Тюремные библиотеки: история и современность. А.Е.Шапошников (2)

Jun 21, 2014 19:11

Тюремные библиотеки: история и современность. А.Е.Шапошников. Окончание.( начало)
Условия содержания арестантов резко изменились к худшему после Октябрьского переворота. Для них были запрещены, за редкими исключениями, передачи книг, пользование публичными библиотеками. Тем не менее тюремные библиотеки продолжали существовать. В число их читателей нередко попадали и те, кто подвергался репрессиям при царизме. Заключенные в "Социалистическом корпусе" Бутырской тюрьмы могли еще пользоваться богатой тюремной библиотекой, оставшейся с дореволюционных времен. Там, судя по воспоминаниями Б.А. Бабиной, относящимся к 1922 г., был даже "клуб" ("красный уголок"), в котором имелись шахматы, шашки, лежали свежие газеты и журналы (в том числе "Социалистический вестник").
"Тюремная библиотека была тогда еще очень богатой, так как по традиции, установившейся с далеких дореволюционных времен, каждый освобождающийся оставлял в тюрьме все книги, кроме специально ему самому необходимых. В «клубе» можно было спокойно читать и заниматься, что многие и делали" [15].
Парадоксально, что в тюремных библиотеках можно было найти книги, исключенные из фондов массовых библиотек. О "запрещенных на воле книгах , которые находились в библиотеках московских тюрем, пишут Улановские [16]. По свидетельству А.И. Солженицына ("Архипелаг ГУЛАГ"), в библиотеке тюрьмы НКВД на Лубянке заключенные могли читать произведения Замятина, Пильняка, П. Романова и любой том из полного собрания сочинений Мережковского [17]. Наличие таких книг в тюремных библиотеках подтверждает и О. Волин:
"Библиотека во Владимире была чудесная прежде всего тем, что по ведомственным причинам ее практически не касались изъятия «устаревшей литературы» во все 30-40-е годы. Я там наслаждался, словно попал в спецхран, и известны случаи, когда умудренные лагерники специально устраивались «попасть во Владимир», дабы заниматься" [18].
Однако позднее "сомнительная" литература была все же изъята. Уже не нашла "запрещенной" литературы в тюремной библиотеке Лефортова Л. Богораз:
"Я слышала от прежних "сидельцев", что в Лефортове замечательная библиотека, составленная из "конфискованных" книг (думаю, что это еще одна тюремная легенда)" [19].
В лагерях были культурно-воспитательные части, в которых велась и библиотечная работа. Еще в 20-е годы предпринимались попытки создать систему повышения уровня политических знаний осужденных. В 1927 г. была разработана программа для занятий кружков политграмоты в местах заключения (18 занятий-бесед). В качестве лекторов могли выступать сами заключенные. В дальнейшем было признано, что политическим образованием должны заниматься штатные учителя-воспитатели. В сталинских лагерях такие политзанятия практически были исключены. Возобновились они в 1961 г. С 1990 г. была введена новая организационная форма занятий с осужденными - постоянно действующий семинар социально-правовых знаний. Для проведения занятий использовались читальные залы библиотек, комнаты воспитательной работы, клубы. В библиотеках оформлялись уголки в помощь слушателям этих семинаров. Заключенные стремились использовать библиотеки в рекреакционных и самообразовательных целях.
Вплоть до недавнего времени тюремные библиотеки находились вне поля зрения библиотековедов, их контакты с другими библиотеками имели ограниченный характер. В 1966 г. была создана Государственная республиканская юношеская библиотека РСФСР (ныне РГЮБ), призванная оказывать организационную и методическую помощь всем библиотекам, работающим с молодежью, в сферу ее методического воздействия были включены и библиотеки системы МВД. В дальнейшем многие сотрудники юношеских библиотек были награждены почетными грамотами МВД за проделанную работу, а наиболее активные -значками МВД СССР "За культурное шефство над органами внутренних дел" и памятными медалями "Лучшему наставнику молодежи".

