О планах... Вспоминая: Пан. Врубель и Забела. 2 часть.

Mar 04, 2016 09:13

Пытаясь параллельно рассказать о первой постановке "Фауста" Гуно (два Давыдова, но я увяз в декорациях представленных Национальной библиотекой Франции, да и в других случайных совпадениях) в Екатеринбурге в 1885 году, о гастролях Анастасии Вяльцевой 1910 года (когда в день её концерта, в другом зале вновь представлен "Фауст"), натыкаюсь на эту заметку... хотя нужно-то опять же совсем другое - я начинал заметку о гастролях Театра Корша в Екатеринбурге в 1915 г. (но без Борисова, который читает прощальное слово Вяльцевой), которые отправляют в 1887-й, как избежать соблазна и не попытаться запараллелить премьеру "Золотопромышленников" Мамина-Сибиряка в 1887-м... и появление постановки именно на сцене театра Корша... Да, я могу опираться на фонды трёх библиотек - РГБ, РНБ и Белинка, но если вчера катастрофически не хватало материала, то сегодня его слишком много...
Зачем я вообще берусь за то, что мне не по силам? Что заставляет меня предполагать, что одно без другого немыслимо?.. Я не знаю... В итоге всё заканчивается тем, что маркирую заметки "черновиком", "наброском" и пр.
Никак не могу на чём-то сосредоточиться...
Хотя в первую очередь нужно сделать заметку о создании первой научной фотолаборатории в Екатеринбурге при УОЛЕ (1906-1907) и о сотрудничестве УОЛЕ с Прокудиным-Горским (1910)... Но в голову лезет какая-то ерунда... Если бы Комиссаржевская тоже ушла в 1913 году (Вяльцеву и Комиссаржевскую похоронили рядышком на Никольском, но прах Комиссаржевской был перенесён)... то можно было бы предсказать катастрофу 1914-го... в отголоски которого и вслушивается наше безвременье.

Внося добавления в заметку, не могу не отметить: всё же огромную работу по оцифровке всё же делают в Национальной (о Ленинке в данном случае я и не говорю, по ней я сверяюсь ежедневно, там очень много сюрпризов)... но никак её не представляя...
Я добавил рисунки Врубеля из "Аполлона".

Оригинал взят у rustam_bikbov в Пан. Врубель и Забела. 2 часть.
Вы видите на этой электронной копии картины Врубеля хоть некое подобие женского лица или фигуры? Я сразу признаюсь - никаких признаков я не вижу. Вглядитесь, может, вам удастся что-нибудь разглядеть...



Так вот.
Сначала обратимся к воспоминаниям Б.К.Яновского, пианиста и близкого друга Врубеля и Забелы-Врубель:
"... (Врубель) написал портрет своей жены Надежды Ивановны, в бальном тёмно-розовом платье. Готовый уже портрет стоял на мольберте. Но вот в один прекрасный день Врубель прочёл рассказ Анатоля Франса "Святой сатир". Рассказ возбудил его фантазию, и ему захотелось немедленно написать старого сатира. Холста не оказалось. Тогда, не долго думая, он слегка соскоблил местами невысохшую краску с портрета жены и прямо поверх портрета написал свою картину. Она хорошо всем известна: это "Пан".
примечание автора книги, по которой я цитирую (Барсова Л. "Н.И.Забела-Врубель глазами современников". Л., 1982): Специальными исследованиями установлено, что под красочным слоем "Пана" сохранился нижний слой портрета Н.И.Забелы.

На пороге нового столетия Врубель меняет направление своего поиска (но, может, находит его логическое продолжение, порой непонятное современникам). Появление явных признаков тяжелой болезни у Врубеля. Он продолжает создавать для своей жены сценические костюмы. Особенно для произведений Римского-Корсакова. Но костюмы эти не вызывают восторгов ни у критики, ни у самого композитора. М.Янковский (это уже автор книги "Н.И.Забела Врубель", изданной в 1953 году - уже документ истории советской музыкальной эстетики, очень полюбил в последнее время читать "старые" книжки) пишет: ...образы, созданные Забелой, очень часто вступали в противоречие с её сценической внешностью.
Параллельно, ощущения и предчувствия самой Забелы (из письма к Римскому-Корсакову, январь 1901): Как-то ужасно гнетет это серое небо и холод, мечтаю безнадёжно о солнце, море и тепле, а наша опера и моё пение - всё кажется мне неимоверно серым, совсем как наше зимнее небо".
И далее привожу более пространную цитату из Янковского (1953), но весьма занимательную:
"Однако Забела была, действительно, "музой" Врубеля. Но и в его живописи реальный образ артистки своеобразно "сдвинут". Портреты Забелы кисти Врубеля, или картины на сюжеты опер Римского-Корсакова, в которых фигурировали воплощённые Забелой образы, не являются портретно схожими с оригиналом. Глаза Забелы на портретах Врубеля не отражают облика артистки. Это глаза врубелевского Демона (поэтому совершенно не обоснованно утверждение части критиков-иодернистов, что в "Демоне" даны черты портретного сходства с Забелой). И вообще, весь внешний и внутренний облик врубелевского Демона, имеющего, как известно, множество вариантов, не имел ничего общего с Забелой, чьё светлое, жизнеутверждающее, реалистическое искусство никак не вяжется с мрачностью, угрюмой "нездешностью" и отрицанием жизни у Демона в трактовке Врубеля. Можно сказать со всей решительностью, что творчество Врубеля на этом этапе было принципиально чуждо Забеле, было глубоко враждебно ей, как деятелю русского искусства..."

Из письма Забелы Римскому-Корсакову: "Демон у него совсем необыкновенный, не лермонтовский, а какой-то современный ницшеанец, поза лежачая, головой вниз, ногами вверх, точно он скатился с какой-то скалы".

1901 год - рождение ребёнка с раздвоенной (заячьей) губой. Врубель потрясён, его диагноз - "прогрессивный паралич". 1902 - у Забелы умирает отец, мать в тяжелом состоянии. 1903 - умирает ребёнок.
Забела - Римскому-Корсакову: "Я не знаю, как жить и за что уцепиться".
В 1908 году писать некому - Римского-Корсакова больше нет. 1910 - после нескольких лет тяжелой болезни умирает Врубель...

20 июня 1913 года Забела даёт последний концерт, в ту же ночь она умирает. О смерти Забелы пишет В.Пяст: "Надежда Ивановна заболела и умерла в припадке, находясь ночью одна в своей комнате. Она расшиблась обо что-то острое и, когда утром взломали двери, нашни её плавающей в крови. Против обыкновения, она заперла в этот вечер дверь своей спальни (курсив мой - Р.Б.)".

Страшно и загадочно... И следует продолжение.

Наконец "Абсолютный слух" делает программу:
Надежда Забела-Врубель - Nadezhda Zabela-Vrubel
Опубликовано 20.09.2012 пользователем theartsmedia.

image Click to view

...
P.S. Наверно, однажды в виртуальном пространстве можно будет поэтапно восстановить первоначальный замысел художника, снимая один слой за другим...
Источник: РНБ - Аполлон: художественно-литературный журнал. 1913, № 5 - https://vivaldi.nlr.ru/bv000030885/details












...

Оцифровка-программа, Оцифровка, Наброски, История живописи, Электронная библиотека, РНБ

Previous post Next post
Up