Я выросла в старинном казацком селе Мигея на севере Николаевской области. Деревня вроде и небольшая, но рассказывать о ней можно часами. Поскольку я об этом уже писала для одного сообщества, то сохраняю на случай "вдруг пригодится" :)
Во-первых, там уникальный ландшафт и в связи с этим флора. Там выходит на поверхность Украинский кристаллический щит, и село лежит в долине реки Южный Буг, обрамленной гранитными скалами.
Эпичности здешним закатам и восходам добавляет многовековая история: первое греческое поселение на этом месте насчитывает больше двух с половиной тысяч лет. Правда, греки здесь были не первыми: при раскопках находили остатки времен палеолита, бронзы (около 6-2 тысяч лет до нашей эры), и более поздние поселения скифов и черняховской культуры. Однако именно греки дали название этому месту, произошедшее от греческого Эмигео, т.е. "моя земля" (кстати, именно поэтому правильно на русском писать МигЕя, а не Мигия, как ошибочно иногда полагают, переводя с украинского Мигія).
В середине 16-17 века здесь поселились казаки, облюбовав пороги Южного Буга, как труднодоступные для подступа места. Ныне эти пороги стали излюбленным местом рафтеров, которые, влюбившись в этот край, приезжают сюда каждое лето с самого моего детства.
Фото не мои,
интернетные.
Во времена казачества примерно по одному небольшому притоку Буга село делилось на "верхнее" и "нижнее", и такое разделение было совсем неслучайно: в "нижнем" жили реестровые казаки, подчинявшиеся польской короне, в "верхнем" же - свободное казачество, не признававшее хозяев и позже образовавшее Бугский Гард. До этого территории таким же образом были разделены между казачеством и турками. Кажется, речушка, разделявшая враждующие стороны, называется Ташлык, но как говорила бабушка, в этой местности каждую небольшую речушку зовут "Ташлыком", так что тут уж за достоверность не поручусь.
Самое любопытное, что этот "водораздел" и даже некоторые не то чтобы враждебные, но настороженные отношения двух половин одного села сохранились практически по сей день, от чего довелось пострадать даже моим родителям. В верхней части села находится сегодня Мигеевский аграрный техникум, в котором преподавали две мои бабушки и один из дедушек; по традиции там в общежитиях и у хозяек поблизости живут студенты. Возможно, поэтому люди на той половине половина села считались более строптивыми, непокорными, что ли; там же жила семья моей мамы; там же провела детство и я, вот почему у меня такой отвратительный характер!)). А отец жил в нижней части, поблизости от ГЭС, где работал второй дедушка, где была школа и кладбище, и люди считались вроде как спокойнее. И как-то после того, как он проводил маму со свидания домой, ему даже досталось от "верхних", чтобы мол, не ходил к их девушкам. Впрочем, отца это не остановило))))))
Говорят, будто родом из Мигеи был славный казак Мамай, памятник которому стоит на Майдане Независимости в Киеве. Казак сей считался характерником - т.е. колдуном, умевшим гипнотизировать, гадать, обращаться в животных (чаще всего волка), лечить раны и болезни. Сегодня он представляет собой идеализированный образ казака-степовика, путешественника, философа, этакий идеальный рыцарь-украинец. Кстати, почему характерник, и почему именно отсюда - есть логичное объяснение. Обернуться волком - это, вероятно, иносказательное описание умения сливаться с местностью и уходить от врагов. Посреди гранитных скал, зная местность, думаю, сделать это проще простого. Еще важнее его удивительное умение лечить болезни и раны, ставя на ноги безнадежных больных. Помните, я писала об уникальной флоре? Так вот, в Мигее растет множество редчайших растений, в том числе лекарственных, которыми Мамай, полагаю, с успехом и пользовался.
