И всё же странно это...
Оригинал взят у
rkka1946 в
НЕМНОГО О СЕБЕ И СВОЕЙ ЖИЗНИЯ, Юрий Дмитриевич Рыков, - историк-архивист, канд. ист. наук, вед. науч. сотрудник Научно-исследовательского отдела книги и чтения РГБ. Родился 7 декабря 1946 г. в Марьиной роще в Москве в семье мелкого служащего и домашней хозяйки, приехавших в 1932 г. на постоянное место жительство в Москву из Рязани. Мой отец - Дмитрий Дмитриевич Рыков был участником трех войн: !-й Мировой, гражданской и Великой Отечественной. Он сильно загубил своё здоровье, так как на последней войне попал в немецкий плен, а затем зимой 1943 г. в неимоверно тяжелых условиях бежал из него. Вследствие этого отец прожил после войны только 10 с половиной лет, часто болел и лечился. Он умер 28 января 1956 г., когда я был еще второклассником, т.е. еще маленьким мальчиком. С этого времени я находился уже целиком под попечением и воспитанием моей мамы - Марии Ивановны Рыковой (в девичестве - Анциферовой), которая сделала очень много для того, чтобы я учился и получил высшее образование.
Среднее образование я получил в Москве в Марьиной роще. Учился с 1-го класса по 8-й класс в 1954-1962 гг. в средней общеобразовательной школе № 241 на Шереметьевской улице, расположенной между 11-м и 12-м проездом Марьиной рощи. Эта школа прославилась тем, что в ней ранее учился будущий знаменитый клоун Леонид Енгибаров. С 1-го класса Д по 4-ый класс Д я учился под руководством учительницы Антониды Павловны Волостновой. Затем у учился в 5м и 6-м классах "Г" и в 7-м и 8-м классах "В". Классной руководительницей в этих классах была учительница немецкого языка Валентина Ивановна Кулыгина, с которой я позднее поддерживал теплые отношения вплоть до ее смерти в Твери в 2012 г. В 1962 г. нашу среднюю общеобразовательную школу № 241 преобразовали в восьмилетнюю. Часть моих бывших одноклассников пошла продолжать учиться дальше в одиннадцатилетнюю школу № 605, которая также находилась на Шереметьевской улице между 13-м и 14-м проездом Марьиной рощи. У меня же был другой выбор: я пошел трудиться слесарем на Московский Тормозной завод, потому что мама моя не работала, и семья наша жила довольно бедственно. Устроившись на завод, я вскоре поступил учиться в вечернюю школу рабочей молодежи № 30 на Октябрьской улице. Эта школа помещалась в здании дневной школы № 237. Здесь я учился с 9-го класса по 10-й класс с сентября 1962 г. по май 1964 г. Это было для меня нелегким временем, но невзирая на трудности я сумел сдать экзамены и окончить школу с неплохими отметками. Окончание школы ученики нашего 10 "А" класса вместе с нашей классной руководительницей учительницей русского языка и литературы Ольгой Алексеевной Алексеевой торжественно отметили в летнем ресторане сада "Эрмитаж", а затем, как и дневники, мы гуляли по Красной площади и по центру Москвы, сидели и отдыхали на лавочках в сквере у Большого театра.
