Виктор Борзенко. Русские театральные журналы и газеты XIX века.
Театральная периодика последней трети XIX века -
http://www.nasledie-rus.ru/red_port/001700.php(Из перечисленных ниже изданий
РНБ оцифрована газета "Театральный мирок", это позволит нам рассказать и о формировании театрального вкуса - другой формулировки пока не подыскал - в Екатеринбурге... Итак, отмена монополии императорских театров - 1882, и... естественно, железная дорога - с некоторой натяжкой - 1878 (Пермь-Екатеринбург), уместнее связать второй этап с появлением ветки Челябинск-Екатеринбург - 1896 год... но прекращает своё существование "Екатеринбургская неделя", а театральный критик и екатеринбургский корреспондент горный инженер Штейнфельд скончается в 1902 г., впрочем, появится гахета "Урал", но и никаких оцифровок театральных газет или журналов пока больше нет... а нам всё нужно будет начинать сначала...)
В последней трети XIX столетия в театральной периодике укрепляются уже существующие типы журналов и к ним добавляется новый тип - библиографические указатели.
В издании театральных журналов и газет с 1876 года не возникает пауз, количество печатных органов растет, между ними усиливается конкуренция.
Как уже отмечалось, в 1862 году на газетную театральную критику была отменена предварительная цензура.
До этого периода пресса «не имела права самостоятельно трактовать о действиях театральной дирекции. Все статьи, касающиеся ее, отсылались цензурой на предварительный просмотр администрации!..» [55].
В 1882 году закончилась монополия императорских театров, вследствие чего на столичных сценах появились первые коммерческие (антрепризные) спектакли.
Эта реформа имела масштабные последствия не только для императорского, но и для провинциального театра.
Если в 1875 году в провинции насчитывалось 35 театров, то к концу века их было, по разным подсчетам, от 200 до 300.
«Без театра немыслима теперь жизнь сколько-нибудь сносного города, - отмечает в 1879 году современник. - Сценическое дело развилось так, что у нас насчитывается до двухсот частных и клубных театров, платящих поспектакльный гонорар авторам. Все, что касается театра, интересует публику чрезвычайно» [56]. Антреприза становится основной формой ведения театрального дела: возможность аренды сценической площадки приводит к тому, что на столичных сценах выступают провинциальные труппы и наоборот. Следовательно, провинция чаще видит творчество гастролирующих артистов императорской сцены, а столичные театры «подпитываются» творчеством провинциальных самородков. Например, в этот период столицу покорили В.Ф. Комиссаржевская, Вс.Э. Мейерхольд, Н.Н. Соловцов, М.Г. Савина, В.Н. Давыдов, В.Н. Андреев-Бурлак и др.
Государственная политика по контролю сферы искусств смягчилась. Драматурги и издатели получили гарантии от произвола цензоров и возможность отстаивать свои интересы в правовом режиме. Раскрепостилась и театральная критика.
Под влиянием реализма в искусстве появляется интерес к народному театру, к национальной истории, быту. На сцене воссоздается «дух эпохи», приобретают историческую конкретность декорации и костюмы. При этом не пропадает интерес к классикам зарубежной драматургии - постановки пьес Шекспира, Шиллера, Лессинга, Мольера, Бомарше, Кальдерона и Лопе де Веги составляют основу репертуара Малого и Александринского театров.
Период 1880-1890-х годов В.И. Немирович-Данченко называл «эпохой истинного царства актеров»: вслед за Ермоловой, Федотовой и Ленским гордостью Малого театра стали А.И. Южин, Ф.П. Горев, Е.К. Лешковская; Александринского театра - М.Г. Савина, В.Н. Давыдов, К.А. Варламов, В.В. Стрельская.
