ZWARTE PIT, ЧЕРНЫЙ ПИТ - помощник Святого Николая в Голландии

Dec 19, 2010 07:47

При копировании или использовании фрагментов статьи - ссылка на этот пост ОБЯЗАТЕЛЬНА!
А то в последнее время ловлю слишком много своих переводов и других постов без указания меня, любимой, как автора и или источника перевода по крайней мере...) - belissena 2012



Zwarte Piet помогает Святому Николаю в Голландии, 5-6го декабря. Мне лично очень понравилась идея, что Свтятой Николай приезжает не с холодного Северного Полюса, как Дед Мороз, а из солнечной Испании. Это непривычно, но зато очень празднично!..) Сразу становится понятно, откуда среди зимы так много апельсинов и мандаринов появляется на нашем новогоднем столе и в подарках!..)))


"Чёрный Пит (нидерл. Zwarte Piet) - помощник Синтаклааса, согласно легендам Нидерландов и Фландрии, доставляющий через трубу подарки хорошим детям в День Святого Николая, причём таких помощников у святого много. Происхождение персонажа не совсем ясно; скорее всего, он возник вследствие того, что на картинах волхвы порой изображались в сопровождении экзотических слуг (на изображениях Святого Николая такие слуги появились в период после падения Гранады), в том числе - мавров."


Изначально чёрный слуга у Святого Николая был один, и считался не то трубочистом с перемазанным лицом (ведь подарки доставляются через грязные от сажи трубы), не то демоном, не то просто освобождённым Николаем рабом, который из благодарности решил сопровождать святого в его странствиях. Кроме доставки подарков, Чёрный Пит способен выпороть хлыстом тех, кто плохо себя вёл, кроме того, именно он носит с собой книжку, в которой записаны все поступки детей, и хорошие и плохие.



Каждый год с середины ноября по начало декабря на улицах голландских городов можно встретить детей в бумажных митрах и пажеских беретах. Лица у таких детей светятся от счастья, сквозь толстый слой черного грима. В продовольственных магазинах на специальных стеллажах все ячейки заняты обувью крохотного размера, куда персонал исправно кладет маленькие сувениры и сладости. Все эти странности означают только одно - скоро 5 декабря, День Святого Николая или Синтерклаас. Послушным детям в ночь с 5 на 6 декабря помощник Святого Николая - чернокожий Zwarte Piet (буквально: «Черный Пит») положит в приготовленный башмачок подарок. За три недели до праздника Святой Николай, одетый в мантию и митру епископа, с посохом и мешком подарков прибывает на корабле в Голландию, каждый год - в новый город. На причале его поджидает нетерпеливая детская толпа. Это событие и подготовку к нему подробно освещает детский телевизионный журнал - Sinterklaasjournaal.



Тот, кого мы сегодня называем Святым Николаем (он же - Николай Угодник, столь почитаемый в русской православной традиции) был епископом в населенном греками городе Мира (современный турецкий город Демре) в IV веке. Уже в средние века предполагаемый день его смерти - 6 декабря - превратился в Северной и Восточной Европе в детский праздник, хотя многие традиции - например то, что Святой Николай скачет на белом коне по крышам домов - берут свое начало в языческих легендах о германском боге Одине. Во время голландской республики День Святого Николая какое-то время был официально запрещен в некоторых городах, так как считался «слишком католическим», однако его все равно отмечали тайком. Происхождение помощников Святого Николая - чернокожих пажей остается неясным. Изначально такой мавритенок у Святого Николая был всего один и символизировал он то ли демона, то ли трубочиста с перемазанным сажей лицом. После Второй мировой войны канадские солдаты-освободители, не вникая в голландские традиции, стали наряжаться в чернокожих пажей целыми бригадами - так помощники Святого Николая размножились.



И конечно, было бы странно, если бы во времена нашей модной политкорректности никто ничего не сказал по поводу расизма..)))) Но умные люди все же сохраняют трезвость ума и уважение к традициям принимающей страны, несмотря на цвет своей кожи. Политика это политика, политические веяния меняются сиюминутно и было бы глупо ориентроваться на это. А традиция есть традиция, и ценность свою она сохраняет лишь тогда, когда практикуется веками без новомодных реформ. К тому же, есть вещи на свете и пострашнее Черного Пита..). Источник - [url]http://www.rg-rb.de/2010/50/22b.shtml[/url] :

"Несмотря на то, что значительная часть голландцев считает Чёрного Пита главным символом рождественских праздников, в последние годы традиционный персонаж подвергается жёсткой критике со стороны организаций, представляющих интересы выходцев из Африки. По разным оценкам, численность африканской общины в Нидерландах увеличилась за последние десятилетия в десятки раз и на данный момент составляет до 7-10 процентов от всего населения. «Чёрный Пит наводит ужас на афроголландских детей, - утверждает активист суринамской общины Урби Бредин (Urby Bredin), который объявил „войну“ Чёрному Питу в социальных сетях Интернета. - Наши дети боятся идти в школу из-за этой глупой традиции. Чёрный Пит - не что иное, как проявление расизма, которое никак не способствует интеграции иммигрантов в голландское общество».


Представители африканских общин указывают на тёмную историю персонажа, который, согласно легендам, был рабом Св. Николая, ставшего прообразом голландского Санта-Клауса. Ещё в начале XX века Чёрный Пит был страшилкой для голландских детей. Родители пугали им провинившихся отпрысков: «Вот придёт Чёрный Пит и заберёт тебя к себе». Во время праздников нескладный темнокожий мужчина нередко сам наказывал непослушных детишек. При этом помощник Санта-Клауса не обращал внимания на мольбы о пощаде, потому что почти не говорил по-голландски. Только к середине XX века Чёрный Пит постепенно превратился в доброго и весёлого персонажа.

В середине 80-х, когда в Нидерланды хлынули эмигранты из африканских стран, на улицах Амстердама впервые прошла массовая демонстрация против темнокожего рождественского символа. С течением времени фигура Чёрного Пита приобрела политическую окраску, и ряд левых политических партий призывают к изменению голландских рождественских традиций. «Этот вопрос тесно связан с общей темой расизма, - говорит представитель голландских социалистов Макс ван Линген (Max van Lingen). - Мы должны наконец осознать, какое влияние оказывает расизм на наше общество. Но это не произойдёт так быстро. Это долгая борьба».


Между тем, как показывают социологические опросы, большинство голландцев не желают расставаться с Чёрным Питом. «Эта история не имеет ничего общего с расизмом, - пишет голландский блогер африканского происхождения Халь Шарифф (Khal Shariff). - Каким образом Чёрный Пит может быть проявлением расизма - ведь он же один из нас! Эта традиция в наши дни пропагандирует добро, в ней не осталось ничего злого. А значит, она прошла тест и имеет право на существование. И ни одна капля моей африканской крови, если это кому-нибудь интересно, не противится этому».

Кармен Кирсинг"

Previous post Next post
Up