Конструктивизм. «Реклам-конструктор». Родченко & Маяковский... 2

Sep 25, 2017 11:17

Оригинал взят у kykolnik в Конструктивизм. «Реклам-конструктор». Родченко & Маяковский... 2
С 1923-го по 1925-й - годы необыкновенно интенсивной деятельности и успеха «Реклам-конструктора». О том, что пара была почти единым творческим организмом, свидетельствуют письма Александра Михайловича жене и матери из Парижа весной 1925 года. Он уехал тогда монтировать павильон СССР на культовой Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности и каждый день слал отчеты своей «милой Муличке» - именно то, что Маяковский называл «документальной прозой»: впечатления, бытовые подробности, жалобы на сложности текущей работы.



1929 год Подготовка к постановке сатирической пьесы «Клоп».
Дмитрий Шостакович, Всеволод Мейерхольд, Родченко Александр и Владимир МаяковскийРодченко: «Вслед за ГУМом нашими заказчиками стали «Мосполиграф», «Резинотрест», «Чаеуправление». Работа спорилась. Плакаты, вывески, упаковки, обёртки - теперь нашу продукцию можно было увидеть и на улице, и в магазине, и в руках покупателя. Росла, крепла новая реклама - советская. А это уже было принципиально важно для нас, работников левого фронта искусств»
из воспоминаний А.М.Родченко «Работа с поэтом» журнал «Смена», 1940, № 3
«РЕЗИНОТРЕСТ» В середине октября 1923 года Маяковский по заказу Резинотреста написал 12 текстов, рекламировавших продукцию этого хозяйственного государственного объединения: галоши, шины, мячики, соски, игрушки. Некоторые из этих рекламных плакатов сразу же приобрели огромную популярность. Печатные плакаты выпущены не были. Оригиналы плакатов, рисованные Родченко, выставлялись в магазинах Резинотреста в Москве.





«Галоши», «мячики» и «соски» экспонировались на Парижской всемирной художественно-промышленной выставке 1925 годаРодченко: «Щиты поставил рёбрами и покрасил - серое, белое, красное. И когда входишь из других залов, принадлежащих другим странам, то не видишь ни надписей, что это СССР, ни красного цвета, но по мере продвижения по залу красный цвет все более и более охватывает вас, и вы видите там, где вы вошли, огненную надпись «СССР». Мы с Володей за рекламу получили серебряную медаль, кроме того, я за театр и интерьер ещё две медали»
из воспоминаний А.М.Родченко «Работа с поэтом» журнал «Смена», 1940, № 3









Родченко: «Работали мы так. Мною был сделан альбом наших работ для показа заказчикам. Утром Маяковский обходил учреждения и принимал заказы. Возвращался он домой с портфелем, туго набитым всякими справочниками, ведомственными отчётами и прочим. Весь материал он добросовестно изучал, выписывал на бумажку интересные факты, цифры и после этого обдумывал темы. Вечером, часов в семь-восемь, я приходил к Брикам на Водопьяный переулок, это было рядом со мной, и ждал, пока он, стоя у рояля, писал тексты. Иногда он прохаживался по комнате, отбивая такт рукой, снова наклонялся над роялем. Вместе с текстом он набрасывал рисунок плаката, всегда приговаривая: «ну, это я так, для ясности». Он знал, что я не всегда делал по его рисункам, потому что они были сатирические, в стиле лубка.

После обмена мнениями, определения размеров и назначения работы я шёл домой, где немедленно садился за эскизы. Приходили ребята - студенты из Вхутемаса и, расположившись у меня в мастерской, принимались за работу. Я же делал следующие эскизы, следил за исполнением, выполнял сам ответственные куски, намечал пропорции. Работали иногда до рассвета. Утром я приносил ему готовые плакаты и рекламы, а чаще он забегал ко мне и дожидался, пока я кончу работу.

К работе над советской рекламой Володя относился очень серьёзно, и поэтому был постоянным посетителем различных ярмарок и толкучек, где прилежно записывал уличные «крики». В его стихотворных рекламах периодически звучит голос уличного торговца и «зазывалы»:«Ну и публика!
Пожалела рублика...»

«Пролетарка, пролетарий,
заходите в планетарий!»

из воспоминаний А.М.Родченко «Работа с поэтом» журнал «Смена», 1940, № 3
«МОСПОЛИГРАФ» Тексты для плакатов написаны в июне - октябре 1923 года. Печатные плакаты выпущены не были; размножались ручным способом и выставлялись в окнах магазинов, а также рисовались для рекламы проекционным фонарем на улицах.