Созданная система канонов и принципов сценической деятельности, достижения русского театра последней трети ХIХ века повлияли на тип толстого театрального журнала. Структура журналов формально оставалась прежней (пьесы, афиши, рецензии, отклики на спектакли), но расширилась тематика театрально-критических разделов. Чаще появляются материалы о мастерстве актера, о творчестве художника сцены и режиссера, рассматриваются детали сценического процесса: музыкальное оформление спектакля, взаимоотношения антрепренеров и артистов, трудности провинциальных театров.
К ведущим журналам этого типа относятся:
«Театральная библиотека» (М., 1879-1880),
«Дневник русского актера» (СПб., 1886),
«Артист» (М., 1889-1895),
«Дневник артиста» (М., 1892-1895),
«Театральная библиотека» (М., 1891-1898),
«Театрал» (М., 1895-1898).
Особое место занимают издания «Театр и искусство» (СПб., 1897-1918) с приложениями и «Ежегодник императорских театров» (СПб., 1892-1915).
«Театральная библиотека» появилась после долгого отсутствия толстых журналов в театральной периодике. Как отмечал издатель, «было время, когда театр и сценическое искусство давали у нас материал для специальных изданий. Не больше как двадцать пять лет назад выходили толстые журналы, исключительно посвященные театру и драме. С тех пор, кроме одной попытки в начале 60-х годов, не являлось ни одного ежемесячного театрального издания» [57].
Журнал не менял своей программы, был строго сформирован и соответствовал названию. Издание «должно представить со временем целую “библиотеку”, - писал Н.А. Шаповалов, - и по репертуару, и по изучению всех сторон сценического мира» [58]. «Театральная библиотека» имела книжный формат, ее объем (25-30 печатных листов) и внутренняя структура приближались к «Репертуару и Пантеону». Каждый номер открывался публикацией пьес; затем следовал всесторонний обзор театральной жизни, представленный рецензиями, хроникой, корреспонденциями из провинции; статьи теоретического характера, биографии и переводы [59]. Кроме того, журнал публиковал театральные документы, например: «Список пьес, дозволенных драматической цензурой к представлению безусловно и с исключением за время от 1 января до 1 сентября 1879 года» [60].
На этом фоне московский журнал «Артист» (1889-1895) не стремился отыскать для публикации несправедливо забытые пьесы, отмечая, что печатает драматические произведения «преимущественно те, которые исполняются на столичных сценах» [61]. Несомненным достоинством журнала, выделявшем его на фоне остальной периодики, была оригинальная верстка (с множеством рисованных виньеток) и замечательное оформление. На вклеенных мелованных страницах журнал печатал репродукции, планы декораций, фотографии из спектаклей и т.д.
Издателем журнала являлся Ф.А. Куманин, который обстоятельно взялся за новое дело: он приглашал к сотрудничеству авторов, рассылая отпечатанные типографским способом письма. Уже в первый год издания авторский состав журнал насчитывал около сотни человек, в нем принимали участие П.Д. Боборыкин, В.Г. Короленко, Н.А. Котляревский, Вл.И. Немирович-Данченко, А.Н. Плещеев, Н.А. Римский-Корсаков, А.И. Сумбатов (Южин), П.И. Чайковский, А.П. Чехов, И.В. Шпажинский, художники - А.Е. Архипов, С.А. Виноградов, Н.А. Клодт, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, В.Д. Поленов, И.Е. Репин и др. И хотя «Артист» имел подзаголовок «Театральный, музыкальный и художественный журнал», основное место в нем уделялось театру, хотя и печатались периодически рассказы, статьи о музыке и живописи [62]. Ритм выхода журнала был приноровлен к театральной жизни: «Журнал выходит ежемесячно в течение зимнего сезона (7 раз в год с сентября по апрель) книжками большого формата» [63].
