у вас сомнений не вызывает,
Крича о жестокости фильмов, забыли вы корни их поискать.
И тут вот еще нестыковка одна всплывает -
Не поздновато тогда им русские сказки давать ?
Чувство такое, что над списком два составителя бьются -
И то ли они не знакомы, то ли договориться не могут:
Если брать список "русский" - дети слишком долго детьми остаются,
А с "зарубежным" больно быстро к взрослению находят дорогу.
Восьмой класс - возраст тяжелый, обидчивый, бунташный и вредный,
"Миг", что формирует характер, с которым им жить !
И тут, честно, простите, но абсурд издает просто клич победный -
Мы их решаем Ги Де Мопассаном добить !
Что ж, господа, не Сапфо, почему бы и не Маркиз Де Сад,
Они же идеально сочетаются с Виктором Гюго !
А вы все интересуетесь: "Почему ученик литературе не рад" -
Как же вы далеки от школы, коль так рассуждать вам легко !
Вы в девятом классе даете детям сонеты "Шекспира",
Не задав и на секунду вопроса "Зачем?".
Его уж давно ждут библиотек архивы -
А вы все его текстами прибавляете учителям проблем.
И, вдруг, в конце списка я увидела пункт "современная литература"
Загорелись глаза, я решила: "ну наконец-то, слава Б*гу, вот оно !".
Поздно я поняла, что губу раскатала, а она у меня в книгах не дура,
Я увидела список и восторг полетел на дно.
Вы поверьте, я ничего против Татьяны Толстой и Людмилы Улицкой не имею,
У них хороший стиль, им есть о чем написать,
Но скажите мне одно - никак не уразумею -
Из огромной вселенной книг - это лучшее, что можно детям дать ?
Теперь я закончу повествование первой части -
Сочту за честь, если захотите вторую читать.
Там я раскрою свои карты и разложу их по масти -
Я собираюсь вам о полезных книгах рассказать.
Вот и вся первая часть - благодарна тем, кто не пожалел времени.
Истинный филолог