Опубликовано в журнале "Журналистика и медиарынок" №6 - 2019.

Jul 02, 2019 09:55


Лучше меньше, но лучше
Почему мы участвуем не во всех творческих конкурсах

Темой июньского выпуска журнала "Журналистика и медиарынок", аудитория которого - преимущественно региональные и местные СМИ, заявлены профессиональные конкурсы. Редакторы и сотрудники из регионов получили предложение рассказать о том, в каких конкурсах они участвуют и почему.

Автор этих строк предложил другую тему: в каких конкурсах лучше НЕ участвовать. Главный редактор «ЖиМ» Владимир Касютин тему одобрил, и публикация вышла в июньском номере журнала. Все изложенные ситуации, разумеется, гипотетические, а возможные совпадения, конечно же, случайны!

История первая

Однажды некое федеральное министерство решило провести конкурс на лучшую публикацию о той отрасли, которую это министерство курирует. Наш автор подала заявку и выиграла. После чего в редакцию позвонила сотрудница министерства и с восторгом в голосе сообщила, что нашу сотрудницу приглашают на отраслевой форум, учреждённый этим самым министерством.

- И чем же её наградят? - без экивоков спросил я.

- Дипломом! - радостно сказала сотрудница министерства.

- И всё?

- Нет, главный приз - возможность подготовить цикл публикаций о нашем замечательном форуме!

- А зачем, скажите на милость, белгородской газете публикации о всероссийском форуме, на котором даже не будет представителей нашего региона?

- Ну как же, - сказала мне министерская сотрудница. - Это же так интересно!

- А нам - неинтересно, - отрезал я. - И бесплатную рекламу делать - неинтересно. И оплачивать сотруднице проезд до Москвы и гостиницу ради диплома - тоже неинтересно.

- А мы тогда позвоним в администрацию вашего региона, - с обидой в голосе ответила министерская сотрудница. - В профильный департамент. И они через ваших учредителей всё равно заставят вас ехать на наш форум.

МОРАЛЬ:
Чаще всего министерства, ведомства и администрации под видом конкурсов журналистских работ проводят конкурсы пиар-материалов. Награду дают по принципу «Кто нас больше похвалит». А значит, вместо самых талантливых на таких конкурсах побеждают самые лояльные.

История вторая

В одном российском городе администрация является учредителем трёх СМИ - газеты, телеканала и сетевого издания. И вот решила однажды эта администрация провести конкурс журналистских работ - причём с достойным призовым фондом.

Сказано - сделано. Собрали материалы. Оценили их. Объявили итоги. Первое место получил принадлежащий администрации телеканал. Второе место - принадлежащая администрации газета. Третье место досталось принадлежащему администрации сетевому изданию.

На следующий год всё было иначе. Материалы собрали, оценили, ранжировали. Но в этот раз первое место дали принадлежащей администрации газете, а второе и третье - связанным с администрацией сайту и телеканалу соответственно.

Прошёл ещё год. Городская администрация вновь кидает клич: дорогие журналисты, присылайте скорее свои гениальные тексты, фотографии и телесюжеты на конкурс. Победители прошлых лет откликнулись мгновенно. А все остальные СМИ - никак не откликнулись. За несколько дней до окончания приёма творческих работ мне даже позвонили из этой самой администрации и поинтересовались: отчего это вы не желаете в нашем конкурсе участвовать? Да как-то неохота, сказал я.

МОРАЛЬ:
В некоторых конкурсах заранее понятно, кого наградят и почему. Нет никакого смысла легитимизировать такие «конкурсы» своим участием.

История третья

Как-то раз один умный и предприимчивый пиарщик придумал конкурс журналистских работ о любви к Родине. И, конечно, подал соответствующий проект на грантовый конкурс в одно из федеральных ведомств. А кто у нас против любви к Родине? Никто не против. Вот ему, значит, дали денег на организацию конкурса. Пиарщик разослал в регионы условия конкурса: дорогие журналисты, приглашаю вас к участию. Те ему, конечно, прислали свои работы про Родину и любовь к ней. Пиарщик собрал представительное жюри из уважаемых людей. Уважаемые люди выставили оценки. После чего пиарщик разослал в редакции приглашения: приезжайте на церемонию вручения, которая состоится в регионе N.

Как вы уже поняли из первой истории, автор этих строк позвонил подчинённым пиарщика и цинично поинтересовался, есть ли резон приезжать:

- А что дадите? Только диплом? Нет, тогда мы, наверное, не поедем. Путь неблизкий. И, к тому же, вы не оплачиваете ни дорогу, ни гостиницу.

В итоге наш сотрудник на церемонию всё же поехал - уговорили. На месте выяснилось, что всю праздничную программу и последующий банкет умный пиарщик умудрился организовать за счёт властей региона N. Он им объяснил, что для них приезд журналистов со всей страны - большая честь. Потому что приедут не простые журналисты, а именно те, кто любят Родину. А кто у нас против любви к Родине? Я ж и говорю: никто не против.