Вместе с Ф.А. Куманиным у истоков журнала стоял С.А. Юрьев - старейший журналист, легендарный основатель «Русской мысли». Однако, написав вступительную статью, он не дожил до выхода первого номера. Тем не менее, им были определены цели и задачи издания: «Мы желаем, чтобы наш журнал стал <…> органом общей работы всех, по возможности, сил, желающих и способных содействовать совершенствованию драматического искусства и русской сцены. Поэтому мы приглашаем участвовать в нашем участвовать в нашем журнале своими трудами русских писателей, драматургов, артистов сцены, режиссеров, художников и декораторов <…>, прося их сообщать нам для напечатания их сочинения, их теоретические и критические статьи, замечания и разного рода сообщения, касающиеся вопросов драматической литературы, истории театра, эстетики, сценического искусства с его отраслями, декоративной, костюмерной, хореографической - словом, всей жизни театра во все времена и во всех странах» [64].
Помимо собственно театральной критики (рецензии, обзоры, исторические экскурсы, биографии) печатались обильная хроника текущей жизни театров по всей России и информация о новых пьесах. Две-три драматургические новинки помещались в конце каждого номера в качестве приложений. Таким образом, львиная доля печатного текста и иллюстраций отдавалась театру, значительно меньшая - музыке, еще меньшая - изобразительному искусству [65].
Были определены постоянные отделы журнала. С первых страниц, как правило, после цветной вклейки-гравюры, печатались пьесы и рассказы (нередко - с продолжением), ноты, стихотворения, помещались мемуары о выдающихся актерах и театрально-теоретические статьи (например, о способах наложения грима, освещении, драпировки сцены). Это был первый театральный журнал в России, который ввел на своих страницах «Режиссерский отдел» - статьи по теории театра. В этом же разделе в 1890 году было опубликовано исследование К. Шиловского-Лошивского «По поводу заметки о мимике и гриме г. Ленского», где автор рассматривал особенности гримировального дела, подбирал грим к наиболее популярным сценическим образам. При этом важно учитывать, что театроведение как наука еще не сформировалось, и работ по теории театра было крайне мало [66]. Публикации Шиловского появлялись и в последующих номерах.
Вторую часть журнала занимали «Современное обозрение» и «Хроника». «Современное обозрение» рассматривало деятельность как столичных, так и крупных провинциальных театров. Основными жанрами здесь были рецензия и обозрение: корреспонденты «Артиста» выступали с оценкой оперных, балетных, драматических постановок, симфонических концертов, художественных выставок… Отличительной чертой рецензий этого издания был теплый, доброжелательный тон. Например: «Будем надеяться, что труппа наша, освеженная приливом новых сил, под опытным руководством, избавится от своего главнейшего недостатка отсутствия ансамбля на первых представлениях», - писал рецензент [67]. Далее в журнале помещалась «Хроника», состоящая из коротких заметок. В качестве заголовков выступали названия городов, где состоялась премьера, бенефис, или концерт. Нередко указывались доходы артистов, информация о наборе новых трупп или пути следования антрепренеров. Такая информация интересовала не только столичных, но и провинциальных деятелей сцены, повышала тираж издания.
В 1891 году у «Артиста» появилось два приложения - «Дневник артиста» (1891-1895) и «Театральная библиотека» (1891-1895). Изначально «Дневник артиста» задумывался как орган, посвященный исключительно провинциальному театру, поскольку в редакции «Артиста» о периферийных русских театрах накапливалось множество корреспонденций, которые за время летнего сезона, когда не выходил журнал, устаревали [68]. Другое приложение к «Артисту» - «Театральная библиотека» - основное внимание уделяла публикации пьес [69]. Хотя хроника, биографии и справочный отдел занимали вторую, но меньшую часть издания. Эти приложения были взаимодополняющими журналами со сходной тематической структурой, что делало их цели и задачи размытыми.
