Много раз натыкалась на эту аббревиатуру (расшифровывается как "теория решения изобретательских задач", такое направление педагогики), и вот на днях все же выяснила, что это и с чем его едят. Вот тут можно найти про ТРИЗ подробнее:
http://www.trizway.com/ Случайным образом попала на семинар ТРИЗ-педагога
А. Гина в т.н. "Школе мышления". Семинар был довольно-таки сумбурным, много ненужных лично мне лирических отступлений, но сам дядечка интересный, и подкинул нам (или скорее напомнил) несколько хороших идей на тему взаимодействия с ребенком.
И еще мне понравилась его книжка со сказками-задачками про кота Потряскина. Ее-то и хочу порекомендовать. Она издана в двух вариантах - дешевом и подарочном. Подарочный уж очень кусается (имхо), а в дешевом есть все то же самое. Пока не купила, но планирую. В лабиринте есть. Идея книги в интересных сказках-задачках, которые предлагается решить разными способами. Например, рассказывается сказка, в которой падишах должен просунуть нитку через все витки ракушки. И спрашивается, как это сделать. Как варианты решения - надо привязать нитку к муравью или там запрячь червячка, и т.д. И таких сказок там штук сорок, каждая как минимум на разворот.
Один из простых, но важных для меня выводов после семинара: в семье должна быть культура удивления. Т.е. не забывать удивляться вместе с ребенок и вслух всяким обыденным вещам. Например, "ого! посмотри, облака все снизу плоские, а сверху - кучерявые. почему бы это?" "смотри, как удивительно! Ворона сидит на проводе и не падает. А помнишь, как сложно тебе было по жердочке пройтись? Интересно, почему?" "Все столбы прямо стоят, а этот криво. И представляешь, не падает!" При этом лучше даже не давать разгадку, если не просит. Можно озвучить версии, подчетркивая этим, что у любой задачи обычно есть более чем один вариант решения. Но важно не забывать озвучивать вот такие "открытые задачки". Гин это называет культурой удивления, умением видеть чудеса вокруг себя. Я не знаю, как там ТРИЗ это объясняет, как это помогает развитию изобретательского мышления, но интуитивно чувствую, что он прав. Что мы-взрослые привыкли видеть перед собой привычный фон, скучную действительность. Поставила себе галочку.