Оригинал взят у
_arlekin_ в
"Бесконечная поэзия" реж. Алехандро Ходоровски (ММКФ)Первая часть сюрреалистической автобиографии Ходоровски, "Танец реальности", даже выходила в прокат, и после ММКФ я еще раз ее смотрел в "35 мм", с удовольствием, но и не без досады на то, что можно было чуть-чуть подождать и не париться на фестивале:
http://users.livejournal.com/-arlekin-/2906197.html Доберется ли до кинотеатров "Бесконечная поэзия" - неизвестно, мировая премьера состоялась чуть больше месяца назад; но я, сильно поколебавшись, решил не рисковать, потому что такие вещи лучше посмотреть дважды, чем пропустить с концами (а вот фильм "Конец" с Депардье, на который с трудом удалось выцарапать билет, я-таки с концами пропустил, не пошел в кинотеатр "Москва", остался в "Октябре"). Пожалуй, такой эйфории, как "Танец реальности", новый фильм не вызывает - но едва ли потому, что он хуже, просто, во-первых, тогда сработал, и сильно, эффект неожиданности, более ранние фильмы Ходоровски отнюдь не переворачивали сознание, казались банальными наркоманскими псевдофилософскими притчами; а во-вторых, по объективным причинам рассказ о детстве всегда выигрышнее, к тому же, в-третьих, "Танец реальности" охватывает больше событий, больше мест, там подробно передана семейная предыстория, много времени уделено похождениям отца, там эпический размах, а "Бесконечная поэзия" более камерная, поскольку речь идет о богемной молодости героя в столице Чили.
Итак, "Бесконечная поэзия" начинается с того самого места, на котором закончился "Танец реальности": причал, семья переезжает в столицу. Где поначалу тот же еврейский херувимчик живет с родителями при отцовской лавке, поющая мать, суровый папаша, бедлам на улице рабочего квартала с поножовщиной и выпущенными кишками... Моментом переломным, обозначающим переход из детства героя к взрослому состоянию становится посещение Алехандро с приятелем Риккардо сестер-скульпторш. Там, в художественной мастерской, двоюродный брат Риккардо признается Алехандро в любви. А строгий жестокий отец Алехандро, Хайме, даже отбирал у сына книги Лорки, требуя, чтоб сын пошел по врачебной стезе и забросил стихи, которые его "сделают педиком". Тем не менее, согласно изложенным в фильме событиям и судя по количеству людей с фамилией Ходоровски в титрах картины (а это все не однофамильцы, но потомки режиссера разных поколений, весьма многочисленный выводок), в этой части опасения родителя не оправдались. То есть двоюродному брату Алехандро отказал во взаимности - позднее он обнаружит Риккардо повешенным на фонаре перед университетом Сантьяго, но к тому моменту херувимчик превратится в дородного мужика. Через фильм проходят его любовные и дружеские увлечения, самое яркое во всех смыслах среди них - дебелая, рыжеволосая и золотогрудая поэтесса Стелла, выпивающая одним глотком два литра пива, но приберегающая свою девственность для бога, который должен сойти на нее с гор. Ее прежний покровитель, поэт Никанор Парра, тоже становится старшим другом для молодого Алехандро, но настоящее приятельство связывает его с поэтом Энрике, чью брошенную любовницу-лилипутку главный герой подбирает и утешает, как умеет.
Бурный секс с карлицей, истекающей кровью месячных - наверное, один из самых эффектных и запоминающихся моментов картины, но вообще ярких эпизодов в ней множество. Немногим хуже гадание на голом мальчике-факире, ну и вообще фантасмагория и историческая достоверность, память и воображение, интимные проявления и социально-политический контекст - у Ходоровски это все взболтано, перемешано и коктейль выходит убойный. В фильме, помимо внуков и правнуков режиссера, задействованы две уникальные танцовщицы - престарелая Каролин Карлсон, ровесница Ходоровски (а сравнительно недавно ее можно было видеть в Москве с сольным выступлением!) и Каори Ито (за ее феерической работой я только что два дня подряд наблюдал на Платоновском фестивале в Воронеже - спектакль Орелье Бори "Сплетение"). Сюжет о том, как рано почувствовавший творческое призвание герой преодолевает все препятствия, чтобы стать поэтом, положим, на второй половине хронометража (два с лишним часа) малость пробуксовывает, поскольку нет никаких сомнений, да и сам факт наличия фильма подтверждает - несмотря на то, что звучащие в "Бесконечной поэзии" стишки Ходоровски вполне себе графоманские, поэтом он станет, его поэзия - кинематограф, на девятом десятке жизни режиссера оказавшийся еще интереснее, чем прежде.
Также в сравнении с "Танцем реальности" в "Бесконечной поэзии" еще более эксцентрики, гротеска, карнавальности и театрализации - вплоть до того, что в кадр постоянно влезают безликие персонажи в черных масках, словно работники кукольного театра, они подают бутафорию, помогают ставить и убирать предметы декораций, что усиливает ощущение ирреальности происходящего в памяти и с памятью героя-рассказчика, который и сам участвует в повествовании, играя самого себя, вспоминающего молодость. (Кстати, лично мое первое столкновение с творчеством Ходоровски произошло как раз благодаря театру кукол - бельгийскому спектаклю "Школа чревовещателей" по его пьесе). В то же время "Бесконечная поэзия" и намного сентиментальнее "Танца реальности", особенно ближе к концу, в сцене прощания с отцом на все том же старом причале-дебаркадере, когда престарелый режиссер при попытке молодого Алехандро и его отца Хайме сближает обоих в объятьях, говорит о том, что больше не увидел отца, уехав в Париж, и не слишком-то переживал, когда-то умер, а сейчас вот чувства вдруг нахлынули - поразительно, что в этом совсем нет мелодраматического перехлеста, искренность (но не забыть и про иронию, про карнавальность) всепобеждающая.
Кстати, о Париже, о сюрреалистах, о Бретоне... Ходоровски, похоже - крепкий старикашка, и семейная поддержка у него - будь здоров какая, велика вероятность, что успеет сделать и третью часть, а там, может, и четвертую, о зрелом этапе творчества - жалко, я уже не увижу.