С закрытием «Артиста» в 1895 г. «Театральная библиотека» поменяла свое название на «Театрал» (в 1896-1898 - вновь «Театральная библиотека»). «С того же времени он составляет совершенно самостоятельное от “Артиста” издание, - отмечалось в редакционной статье. - И выходит по-прежнему под редакцией Ф.А. Куманина» [70]. «Театральная библиотека» помимо смены названия изменила концепцию. Как сообщал редактор, произошло это на следующих основаниях: «1) Месячный срок выхода журнала представляет значительные неудобства. Нередко случалось, что мы лишены были возможности поместить пьесу одновременно с ее постановкой на сцене. Появление пьесы откладывался на целый месяц <…>. В виду этого мы исходатайствовали разрешение выпускать наш журнал <…> 50 раз в год. При этом мы не будем придерживаться еженедельного срока выхода журнала, а поставим срок выхода книжек в зависимость от количества вновь появляющихся в репертуаре пьес. <…> 2) Частый выход книжек придаст больший интерес текущим новостям, которые при ежемесячном выходе журнала, теряют силы своевременности и являются часто слишком запоздалыми» [71].
Журнал издавался до 1898 года, однако в 1897 году у него появился конкурент - еженедельник «Театр и искусство» с приложениями разного характера. Вплоть до революции 1917 году «Театр и искусство» будет оставаться ведущим театральным журналом.
По отношению к журналам - сборникам пьес наметился спад читательского интереса. К концу XIX века этот тип немногочислен. В числе изданий - приложение к журналу «Родина» «Домашний театр» (1895-1904) и «Европейский театр» (1890), преобразованный в 1891 году в «Театральную библиотеку». В том же году вышло 2 тома «Театральной библиотеки», в которой было опубликовано 30 пьес. Однако в дальнейшие годы пьесы в журнале стали вытесняться хроникально-информационными рубриками. Интерес к драматическим произведениям снижался. «Толстые журналы, - писал П.Д. Боборыкин, - еще не так давно печатавшие комедии и драмы в стихах и прозе в отделе беллетристики наравне с романами, повестями и рассказами, стали уклоняться от этого, так что последнее десятилетие даже и для талантливых оригинальных произведений в драматической форме чрезвычайно трудно было проникать в крупные органы» [72].
Таким образом, в театральной периодике этого периода основное место по-прежнему занимал толстый театральный журнал. Однако по сравнению с предшествующим периодом он испытывали все более нарастающую конкуренцию со стороны театральных газет. Помимо того, постоянные театральные рубрики стали появляться и на страницах общественно-политических изданий. Все это создавало конкуренцию и к началу ХХ века эти формы журналистики почти вытеснили толстый театральный журнал. Ему на смену придут журналы меньшего объема, но тех же типов, которые господствовали в XIX веке среди театральных газет.
Периодические издания информационного типа отличаясь версткой и внутренней структурой, ставили, как правило, одинаковые цели. У них не было возможности существенно повлиять на развитие театрального дела, но их задача заключалась в информировании читателей о новостях театрального мира и публикацией популярных статей.
К изданиям этого типа относятся:
«Театральная газета» (М. 1876),
«Суфлер» (СПб., 1878-1886),
«Антракт» (СПб., 1882),
«Петербургские отголоски» (СПб., 1884-1885),
«Театральный мирок» (СПб., 1884-1893), (оцифрована РНБ)
«Дневник театрала» (1889-1891),
«Театральная газета» (СПб., 1893),
«Театральный указатель» (СПб., 1896-1898) и др.
В становлении этой группы периодики были свои проблемы. Так, появившаяся раньше других «Театральная газета» обещала стать «органом публики, в высоком значении этого слова. Служить ей одной, охраняя в то же время интересы искусства» [73]. Но сделаться таким органом ей не удалось. В газете редко появлялись собственные театральные новости: как правило, заметки перепечатывались из других газет [74]. Кроме того, много места в газете отводилось для публикации пьес [75].
В 1878 году с рядом ограничений столкнулись создатели газеты «Суфлер». Как отмечалось в пробном номере, «издание “Суфлера” отложено почти на год <…>. Приостановка издания встречена в провинции с сожалением. Мы получили много писем, авторы которых (в большинстве - провинциальные артисты и антрепренеры) <…> напоминают, что за прекращением «Музыкального света» в настоящее время в России нет буквально ни одной театральной газеты» [76]. Однако, выйдя через год, газета прекратила свое существование спустя несколько номеров.