Высшее образование я перманентно получил также в Москве. Учился в 1964-1969 гг. в Московском государственном историко-архивном институте (МГИАИ) на ул. 25 Октября (ныне, как и встарь, Никольская улица). Поступил именно сюда по совету своего дворового товарища Владимира Сёмина, преодолев конкурс в 26 человек на место. Я даже сам был этому удивлен, но мной руководила цель получить историческое образование, поскольку история была одним из моих любимых предметов в школе. В институте я учился с увлечением и сознательно повышал свой образовательный и культурный уровень, поскольку мои однокурсники были во многом лучше меня образованы и культурно развиты. Мне помогли моя целеустремленность, упорное трудолюбие и, конечно же, поддержка моей любимой мамы. Большое значение имел для меня и моего развития знаменитый научно-студенческий кружок по источниковедению истории СССР досоветского периода, которым успешно, талантливо и бессменно руководил крупный историк-медиевист и прекрасный педагог МГИАИ Сигурд Оттович Шмидт, куда меня после первой экзаменационной сессии он успешно"завербовал". Ну, а через этот кружок я затем познакомился с помощью студента 5-го курса Валерия Мингалёва и с выдающимся историком и преподавателем МГИАИ Александром Александровичем Зиминым, встреча с которым определила всю мою последующую учебную и научную жизнь... В 1969 г. я успешно сдал гос. экзамен по истории КПСС, а затем защитил дипломную работу на тему: "Рассказы "Истории о великом князе Московском" А.М. Курбского как один из источников по истории Опричнины Ивана Грозного", написанную под научным руководством А.А. Зимина. Всё это ознаменовало окончание мной института, в результате чего я получил диплом по специальности "историк-архивист" и рекомендацию для поступления в аспирантуру. В сентябре 1969 г. я, "худоумный", двигаемый А.А. Зиминым, отважился поступать в заочную аспирантуру в МГИАИ и прошел конкурс в 3 человека на место. В 1969-1972 гг. я, как аспирант, учился в заочной аспирантуре МГИАИ. 23 мая 1972 г. я защитил диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук на тему: "История о великом князе Московском" А. М. Курбского как источник по истории Опричнины". Кандидатскую диссертацию, как и дипломную работу, я писал под заботливым и талантливым руководством А.А. Зимина. Мой Учитель в целом был хорошего мнения о моих научных "штудиях". В его воспоминаниях о своих бывших учениках я был даже отнесен к разряду "любимцев" и удостоен "мушкетерского звания" в его научной школе, получив почетное прозвище "Портос".
Свою трудовую деятельность я начал в неполных 16 лет, поступив на работу учеником слесаря в цех мелких серий на Московский Тормозной завод, где окончил курсы для учеников и получил 1-й разряд слесаря по Единой тарифной сетке. В 1963 г. я уже стал слесарем 2-го разряда. Работу на заводе окончил летом 1964 г. в связи с поступлением в МГИАИ на дневное отделения факультета "Историко-архивоведение".
После окончания МГИАИ я по распределению работал с сентября 1969 г. младшим научным сотрудником в отделе механизации систем делопроизводства и архивного дела во ВНИИ оргтехники Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР. В начале 1971 г. в порядке перевода я перешел на работу в отдел рукописей Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина, которая в 1992 г. была преобразована в Российскую государственную библиотеку. Работал в должности старшего библиотекаря, старшего редактора, старшего научного сотрудника и ведущего научного сотрудника. В декабре 1995 - марте 1996 гг. исполнял обязанности заведующего отделом рукописей РГБ. В ноябре 2003 г. по переводу ушел работать в научно-исследовательский отдел книговедения РГБ в должности ведущего научного сотрудника. В связи с преобразованием НИО книговедения в НИО книги и чтения, с 1 марта 2012 г. стал ведущим научным сотрудником преобразованного отдела. Здесь я продолжал трудиться, однако 4 декабря 2015 г. вышел приказ директора РГБ А.И. Вислого о ликвидациии нашего отдела и я получил уведомление о своем сокращении в этой связи 11 февраля 2016 г. И все это, несмотря на то, что я являюсь знаковой фигурой. Меня бездушно поставили перед фактом увольнения, "в рамках закона предложили работу взамен в других местах. Мне из этого списка 8 вакансий более или менее подходила работа в должности зав. сектором по комплектованию отделе отечественного комплектования РГБ. Остальные 7 не подходили. Однако когда я по рекомендации зав. отделом кадров РГБ Л. М. Лебедевой пошел на собеседование с зав. отделом отечественного комплектования РГБ О.А. Базекиной, то выяснил, что в настоящее время ставка не вакантна, т.к. она занята уже с 1 декабря 2015 г. Никаких других вакансий в отделе кадров мне больше предложено не было. Все же другие вакансии руководство библиотеки предусмотрительно сократило еще в прошлом году... Таким образом я сейчас стою на пороге увольнения. Никакие мои заслуги перед РГБ в зачет у бездушной дирекции РГБ в зачет не идут, и я сейчас вынужден искать работу на стороне. Если повезет, то уйду туда, "где оскорбленному есть чувству уголок!" Я ведь 45 лет отдал библиотеке и являюсь "Ветераном труда РГБ"...