В настоящее время юношеские библиотеки приступили к выполнению некоторых реабилитационных функций, ориентируясь на обслуживание инвалидов, подростков, запущенных в социальном отношении, воспитанников специнтернатов, воспитательно-трудовых учреждений. Работники наиболее "продвинутых" в этом отношении библиотек принимают участие в организации смотров-конкурсов библиотек и клубов ИТУ, в проведении совещаний по различным проблемам организации досуга заключенных. Учитывая то, что значительную часть подследственных и осужденных составляют подростки до 18 лет (по данным на 1996 г., число несовершеннолетних осужденных составило 121 тыс. чел.), юношеские библиотеки стремятся оказывать конкретную помощь работникам отделов по воспитательной работе ИТУ - выезжают в колонии и проводят там различные тематические, поэтические, конкурсно-развлекательные мероприятия, привлекая к участию осужденных (вся эта работа ведется на основе договора, который заключается по просьбе ИТУ) [20].
Сейчас в ведение Министерства юстиции (не так давно все это "принадлежало" МВД) входит: 731 исправительная колония, 191 следственный изолятор, 63 воспитательные колонии для несовершеннолетних. Соответственно можно выделить следующие виды тюремных библиотек - следственных изоляторов, исправительно-трудовых колоний, воспитательных колоний. Все они имеют сходные функции и задачи, но отличаются условиями своей работы.
По состоянию на 1 августа 1998 г. 720 тыс. заключенных находились в колониях, 260 тыс. - в СИЗО и 20 тыс. - в ВК. По количеству заключенных на 100 000 жителей наша страна занимает первое место в мире (в мировом масштабе средний показатель, по данным группы Надзора за соблюдением прав человека в США, составляет 106 заключенных на каждые 100 000 жителей, а в России этот показатель равен 690) [21], поэтому исключительное значение приобретает проблема профилактики и снижения уровня преступности.
Характерная особенность деятельности библиотек в местах лишения свободы заключается в том, что она осуществляется с целью исправления преступников (отсюда тот интерес, который проявляют работники тюремных библиотек к педагогике чтения, к библиотерапии). Однако существующая ныне пенитенциарная система в должной мере не соответствует этой цели, что не может не откладывать отпечаток и на деятельность тюремных библиотек. На Западе всячески стараются уменьшить вред, причиняемый пребыванием в тюрьме. Заключенным помогают поддерживать связь с семьей, приобретать полезные профессии и учат отдавать предпочтение ценностям внешнего, а не тюремного мира. В нашей стране на это обращают недостаточное внимание, хотя закон от 12 июня 1992 г. существенно расширил права осужденных, которые теперь могут встречаться со служителями культа, пользоваться религиозной литературой. Работники тюремных библиотек сталкиваются со многими сложными проблемами, связанными, например, с недостаточным финансированием, с перенаселением камер и т.д.
Чтение как вид умственной деятельности предполагает наличие элементарных удобств, поэтому скученность в камерах отнюдь не располагает к продуктивному чтению. В марте 1996 г. в четырех самых крупных изоляторах Москвы, рассчитанных на 10 060 мест, содержалось 20 850 заключенных [22]. Из-за этого заключенным приходилось спать по очереди. Помимо скученности появился и такой отвлекающий момент, как просмотр телепередач.
Библиотеки ИТУ, хотя и являются ведомственными, по своему типу приближаются к обычным массовым библиотекам. Как и массовые библиотеки, они располагают универсальным составом фондов, формируемых с учетом информационных потребностей заключенных. Как правило, в фонде преобладает художественная литература. Это детективы, фантастика, исторические романы, приключенческая литература, триллеры. В каждой библиотеке имеются произведения классических русских и зарубежных авторов, современная проза и поэзия.
Библиотекари поставлены перед сложной дилеммой: приобретать или не приобретать книги, проникнутые смакованием преступлений, любовных переживаний, нагнетанием ужасов. Если приобретать, то не будет ли это потворством низменным чувствами и инстинктам? С другой стороны, именно "крутые" детективы, любовные романы, мистика и "ужастики" составляют значительную часть популярной книжной продукции. Даже если не давать в руки заключенных этих книг, то по телевидению они могут увидеть сюжеты, оставляющие далеко позади самые кровожадные описания. Очевидно, правы те библиотекари, которые не отказываются от приобретения таких книг, но в то же время стараются переключить внимание читателей на социально значимую, полезную литературу, на произведения, несущие в себе гуманизм и справедливость.
К особенностям фонда библиотек ИТУ относится наличие в нем юридической литературы, словарей и самоучителей иностранных языков (интерес к самостоятельному изучению иностранных языков наблюдался еще у "сидельцев" в XIX столетии). Традиционным является также интерес заключенных к периодическим изданиям.

Раньше священнослужителям запрещалось посещать колонии. Осужденным не разрешалось даже иметь предметы культа (нательные крестики, четки и т.п.). Не было в колониях и религиозной литературы. Сейчас эти ограничения сняты. Разрешено отправление религиозных обрядов. В некоторых колониях построены церкви. Все это отразилось и на деятельности библиотек, которые стали получать (в виде пожертвований от различных церквей) и приобретать религиозно-нравственную литературу. Так, в библиотеке ИЗ 48/1 (г. Москва) оказалась Библия, книги богословского содержания (например, А. Меня), Коран, журналы баптистов, евангелистов.

