Первые британские феминистки, 16-гранный дом с 200-летней историей и волшебная Галерея Шелл

May 27, 2024 21:13





Внутренний двор дома А Ла Ронд в Девоне



В Девоне, недалеко от устья реки Экс, поселка Лаймстоун и когда-то фешенебельного курорта Эксмут можно заглянуть в небольшое поместье, принадлежащее сейчас благотворительной организации Национальный Фонд (National Trust), где уже более 200 лет стоит необыкновенный причудливый дом. Его построили для себя в конце XVIII-го века две хорошо обеспеченные благодаря наследству родственников и независимые нравом кузины - Джейн  (1750-1811) и Мери ( 1767-1849) Парминтер.



Коттедж А Ла Ронд, вид с луга

Их называют первыми британскими феминистками, хотя ни в каких политических движениях они не участвовали, за права женщин активно не боролись, да и сам термин «феминизм» появился гораздо позже. Кузины Парминтер просто жили так, как им нравилось, отказавшись от навязываемых обществом стереотипов того времени - необходимости замужества, финансовой и моральной зависимости от родственников-мужчин, управляя собственным имуществом самостоятельно и по собственному усмотрению решая свою судьбу.

При этом они не отказывались от своего религиозного долга (обе были свято верующими протестантками) и помогали бедным и слабым членам протестантского сообщества - одиноким женщинам, особенно обращенным еврейкам, и девочкам.



Вид на водонапорную башню А Ла Ронд из яблоневого (сидрового) сада

Унаследовав в молодом возрасте большие состояния, в 1784-м году очень привязанные друг к другу сестры отправились путешествовать по Европе, как это делали в то время юноши из богатых аристократических и не очень семейств. К сожалению, дневники Джейн, которые она вела во время путешествия, не сохранились. Они были отданы на сохранение во время Второй Мировой войны и пропали во время бомбардировки Экзитера. Известны только воспоминания родственников, читавших эти дневники, которые воспроизводят маршрут путешествия и впечатления сестер.



Ареукария чилийская рядом с коттеджем

10-летний Гранд тур, во время которого Джейн и Мери жили в городах Франции, Швейцарии, современной Италии и (возможно) Испании и Португалии, закончился решением и дальше жить вместе, вернуться домой, не выходить замуж, обосноваться в Девоне и построить для себя особенный дом, идея которого была навеяна, как считается, в первую очередь, впечатлениями от восьмиугольной византийской базилики в Равенне.



Базилика Сан Витале в Равенне, 6 век.

Посещая итальянские города ( как известно, объединенное итальянское государство (Королевство Италия) формально появилось только в 1861 году и еще около 10 лет объединялось фактически), Мери и Джейн изучали искусство, архитектуру, религию, литературу. В доме много реликвий, картин и предметов мебели именно из Италии.

Кроме багажа впечатлений, знаний и воспоминаний из европейского Гранд тура было привезено немало диковиных безделушек, предметов искусства и ценных изделий для интерьера, размещение которых задумывалось в их новом доме, созданном именно для них и с учетом всех их идей и пожеланий.

Необычное по форме 16-гранное здание, похожее на гигантскую английскую голубятню, по семейной легенде, было спроектировано самой Джейн. Но, скорее всего, сестрам принадлежали только идея и готовый дом. Архитектором, возможно, был один из 2 их дальних родственников Джонов Лаудеров (отец и сын, их звали одинаково). Авторство сына кажется более вероятным, поскольку позже он стал известным архитектором в Бате и построил здание 32-гранной Национальной школы Бата и округа (снесена в 1896 году). Хотя, на момент строительства А Ла Ронд ему было всего 17 лет.

Дом был завершен примерно в 1796 году. Облицованное камнем здание состоит из 20 комнат. Комнаты на первом этаже выходят из центрального холла  высотой 35 футов (около 11 м), названного «Октагон» (Восьмиугольник), и первоначально соединенного раздвижными дверями. Центральный светильник выходит за пределы крутой крыши. На нижнем этаже располагался винный погреб, кладовая и кухня, а в верхней восьмиугольной галерее размещалась сложная уникальная галерея ракушек ручной работы, создаваемая сестрами своими руками в течение нескольких лет.



Центральная комната Октагон



Потолок и Галерея Шелл по периметру Октагона с люстрой

Этажи соединены узкой лестницей, облицованной ракушками, которую немецкий историк архитектуры и искусства Николаус Певснер назвал «самой необычной особенностью дома». Между комнатами находились клиновидные треугольные лобби с ромбовидными окнами.



Книжный клин-лобби рядом с комнатой-библиотекой

Предназначение помещений определялось временем дня, когда та или иная комната получала естественное освещение. Выходящие окнами на запад комнаты использовались вечером, восточные - в первой половине дня - например, спальни, ведь искусственного газового или электрического освещения во времена сестер Парминтер еще не было, а свечи и масляные лампы давали только приглушенный свет.

В так называемой Большой гостиной находится бережно восстановленный Национальным фондом оригинальный фриз из перьев на рыбном клею, изготовленный кузинами, чьи ремесленные навыки были превосходны.



Фриз и перьев ручной работы в Большой гостиной



Реставрация фриза из перьев



Коллекция ракушек и безделушек в Музыкальной комнате

Некоторые предметы интерьера  заказывались сестрами уже в Англии, у местных мастеров.