К концу XIX века в издании информационного типа периодической печати такие неудачи случались все реже, появлялись газеты-долгожители. Например, еженедельник «Театральный мирок» (1883-1894), издававшийся в разные годы А.А. Плещеевым, П.Ф. Левдиком и др. Газета ставила своей задачей откликнуться в коротких заметках на все события театральной жизни, не затрагивая серьезных творческих проблем. Она печатала отрывки пьес, рассказы из актерской жизни, мемуары и интервью с артистами, корреспонденции из провинции.
В этот период также укрепился рекламный тип изданий: «Московский дневник зрелищ и объявлений» (1882-1884), «Афиши и объявления» (М. 1883), «Ежедневное либретто» (1898-1913). «С.-Петербургский дневник зрелищ и объявлений» (1884-1885), «Театральный указатель» (СПб. 1896-1898) и др.
В 1894 году как приложение к «Театральной библиотеке» появилась газета «Справочный листок для сценических деятелей» - издание, открывшее в отраслевой периодике по театру тип библиографических указателей. Газета создавалась в тот период, когда росла роль антрепризы, появлялись общества драматического искусства, увеличивалось количество гастролирующих актеров. Объявления о поиске ангажемента либо о приглашении актера на роли того или иного амплуа все чаще появляются на страницах театральной и общественно-политической периодики. Первой такую информацию стала публиковать «Театральная газета» в 1876 году [77].
Посвятить объявлениям отдельную газету решились Е.Е. Корш и Ф.А. Куманин - создатели «Справочного листка сценических деятелей» (М., 1894-1895).
Своей целью газета ставила «доставление справочных сведений, необходимых для сценических деятелей и для всех лиц, имеющих то или иное отношение к театрально-музыкальной деятельности. <…> “Справочный листок” является связующим звеном между интересами сценических деятелей. При этом, однако, “Листок” дает исключительно справочные сведения, но не принимает на себя никакого другого посредничества между своими читателями, в смысле рекомендаций и вообще устройства их дел» [78].
Газета выходила еженедельно во время великопостного сезона, когда «по преимуществу заключаются ангажементы» [79]. Однако «по мере надобности» выпускались дополнительные номера. Адреса, доставляемые сценическими деятелями, помещались в газете бесплатно.
К типу библиографических указателей этого периода относится и приложение к «Театру и искусству» - «Словарь сценических деятелей» - периодическое издание, помещавшее на своих страницах в алфавитном порядке сведения о выдающихся артистах, как ушедших, так и современников [80].
Если попытаться в общих чертах охарактеризовать формирование типов театральных журналов, чтобы выяснить их специфические особенности, можно заметить закономерность. В конце XVIII и в первой половине XIX в. театральная журналистика занималась преимущественно драмой и была обращена к литературе (формируется тип толстого журнала и сборника пьес); во второй половине XIX в. театральная критика делает упор на анализ соотношения сцены и действительности, театр рассматривается в системе общественной жизни и быта, популярность получают информационная театральная периодика и рекламный тип изданий. В начале ХХ в. формируются внутритеатральные издания, театральная журналистика все больше сопрягается с философией и эстетикой.
В целом дореволюционная театральная периодика представляет собой интересное общественно-культурное явление: она отражает объективный ход русской театральной мысли, историю развития театра в России и характер общественных отношений. К началу ХХ века резко снизится количество толстых театральных журналов, однако наиболее массово будет представлен информационный тип журналов и газет. Предпосылки для столь широкого развития этого типа были созданы самим ходом культуры, поскольку в тот период повышается интерес к различного рода увеселительным заведениям, кафе-шантанам, кинематографу и т.д. Очередной скачок произойдет в издании рекламной периодики. Появятся сотни новых журналов и газет, посвященных театру, однако это уже тема следующей публикации.
Источники
1. Санкт-Петербургские ведомости. -1729. - №74.