Технология библиотечного обслуживания в тюремной библиотеке довольно специфична. Здесь контакты библиотекарей с читателями ограничены (особенно в следственных изоляторах). Само обслуживание часто производится заочно. Возможность заказать литературу (по каталогу, списку) предоставляется заключенным в СИЗО один раз в десять дней (литература также выдается на десять дней). Тщательно прослеживается путь книги (ведется "карточка учета движения книги", на которой отмечаются фамилии заключенных, даты выдачи и возврата, кто проверил книгу). Сданные читателями книги проверяются на предмет целостности страниц, наличия помарок, подчеркиваний, чтобы не допустить распространения какой-либо информации.
Состав читателей в библиотеках ИТУ, по наблюдениям библиотекарей, разнообразен: рецидивисты (это отмечается на индивидуальной камерной карточке заключенного) и те, которые ранее не были судимы; интеллектуалы и люди малообразованные, с примитивными читательскими интересами, чье развитие и социально-психологические особенности получили адекватное отражение в тематикз и лексике тюремного фольклора (его интересный анализ провела А.А. Таращенко, в свое время на тюремный фольклор обратил внимание В.В. Крестовский). Там, где библиотекари контактируют с осужденными, исключительное значение приобретает этика общения, умелый индивидуальный подход.

Значительный интерес представляют результаты исследования, проведенного сотрудниками отдела социологических и психологических исследований Российской государственной юношеской библиотеки в июле-декабре 1999 г. по согласованию с руководством Икшанской воспитательной колонии (Московская область). Была опрошена треть всех осужденных (170 чел.). Исследовательская группа (Л.С. Бахурина, А.В. Янков, при участии М.М. Самохиной и других сотрудников отдела) стремилась не только изучить читательские характеристики отбывающих наказание юношей, но и способствовать формированию у них положительной установки на читательскую деятельность, стимулировать интерес к библиотеке, что нашло отражение в выборе круга предложенных вопросов и в подборе вариантов ответов. Примечательно, что более 60% опрошенных хотели бы учиться дальше, считают, что образование им нужно. Большинство опрошенных продемонстрировало положительное ("уважительное") отношение к чтению. Для подавляющего большинства респондентов чтение - прежде всего источник интересной информации. Но более половины отметили важность и деловой его функции. На вопрос "А вообще Вы любите читать?" утвердительно ответили почти 60% опрошенных. Почти две трети опрошенных уверены, что чтение может помочь в жизни.
Полученные сотрудниками РГЮБ данные позволяют составить представление о читательских запросах и информационных потребностях респондентов. На первом месте оказывается потребность в получении философских представлений: почти половина опрошенных хотели бы почитать "о смысле жизни". Интерес к религиозной проблематике также велик - о Боге, о святых, о том, как научиться молитве, хотели бы узнать четверть респондентов.
Это исследование показало, что информационные, культурные, духовные потребности воспитанников колонии по всей структуре и содержанию близки к потребностям "благополучной" молодежи. Они хотели бы видеть в библиотеке фантастику, приключенческую литературу, детективы, литературу по психологии, "жизненные книги". Были названы также романы, мелодрамы, сказки, религиозная, историческая литература, книги о семье, спорте, сексе, животных, книги серии "Сделай сам", новые журналы, газеты и др. Фактически этот перечень отражает все функции чтения и характерен для круга чтения молодежи в целом. И все же исследователям удалось выявить некоторые специфические черты. Очевидно, не случайно многие респонденты отмечали, что в книгах они ищут ответы на вопросы: "как сделать, чтобы тебя уважали и с тобой считались", "как стать сильным и независимым человеком" (в условиях колонии такого рода проблемы имеют особую, специфическую значимость).