Инкрустированный столик (1802 г.) в Большой гостиной, заказанный сестрами в память о посещении Швейцарской достопримечательности

Певснер охарактеризовал здание как «совершенно восхитительное и уникальное творение», а Галерею как «очень очаровательную», но «к сожалению, плохо отреставрированную». В 2023 году последнее замечание перестало быть справедливым, поскольку Национальный фонд завершил реставрацию Галереи и грота, на которые ушло 3000 часов работы специалистов.



Галерея Шелл



Галерея Шелл

К сожалению, посетить Галерею во время визита в А Ла Ронд теперь не удастся. В связи с ее хрупкостью после реставрации было решено закрыть ее для публики. Есть возможность только заглянуть в грот и увидеть небольшую часть Галереи снизу. В Октагоне предлагаются и зеркала, в которые якобы можно что-то увидеть в Галерее, расположенной на 11-метровой высоте. Мне это не удалось. В помещениях цокольного этажа планируется разместить экран с демонстрацией фильма о Галлерее и работе реставраторов.



Вид на Галерею Шелл из грота.

Создав этот необычный дом, сестры хотели сохранить его для потомков. После смерти Джейн, которая была старше на 17 лет, единственной владелицей поместья осталась Мери. Ее же завещание оказалось довольно необычным и оригинальным. Согласно этому еще и очень длинному документу (завещание сохранилось), владеть домом могла только одинокая незамужняя родственница без детей, причем 6 первых наследниц прямо перечислялись по именам. Довольно долго это условие выполнялось, но последние 2 упомянутые в завещании родственницы принять наследство не смогли или не захотели, и коттедж А Ла Ронд был продан.



Музыкальная комната



Большая гостиная в доме с силуэтом Джейн Парминтер в картине над камином

Преподобный Освальд Райхель, единственный владелец-мужчина А Ла Ронд, приобретший дом уже вне правил завещания Мери Парминтер, внес существенные и, похоже, тщательно продуманные, изменения в собственности. Они включали строительство водонапорной башни и прачечной, оборудование ванной комнаты и центрального отопления , строительство спален наверху со слуховыми окнами, установку окон первого этажа, тяжелого кухонного лифта  и переговорных труб , замену оригинальной соломенной крыши черепицей и добавлением внешнего подиума.



Батарея центрального отопления, оставшаяся со времен Освальда Райхеля

Последний частный владелец собственности удалил все, кроме одного, из очень больших радиаторов центрального отопления, установленных Райхелем, а с покупкой собственности Национальным фондом в 1991 году настенные покрытия были восстановлены до более аутентичных цветов того времени. Оригинальная кухня и кладовая на цокольном этаже теперь функционируют как офисные помещения, и в ближайшие несколько лет планируется превратить их в помещения для интерпретации и совместного творчества.

Югом дом обращен к реке. С холма от дома открывается замечательный вид на устье реки Экс и близлежащий Эксмут.



Вид с дома на реку

Джейн Парминтер умерла в 1811 году и была похоронена в небольшой часовне Point-in-View (Точка зрения), которую сестры построили незадолго до ее смерти на своей земле. Через 38 лет там же нашла свой последний приют и Мери. Кроме часовни, рассчитанной на 10-15 человек, кузины организовали небольшую богадельню для женщин и школу для девочек. Богадельня для 4 женщин с определенными правилами приема существует до сих пор, как и содержащий ее трастовый фонд, созданный уже Мери Парминтер.



Часовня Point-in-View

Джейн и Мери проявили большой интерес к обращению евреев в христианство. В документах на богадельни прямо говорилось, что любая еврейка, принявшая христианство, будет иметь преимущество перед всеми остальными в качестве кандидата на место. После смерти Джейн даже возникла история, что она якобы приложила к своему завещанию теолого-политическое дополнение о том, что дубы в А-ля-Ронд «должны оставаться стоять, и рука человека не поднимется против них, пока Израиль не возродится и евреи не вернутся в землю обетованную».



Надгробная плита Джейн и Мери Парминтер в часовне Point-in-View

Преподобный Льюис Уэй, гостивший у родственников в этих местах и пораженный видом дома А Ла Ронд, похожего на дом с островов Южного моря, услышал местные сплетни о том, что Джейн заставила похоронить себя в часовне в вертикально стоящем гробу и о ее дополнении к завещанию.

Вдохновленный, Уэй стал инициатором создания Лондонского общества пропаганды христианства среди евреев - по сути христианской сионистской организации - и эта история постоянно рекламировалась этим обществом и другими, имеющими аналогичную программу. В 1877тгоду Франц Делич даже написал брошюру о Парминтерах под названием «Дубы А Ла Ронд». Однако, в конце 19 века, эта история была однозначно опровергнута расследованием самого Общества. Никакого дополнения к завещанию Джейн не существовало.

Однако, интерес у кузин к обращению евреек в христианство определенно был. Предполагается, что он возник у сестер Парминтер во время Гранд-тура, когда они стали свидетелями христианского крещения еврейки в Риме и узнали о трудностях, с которыми сталкивается загробная жизнь такой новообращенной, отрезанной от своего народа.



Тюльпаны около А Ла Ронд

Если вас заинтересовал дом А Ла Ронд и вы хотели бы узнать о нем больше и не только прочитать, но и увидеть, приглашаю вас на свой youtube канал  "Путешествуем по Великобритании", ниже ссылка на видео с сюжетом на эту тему. Подписывайтесь на канал и узнаете еще больше интересных подробностей о британских достопримечательностях.

image Click to view



Previous post Next post
Up