2. Дмитриевский В.Н. Театр и зрители. - СПб., 2007. - С. 98.
3. Петровская И. Источниковедение истории русского дореволюционного драматического театра. - Л. 1971. - С. 109.
4. Московские ведомости. -1757. - №52.
5. Примечания на Ведомости. -1733. - Ч.44-46.
6. Асеев Б. Истоки русской театральной критики // Вопросы театрального искусства: Сб. научн. трудов. - М. 1975. - С. 109-110.
7. Подробнее о развитии театральной критики в этот период см.: Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века: Учебн. пособие. - М., 1977. - С. 531-559.
8. Сиротинин А. Первый театральный журнал в России // Артист. - 1890. - №7. - С.44-47.
9. Данилевский Р.Ю. Немецкие журналы С.-Петербурга в 1770-1810 гг. // Русские источники для истории зарубежных литератур: Сб. исследований и материалов. - М., 1980. - С. 76-78.
10. Бескин Э.М. История русского театра: Учеб. пособие. - М.-Л., - 1928. - С. 145.
11. Russische Theatralen. - 1784. - №1. - С.2.
12. Сиротинин А. Первый театральный журнал в России. // Артист. - 1890. - №.7. - С. 44.
13. Афиши. - СПб., - 1818. - 18 февр.
14. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - СПб., - 1994. - С. 199.
15. [Без подписи]. Вступление // Драматический вестник. - 1808. - Ч.I. - №1. - С.4.
16. [Без подписи]. Вступление // Драматический вестник. - 1808. - Ч.I. - №1. - С.7.
17. [Без подписи]. Уведомление // Драматический вестник. - 1808.- Ч.I. - №1. - С.1.
18. Известия к С.-Петербургским ведомостям. - 1807. - №103. - С.1306.
19. [Без подписи]. Вступление // Драматический вестник. - 1808. - Ч.I. - №1. - С.7
20. Некрасова Е. Первый русский журнал, посвященный театру // Артист. - 1890. - №.6. - С. 26.
21. Бабинцев С.М. Указ. соч. - С.253-266
22. Известия к С.-Петербургским ведомостям. - 1807. - №103. - С.1306.
23. Драматический вестник. - 1808. - Ч.I. - №2. - С.17-21.
24. Там же. С.22-24.
25. Драматический вестник. - 1808. - Ч.I. - №3. - С.25-32.
26. Там же. С.32.
27. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов: В 4 т. Т.2. - М., 1956. - С. 399.
28. А. [Шаховской]. Евгения, драма // Драматический вестник. - 1808. - Ч.I. - №20. - С.162.
29. Издатель [М.Н. Макаров]. От издателя // Журнал драматический. - 1811. - Ч. I. - №1. - С. 3.
30. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Театр в России в эпоху Отечественной войны 1812 г. - СПб., - 1912. - С.53.
31. См., например: Примечание издателя // Журнал драматический. - 1811. - Ч. I. - №1. - С. 80.
32. Издатель [М.Н. Макаров]. От издателя // Журнал драматический. - 1811. - Ч. I. - №1. - С. 3.
33. См., например: [Без подписи]. Федор Григорьевич Волков // Журнал драматический. - 1811. - Ч. I. - №3. - С.224-232.
34. Макаров М.Н. <От издателя> // Журнал драматический. 1811. - Ч. III. - №12. - С. 324.
35. Королев Д.Г. Указ. соч. С. 48.
36. Репертуар русского театра. - 1839. - Т. 1. - Л.2 (вклейка).
37. См, например: Репертуар русского театра. - 1839. - Т. 1. - Кн. 6. - С.1.
38. Репертуар русского театра. - 1839. - Т. 2. - Л.1 (вклейка).