Кстати, о растениях. Абсолютное большинство их - в Красной книге, иные встречаются кроме этого места только в Крыму. Увы, за последние годы наши руссо-туристо-облико-морале изрядно подуничтожили это прекрасное разнообразие. И мне безумно жаль, потому что многие растения, которые видела моя бабушка (ботаник по образованию), я уже не застала, а следующее поколение, вероятно, не увидит и десятой доли того роскошного великолепия, которое довелось увидеть в детстве мне.
В разнообразие флоры сделал существенный вклад помещик Виктор Скаржинский, которому принадлежала Мигея. Он разбил за селом большой сад, где несмотря на нынешнее запустение деревья до сих пор плодоносят: я помню, как в детстве мы собирали там замечательные "одичавшие" яблони и груши, которые были вкуснее "культурных". В самой же деревне он высадил шелковицу, завез и много новых растений, экзотических для этого края. Благодаря уникальному микроклимату они прижились здесь и некоторые сохранились и доныне. Скаржинские же открыли здесь больницу и школу, построили две мельницы, одна из которых ныне представляет собой гидроэлектростанцию. По словам мамы, в советское время в шестидесятые годы в здании нынешней ГЭС располагалась местная больница и роддом, в котором родился мой отец.
С Мигеей связано множество легенд. Одну из них, то ли легенду, то ли быль, которую мне рассказывал покойный дед, расскажу, как запомнила: на одном из островов напротив села (вероятно, Большой Мигейский) когда-то жил турок, у которого было четыре красавицы-дочки. Остров намывной из речного ила, довольно большой по площади, историки говорят, что появился он примерно в середине 19 века. Ил - плодородная почва, потому турок успешно выращивал там пшеницу, держал огород, хозяйство. К острову никого не подпускал, окрестных парубков, пытавшихся пробраться к дочерям, драл нещадно, а то и пристрелить мог. Суров был, в общем. Но Южный Буг берет свое начало поблизости от Карпатских гор, и нередко весной превращаются его ленивые струи в мощные потоки. Село на возвышенности выстаивало, но остров-то был совсем невысокий. Однажды ночью пришла большая вода, и не стало больше ни турка, ни его дочерей, смыло все подчистую. С тех пор сельчане отговаривают всех желающих там поселиться. Да и турок, говорят, бродит, все дочерей стережет.
Собственно, вот один из таких островов, соседний, тоже из интернета.
Собственных фото у меня не сохранилось, хотя я иногда езжу специально, чтобы пофотографировать окрестности, но... Для меня всегда было сложно фотографировать Мигею. Даже если приезжаешь туда с фотоаппаратом, смотрят на тебя эти вековые скалы и нерушимые здания, которые стояли здесь до тебя и будут стоять после, даже когда последний след твой истлеет в земле, - а ты тут со своим "остановить мгновение"... Пффф... Разговор бабочки с вечностью...
(про нерушимость не утрирую: после революции большевики пришли "разрушить старое до основанья", начали разбирать ради камня старую мельницу позади ГЭС, которая у острова Мамая - одна стена им так и не далась, как и фундамент))) стоит, знаете ли, до сих пор, и не рушится: говорят, тогда основу на кладку мешали на яйцах, а яйца у казаков были железные))))))))
Потому покажу гениальное, но тоже интернетное того же автора, идеально передающее часть атмосферы этого удивительного края.
Это собственно Мигейская ГЭС.
========
Я до сих пор ищу "свою" вышиванку, но цвета ее я знаю точно. Однажды глубокой осенью я бродила вокруг другого старого мигейского здания, нынешнего сельскохозяйственного техникума, размышляя о его истории и любуясь этими же великолепными цветами - камня, кирпича, мха. И вдруг меня осенило: я пока еще не знаю, какие будут узоры на моей сорочке, но цвета - эти.
Цвет гранита и моих глаз. Цвет кирпича. Цвет мха. Цвет лишайника. Цвет ржавого старого металла. А цвет ткани - цвет выжженой, выгоревшей летней степи, я кажется, сердцем чувствовала, когда покупала в Черновцах.
Эта вышиванка - это будет мое, родное, я сама. Мигея - Эмигео - Моя Земля.