Хроника российской революции: июнь 1917 года

Jun 23, 2017 07:58

Оригинал взят у gpib в Хроника российской революции: июнь 1917 года
В этом посте мы хотим напомнить нашим читателям, что, несмотря на время летних отпусков, на сайте ГПИБ продолжает регулярно обновляться проект «Хроника российской революции. 1917». Чем запомнился июня 1917-го?

2 (15) июня в Гельсингфорсе состоялся внеочередной съезд Финляндской социал-демократической партии, который потребовал полной политической самостоятельности Финляндии. Растущее влияние Советов в России и усиление левых радикалов побуждали СДПФ к поиску союзников слева. Июньский съезд провозгласил целью партии независимость Финляндии и послал делегацию во главе с Э. Хуттуненом на I Всероссийский съезд Советов. Большевики оказали ей там сильную пропагандистскую поддержку, но вряд ли облегчили дело. В глазах умеренных руководителей съезда Советов, меньшевиков и эсеров, программа независимости Финляндии выглядела слишком кардинальной.


3 (16) июня открылся I Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов (работал до 24 июня (7 июля)). Присутствовало 822 делегата с решающим и 268 с совещательными голосами. Съезд утвердил следующую повестку: отношение к войне, революционная демократия и правительственная власть, подготовка к Учредительному собранию, национальный вопрос, земельный вопрос, вопросы о рабочей, крестьянской, солдатской жизни, организация производства, распределения, транспорта и контроль над ними, продовольственный вопрос, вопросы финансовой политики, местного самоуправления, организационные вопросы и выборы. Большинство на cъезде принадлежало эсерам и меньшевикам, большевики по своему влиянию на Советы на тот момент уступали умеренным социалистическим партиям. Делегаты съезда отвергли все предложенные большевиками проекты резолюций, поддержав Временное правительство и его внешнюю политику, за что были названы Лениным «соглашателями».
В первый день съезда, 3 (16) июня, в речи председателя Петросовета И.Г. Церетели прозвучал вопрос: может ли кто-то из делегатов назвать партию, которая бы рискнула взять в свои руки власть и принять на себя ответственность за все происходящее в России. Присутствовавший в зале Ленин хранил молчание и оратора не перебивал. На следующий день, 4 июня, Ленину предоставили слово для 15-минутного выступления, в котором и прозвучало слово «есть!» (без слов «такая партия»), а также отсылка к речи Церетели в предыдущий день съезда:
«Сейчас же целый ряд стран накануне гибели, и те практические меры, которые будто бы так сложны, что их трудно ввести, что их надо особо разрабатывать, как говорил предыдущий оратор, гражданин министр почт и телеграфов, - эти меры вполне ясны. Он говорил, что нет в России политической партии, которая выразила бы готовность взять власть целиком на себя. Я отвечаю: «есть! Ни одна партия от этого отказаться не может, и наша партия от этого не отказывается: каждую минуту она готова взять власть целиком». (Аплодисменты, смех.) Вы можете смеяться, сколько угодно, но если гражданин министр поставит нас перед этим вопросом рядом с правой партией, то он получит надлежащий ответ».
Ленин В. И. Речь об отношении к Временному Правительству // ПСС. Т. 32. - Москва : Политиздат, 1967. - С. 263-276.
Читателям старшего возраста эта фраза, конечно, знакома, пусть и в несколько измененном виде. «Есть такая партия!» - без цитаты из Ленина не обходился ни один рассказ о I cъезде. Постепенно выступление обрастало своей мифологией, и на картине советского художника Е.А. Кибрика, написанной в 1934 г., ситуация выглядит так, словно слова «Есть такая партия!» были произнесены в ходе дискуссии:


18 июня (1 июля), в воскресенье, 18 июня в Петрограде прошла массовая демонстрация, созванная I Всероссийским съездом Советов. Однако, вопреки ожиданиям съезда, демонстрация проходила под лозунгами «Долой десять министров-капиталистов!», «Пора кончать войну!», «Вся власть Советам!», которые свидетельствовали о разрыве между настроениями масс столицы и политикой Временного правительства и руководства Советов. В основном демонстрация проходила мирно, однако одна колонна - анархистов - была вооружена. С Марсова поля анархисты направились к тюрьме «Кресты», откуда силой освободили нескольких человек, арестованных 9 июня за статьи против наступления, в том числе редактора большевистской «Окопной правды» Флавиана Хаустова. Воспользовавшись ситуацией, из тюрьмы бежало и около 400 уголовников.
Ленин пишет статью «Восемнадцатое июня», в которой показывает историческое значение демонстрации рабочих и солдат 18 июня (1 июля) в Петрограде; отмечает, что она «стала демонстрацией сил и политики революционного пролетариата, указывающего направление революции, указывающего выход из тупика»; подчеркивает, что «в этом смысле 18-е июня было первой политической демонстрацией действия, разъяснением - не в книжке или в газете, а на улице не через вождей, а через массы - разъяснением того, как разные классы действуют, хотят и будут действовать, чтобы вести революцию дальше».


Но съездами и демонстрациями события июня 1917 года не ограничиваются. Подробнее о забастовках, действиях на фронтах, распоряжениях Временного Правительства вы можете узнать, перейдя на страницу Хроники российской революции на нашем сайте:
http://www.shpl.ru/virtual_exhibitions/hronika_rossijskoj_revolyucii/

1917, ГПИБ

Previous post Next post
Up