39. После независимого друг от друга существования «Репертуара русского театра» (1839-1841) и «Пантеона русского и всех европейских театров» (1840-1841), коллективы редакций объединились и журнал выходил под названиями: «Репертуар русского и Пантеон всех европейских театров» (1842), «Репертуар русского и Пантеон иностранных театров» (1843), «Репертуар и Пантеон» (1844-1846), «Репертуар и Пантеон театров» (1847), «Пантеон и Репертуар русской сцены» (1848, 1850-1851), «Пантеон» (1852-1856).
40. Максимов Д.Е. Из прошлого российской журналистики. - Л., 1930. - С. 231.
41. Указатель журнальной литературы / Сост. Ульянов Н.А. - СПб., 1912. - С. 6.
42. Репертуар и Пантеон. - 1844. - Т. 5. - Кн.1. - С. 112.
43. Межевич. От редакции // Театральная летопись. - 1845. - Т.2. - Отд. II. - Март. - С. 2.
44. Театральная летопись. - 1845. - Т.2. - Отд. II. - Январь.
45. Королев Д.Г. Указ. соч. - С. 55.
46. Подписка на 1846-й год // Репертуар и Пантеон. - 1845. - Т. 4. - Кн.12. - С. 11.
47. Михно. Театральный журнал «Русская сцена» в будущем 1865 году // Русская сцена. - 1864. - №10. - С. II.
48. Ив. В.М. [псевдоним не раскрыт]. Обзор немецких театров // Русская сцена. - 1864. - №7. - С. 41-49.
49. Русская сцена. - 1864. - №3. - Обложка.
50. Русская сцена. - 1864. - №6. - С. 122.
51. [Без подписи]. Теория афишки // Репертуар и Пантеон. - 1843. - Кн.3. - С.236.
52. Гарин Д. Театральные ошибки. - М., 1896. - С. 13.
53. Долгов Н. Старый театральный журнал // Театр и искусство. - 1906. - №1. - С.17.
54. Кугель А.Р. Театральные портреты. - Л., 1967. - С. 354.
55. Измайлов А. (Смоленский). Указ. соч. С. 17.
56. Шаповалов Н.А. Наша программа // Театральная библиотека. - 1879. - №1. - С. I-II.
57. Шаповалов Н.А. Указ соч. - С. I.
58. Шаповалов Н.А. Указ. соч. - С. IV.
59.[Без подписи]. Задачи драматургической критики // Театральная библиотека. - 1879. - №4. - С.69-103;
60. Театральная библиотека. - 1879. - №3. - С. 185-190.
61. Подписка на 1890 г. // Артист. - 1889. - №4. - Вклейка.
63. См., например: Шайкевич С. О мерах поднятия искусства в России // Артист. - 1894. - №44. - С. 1-6.
64. Юрьев С. <Журнал «Артист»> // Артист. - 1889. - №.1. - С.1-2.
65. Кауфман Р.С. Указ. соч. - С. 230.
66. К. Шиловский-Лошивский. По поводу заметки о мимике и гриме г. Ленского // Артист. - 1890. - №6. - С. 86-91.
67. Г. [псевдоним не раскрыт]. Петербург // Артист. - 1890. - №6. - С. 89.
68. [Без подписи] [Журнал «Дневник артиста»] // Дневник артиста. - 1891. - №1. - С. 2.
69. Театральная библиотека. - 1891. - Т.1. - Кн. 2. - №2.
70. [Без подписи]. От редакции // Театральная библиотека. - 1894. - Т. 11. - Кн.3. - №43. - С.3.
71. [Без подписи]. От редакции // Театральная библиотека. - 1894. - Т.11. - Кн.2. - №42. -С.4.
72. Боборыкин П.Д. Литературный театр // Артист. - 1891. - №.12. - С.86.
73. [Без подписи]. От редакции // Театральная газета. -1876. - №1. - С.1.
74. См., например, рубрику «Театральные новости», где в качестве источников приводились «Петербургская газета», «Музыкальный свет», «Одесский вестник»: В газ. «Театральная газета». - 1876. - №9. - С.4.
75. Cм., например: Альфред де Мюссе. Не все же в голову придет: Комедия в 1 д. // Театральная газета. - 1876. - №41. - С.2-4.