Значительные успехи в библиотечном обслуживании заключенных достигнуты за рубежом. Еще в 1932 г. в США издан "Справочник тюремного библиотекаря", а в 1943-1944 гг. были одобрены стандарты для библиотек в тюрьмах для взрослых и исправительных учреждениях для малолетних преступников.
Одним из впечатляющих результатов деятельности библиотек во многих исправительных учреждениях США является то, что заключенные тянутся к книге. Они могут пользоваться телевизорами и магнитофонами, но, как отмечают библиотекари, среди них есть и читатели, любители приключенческой литературы, мистерий и научной фантастики. Заключенные покупают довольно много книг и на свои собственные средства.
В целом для зарубежного библиотековедения характерно признание общественной значимости работы библиотек в тюрьмах. Существует потребность в более тесном сотрудничестве работников тюремных библиотек на международном уровне. На одном из заседаний Секции библиотек, обслуживающих лиц с ограниченными возможностями пользования библиотекой, во время 51-й Генеральной конференции и сессии Совета ИФЛА (Чикаго, 1985) была сформирована Рабочая группа по библиотечному обслуживанию в тюрьмах. С этого времени обмен опытом и изучение конкретных вопросов деятельности тюремных библиотек находятся в центре внимания этой международной организации.
В одной книге, написанной человеком, значительную часть своей жизни проведшим на тюремных нарах, есть такие строчки:
С человеком случилось горе, И чтоб разум его не сгорел, Разрешите ему помечтать, Разрешите мне книги читать [23].
Библиотеки в тюрьмах, действительно, выполняют важную гуманную миссию. Они помогают людям, оказавшимся в заключении, выдержать выпавшие на их долю испытания, содействуют исправлению и перевоспитанию осужденных к лишению свободы, их духовному возрождению. Распространение принципов гласности на работу библиотек в местах заключения, снятие барьеров в использовании ведомственных архивов и литературы "для служебного пользования" может открыть неисчерпаемые возможности для разработки этой темы.
Литература:
1. Игнатьев Р. Заключенных передают Минюсту // Социальная защита. 1997. № 8. С. 76.
2. Таращенко А.А. Специфика работы с читателями исправительных учреждений // Науч. и техн. б-ки. 1997. № 5. С. 46.
3. Отношение осужденных, отбывающих наказание в Икшанской воспитательной колонии, к книге, чтению и библиотеке: Отчет об исследовании / РГЮБ. М., 2000. С. 15.
4. Диккенс Ч. Собр. соч.: В 30 т. М., 1957. Т. 9. С. 128.
5. Грибовский А. Записки о императрице Екатерине Великой. М„ 1989. С. 90.
6. Гернет М.Н. История царской тюрьмы: В 5 т. 3-е изд. М, 1960. Т. 1. С. 215.
7. Там же. С. 166.
8. Там же. С. 260-261.
9. Там же. С. 271.
10. Там же. С. 255.
11. Деятели СССР и революционного движения России: Энциклопед. слов. Гранат. М., 989. С. 33.
12. Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1990. Т. 1. С. 215, 307.
13. Кропоткин П.А. Записки революционера. М., 1988. С. 323.
14. Деятели СССР и революционного движения России: Энциклопед. слов. Гранат. С. 169-172.
15. Бабина Б.А. Февраль 1922 // Минувшее: Ист. альм. М., 1990. № 2. С. 19.
16. Улановские Н. и М. История одной семьи. М„ 1994. С. 272.
17. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. 1918-1956: Опыт худож. исслед. М., 1990. Кн. 1/2. С. 209.
18. Волин О. С бериевцами во Владимирской тюрьме // Минувшее: Ист. альм. М., 1992. № 7. С. 366.
19. Богораз Л.И. Из воспоминаний // Минувшее. Ист. альм. М., 1990. № 2. С. 96.
20. Петрова Л. Подросток попал в беду, кто ему поможет? // Библиотека. 1996. № 10. С. 16.
21. Досье на цензуру. 1999. № 7/8. Страна и ее заключенные. С. 57, 60, 304.
22. На одни нары в Москве приходится шесть заключенных // Моск. комсомолец. 1996. 4 апр.
23. Бессонов Н.В. Поэзия прозы. Калуга, 1997. С. 132.

Воспроизведено по сборнику: "Книга. Исследования и материалы", сб. 81, М., Изд. "Наука", 2003, стр. 74-86.

Примечания.
Ивашкин, С.Н. Библиотеки пенитенциарных учреждений: монография / С.Н. Ивашкин. - М.: Либерея-Бибинформ, 2008. - 96 с. - (Библиотекарь и время. XXI век; Вып. 98).
(в электронном варианте не нашёл)
Введение
1-я глава. Тюремные библиотеки России XIX-XX веков
Военно-тюремные библиотеки
Тюремные библиотеки и религия
Кадры тюремных библиотек
Фонды, комплектование и благотворительность
2-я глава. Библиотечное обслуживание заключенных за рубежом
3-я глава. Тюремные библиотеки и девиантная культура
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение 1. Международное руководство по библиотечному обслуживанию заключенных
Приложение 2. Ведомственная пресса о передаче книг в библиотеку СИЗО г. Рыбинска
Приложение 3. Типовые образцы документов Приложение 4. Ю. Бехтерев. Рецензия на книгу Н. С. Стеллецкого

Библиотека тюремная

Previous post Next post
Up