Со слов нашего сотрудника, участвовавшие в церемонии награждения (и последующем банкете) журналисты и редакторы в основном остались довольны. Некоторые почти рыдали от счастья на сцене и толкали длинные речи о Родине (и немного о любви). А что: дорогу и гостиницу оплатила редакция, экскурсию по городу и щедрый банкет - власть региона N, на сцене приличные люди тебя хвалят и вручают красивый диплом…

Умный и предприимчивый пиарщик продолжает проводить конкурсы журналистских работ о любви к Родине. Но мы в них больше не участвуем.

МОРАЛЬ:
Некоммерческие организации делятся на два типа - те, кто отрабатывают гранты, и те, кто их «осваивают». Первые помогают развиваться той отрасли, к которой они относятся, вторые - паразитируют на ней. И медийные НКО в этом отношении ничем не отличаются от прочих.

История четвёртая

Однажды благотворительный фонд при одном очень-очень известном столичном вузе при поддержке заслуженного и уважаемого члена Совета Федерации объявил всероссийский конкурс журналистских работ на тему здоровья нации. Кто у нас против здоровья нации? Все только за! Тем более что организаторы конкурса сулили победителям поездку на церемонию награждения, ценные призы и стажировку в столице.

Так уж случилось, что от Белгородской области победителями в различных номинациях стали наша редакция, а также ещё два журналиста из других изданий. Но ни призов, ни стажировки, ни поездки на церемонию мы не дождались. Вместо этого сенатор (на бланке Совета Федерации) и благотворительный фонд (на бланке очень известного столичного вуза) прислали нашему губернатору письма, в которых предложили ему… «отметить заслуженный успех и поощрить журналистов Вашего региона, ставших лауреатами Всероссийского конкурса региональных СМИ».

Перевожу на язык родных осин: организаторы конкурса не только решили отказаться от ранее взятых на себя обязательств, но ещё и изящно переложить их на… руководителей регионов. А что, разве губернаторы и главы республик у нас против здоровья нации? СМИ ведь ваши? Вот сами их и награждайте!

МОРАЛЬ:
Доверяй, но проверяй. Сомнительные конкурсы могут проводиться даже под эгидой серьёзных и уважаемых ведомств и институций.

История пятая

Шесть или семь лет назад в логотипах сразу нескольких выпускаемых в нашем регионе районных газет появились элементы оформления, из которых следовало, что эти газеты - самые лучшие и эталонные. Между тем, на мой субъективный взгляд, многие обладатели соответствующих логотипов ну никак не могут претендовать на роль лидеров.

Стали разбираться. Позвонили организаторам конкурса. Те нам рассказали, что знак отличия учреждён «для награждения качественных и общественно значимых печатных периодических средств массовой информации». Решение о награждении знаком отличия принимает экспертный совет, в который входят ведущие учёные, государственные и общественные деятели.

Мы тогда поинтересовались: отчего ж тогда среди награждённых - половина наших районных газет, но при этом ни «Ведомости», ни «КоммерсантЪ», ни «Комсомолка» такой чести не удостоены? Оказалось, всё просто. Вышеперечисленные издания не могут считаться лучшими или эталонными, потому как не захотели раскошеливаться. От соискателей награды требовалось заключить договор и заплатить за экспертную оценку и услуги по соисканию знака отличия чуть больше 10 тысяч рублей. В тот год, когда мы запрашивали информацию, в конкурсе приняли участие 345 изданий из всех регионов России, из которых 319 были удостоены знака отличия. То есть - почти все.

Я грешным делом спросил одного редактора не самой сильной районной газеты: зачем оно вам нужно? И он мне честно ответил: меня глава района ругал, что, мол, газету делаете слабую и неинтересную. А я ему принес знак отличия и говорю: смотрите, вон как нас в столице оценили!

МОРАЛЬ:
Победы в конкурсах на ярмарках тщеславия способны скорее понизить вашу репутацию в глазах профессионального сообщества.

Важное замечание

Из вышеприведённого текста вовсе не следует, что творческие конкурсы следует рассматривать с позиции размеров призового фонда. Напротив, главная награда в любом конкурсе - это не диплом в рамке, не дорогой приз в коробке и даже не конверт с хрустящими купюрами, вручённый на освещённой софитами сцене. Главная награда - признание заслуг журналиста и редакции профессиональным сообществом. И в таких конкурсах вне зависимости от размеров и даже наличия призового фонда участвовать можно и нужно. Потому что никакой приз не окрыляет журналиста и редактора так, как профессиональное признание.

Но мы должны быть честны перед собой и аудиторией. Многие учредители творческих конкурсов (если не большинство) рассматривают журналистику не как общественный институт, а как инструмент достижения собственных целей. Именно этой логикой они руководствуются при оценке работ и распределении призовых мест. Мы в редакции выработали для себя формулу: лучше меньше, но лучше. В том смысле, что нет никакого смысла участвовать во всех творческих конкурсах. Одна победа в престижном конкурсе стоит десяти «недодипломов» от недобросовестных людей и организаций.

Олег Шевцов,
директор издательского дома «Мир Белогорья»
Previous post Next post
Up