76. [Без подписи]. От редакции // Суфлер. - 1878. - Пробный номер. - С.1.
77. [Без подписи]. От редакции // Театральная газета. - 1876. - №31. - С.121.
78. [Без подписи]. <«Справочный листок»> // Справочный листок для сценических деятелей. - 1894. - №1. - С.1.
79. Подписка на «Справочный листок» // Театрал. - 1895. - Т.2. - Кн. 2. - №7. - С. IV.
80. См., например: Словарь сценических деятелей. - 1898. - Вып. I.
Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство -
http://www.nasledie-rus.ru/red_port/001700.php Приложение:
Театральный мирок. Литературно-театральная газета - издавалась в Петербурге в 1884-1893 (до 7 марта), еженедельно. Изд. - А. А. Плещеев, В. И. Федулаева и др., ред. - А. А. Плещеев, П. Ф. Левдик и др. Далее - «Театральная газета» (см. 1893).
Газета видела свою цель в том, чтобы «давать возможно полное отражение артистической жизни Петербурга, Москвы, провинции и крупных заграничных городов». Помещала короткие биографии выдающихся актеров, русских и зарубежных, небольшие статьи, посвященные театральному искусству, мемуары, хронику театральной жизни (отдел Факты и слухи); печатала сокращенные либретто опер, одноактные пьесы, рассказы и романы, связанные с жизнью артистов. Публиковалась также посредственная беллетристика, фельетон.
В целом «Т. м.» носил информационный характер. -
http://feb-web.ru/feb/periodic/pp0-abc/pp1/pp1-6621.htm ШТЕЙНФЕЛЬД ПАВЕЛ КАПИТОНОВИЧ
(1839 - 21.07(04.08).1902, Ставрополь-Самарский), горн. деятель, издатель-ред. первой в городе газ. "Екатеринбургская неделя". Сын крупного горн. чиновника. Получил образование в петерб. доме владельца Тирлянского з-да С.И.Пашкова, затем в Горн. ин-те (законч. в 1860). С этого времени работал на урал. горн. пр-тиях: в Гороблагодатском горн. окр. (с 1863 - механик окр.), с 1867 по 1876 - смотритель (управляющий) Песковского доменного з-да в Вятской губ., затем управляющий Вятскими з-дами. С 1878 - окруж. механик Екат. горн. з-дов.
Занимался науч. работой в обл. кристаллографии и математики, печатался в "Горном журнале" и др. Мн. времени отдавал обществ. деятельности, секр. первых съездов урал. горнозаводчиков. С 1879 - ред., с 1883 - изд.-ред. "Екатеринбургской недели". В кон. 1885 продал газ. Г.А.Тиме. В 1886 назначен ст. чиновником особых поручений при Урал. горн. правлении, в 1889 - управляющим хим. и золотосплавочной лаб., в 1897 вышел в отставку в чине д. с. с., получив эмеритальную (уважительную к заслугам) пенсию. Участвовал в организации Сиб.-Урал. науч.-пром. выставки (1887), в работе УОЛЕ, печатался в "Записках УОЛЕ" и "Деловом корреспонденте". В 1888 опубл. в "Екат. епархиальных ведомостях" фил.-публицистическое соч. в стихах "Практично ли христианское учение о кротости и смирении", в котором внушал идеи христианского смирения и "удаления своих покушений от невозможного". За г. до отставки продал родительский хутор под Полтавой, б. ч. имения в Вятск. губ. и приобрел дачу в Саратов. губ. (8,5 тыс. дес. земли).
Лит.: П.К.Штейнфельд (некролог) // Горный журнал, 1902. 8; П.К. Штейнфельд (некролог) // Уральское горное обозрение, 1902. 29; Павлов В.А. Очерки истории журналистики Урала. Т. 2. Кн. 1. Екатеринбург, 1995.
В.А. Павлов -
Энциклопедия Екатеринбурга EdwART 2010