Родченко: «Сдавал работу обычно сам Володя, я был с ним только два раза. Во-первых, потому что и заказы получать и сдавать не умел, во-вторых, мне было некогда...
Вспоминаю, как он сдавал плакаты в Чаеуправление. Среди плакатов один «застрял», то есть вызвал у кого-то сомнения. На плакате китаец был нарисован в фас; в вытянутых руках он нёс цибики чая. Цибики дугой перекинуты в воздухе. Китаец смотрит на них вверх, как бы жонглируя. Кто-то говорил: «Почему нет косы у китайца?» Володя отвечает: «Коса есть, но она сзади, если повернуть его спиной, коса будет видна...» Другой спрашивает: «А почему цыбики держатся так в воздухе, это не реально...» Володя: «Ну, известно, китайцы - фокусники...» Смех... Плакат принят»
из воспоминаний А.М.Родченко «Работа с поэтом» журнал «Смена», 1940, № 3

«ЧАЕУПРАВЛЕНИЕ» В конце мая - начале июня 1924 года Маяковский написал по заказу «Чаеуправления» 15 рекламных текстов, которые предназначались для печатных плакатов-листовок, вкладывавшихся в ящики и коробки с чаем, какао, кофе для распространения среди покупателей этих товаров. Использованы Чаеуправлением не были.









Нельзя не сказать ещё об одном активном члене «Реклам-конструктора» - Варваре Фёдоровне Степановой, супруге Александра Михайловича, «неистовой Степановой с нежными чувствами», как ее определил Маяковский. Если роль творческого лидера, генератора идей, создателя оригинальных приемов принадлежала Родченко, то Варвара Фёдоровна в своей самостоятельной манере утверждала новации и была великолепным организатором. Она, опора в «житейских делах», часто брала на себя административные заботы, с которыми отлично справлялась.



1921 год Степанова и Родченко в своей студииВ мастерской грунтовали холсты, пилили доски для подрамников и конструкций, чертили, вырезали из картона, делали переплеты книг, клеили коллажи, обсуждали проекты с коллегами и друзьями. Варвара Степанова вела деловую переписку, переговоры, записывала все происходящее, собирала и хранила документацию. Она часто была исполнителем, превращая эскизы и наброски в законченную обложку или рекламный плакат. Степанова, как вспоминают современники, была в тени Родченко, но ее присутствие в этом совместном пространстве было необходимо. Она поддерживала, была первым зрителем того, что в мастерской создавалось: картины и рисунки, объекты, фотографии.



Родченко Александр Михайлович (1891-1956) «Варвара Степанова за рабочим столом» 1924



1926 год, в мастерской



Михаил Кауфман «Александр Родченко с супругой Варварой Степановой в мастерской» 1924
В качестве образца конструктивистского мышления можно привести рекламный плакат для ленинградского отделения «Госиздата» «Книги» 1924 года. За основу взят плакат Эль Лисицкого «Клином красным бей белых», при этом Родченко оставляет от него только геометрическую конструкцию - треугольник, вторгающийся в пространство круга, - и наполняет его совершенно новым значением. Он больше не художник-созидатель, он - художник-конструктор.



Лисицкий Лазарь Маркович (Эль Лисицкий) (1890-1941) «Клином красным бей белых!» 1920



Родченко Александр Михайлович (1891-1956) «Ленгиз. Книги по всем отраслям знания» 1924

Кроме этого, Родченко первым применил в рекламе фотографию и разместил на плакате изображение Лили Брик:



Наибольшей выразительности достигла реклама журнала «Молодая гвардия». Выпуски этого литературно-публицистического журнала не блистали особым богатством и красочностью оформления. Авторы изобразили продавца в рабочем комбинезоне и в кепке с номерами «Молодой гвардии» в руках, который громко расхваливает свой товар. Эта красная фигура, словно вырезанная из картона и напоминающая героев агитационных представлений первых лет революции, впоследствии повторилась в сотнях рекламных образцов ХХ века.





Родченко Александр Михайлович (1891-1956) «Варвара Степанова - комсомолка с книгами» 1924 Снимок для плаката «Госиздата»

Обратите внимание, следующие три плаката выполнены творческим тандемом Маяковский & Степанова. А лицо использовано одно:



Степанова Варвара Федоровна (1894-1958) & Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930)
«Крестьянской хозяйство улучшит грамотей»



Степанова Варвара Федоровна (1894-1958) & Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930)
«Только подписчики „Красного перца“ смеются от всего сердца» 1925



Степанова Варвара Федоровна (1894-1958) & Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930)
«Марка эта - источник знания и света» 1925



Родченко Александр Михайлович (1891-1956) & Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930)
«Читайте новые книги» 1925



Реклама «Госиздата» 1925

продолжение следует...





Маяковский, Родченко, Реклама, Конструктивизм

Previous post Next post
Up