Литпресс. Салтыков-Щедрин

Feb 02, 2016 00:15

Оригинал взят у mamlas в Литпресс. Салтыков-Щедрин
Ещё о репрессиях в литературе, а также Очищаем Салтыкова-Щедрина... | "Цитата" Салтыкова-Щедрина: "русские пьют и воруют" | Цитаты Салтыкова-Щедрина | Интервью с Салтыковым-Щедриным | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Либерал» | К 190-летию

«Моя манера писать есть манера рабья». Ссылка Михаила Салтыкова-Щедрина / 28 апреля 1848 года
Календарь литературных преследований / Спецпроект Weekend

В год, объявленный годом литературы, Weekend открывает новый проект: календарь литературных преследований. В каждом номере - один из случаев репрессий в истории русской литературы, пришедшийся на соответствующие даты и рассказанный словами участников и свидетелей. ©Ещё в проекте



М. Е. Салтыков в Вятке, 1856
28 апреля (10 мая) 1848 года 22-летний чиновник Михаил Салтыков был выслан в Вятку за публикацию двух повестей - «Противоречия» и «Запутанное дело».
Профилактическая мера в виде ссылки с сохранением чина и места на государственной службе считалась проявлением монаршей милости, однако надежды Салтыкова на скорейшее возвращение в Петербург не оправдались. Несмотря на множество прошений, вернуться в столицу он смог только через семь лет, после смерти Николая I. Его дальнейшая чиновничья карьера развивалась вполне успешно: в конце 1850-х - начале 1860-х годов Салтыков служил, в частности, сначала тверским, а потом рязанским вице-губернатором. Однако на путь исправления писатель и журналист, публиковавшийся под псевдонимом "Н. Щедрин", так и не встал, о чем свидетельствуют многочисленные цензурные претензии к нему как к автору и редактору "Современника", "Отечественных записок" и других журналов. Высшей точки эти претензии достигли в апреле 1884 года, когда издаваемый Салтыковым-Щедриным журнал "Отечественные записки" был закрыт за то, что "проповедовал теории, находившиеся в противоречии с основными началами государственного и общественного строя".




Обложка «Дела III Отделения о высылке Салтыкова в Вятку», 1848 год
Из отношения военного министра кн. Чернышева главноуправляющему III отделением гр. А. Ф. Орлову, 27 апреля 1848 года

Поступивший из Императорского Александровского лицея в 1844 году в канцелярию военного министерства и служащий в оной помощником секретаря титулярный советник Салтыков, в противность существующих узаконений, позволил себе помещать[1] в периодических изданиях литературные свои произведения без дозволения и ведома начальства[2], в том числе и две повести под заглавием «Противоречие» и «Запутанное дело». По рассмотрении оказалось[3], что как самое содержание, так и все изложение сих повестей обнаруживают вредный образ мыслей[4] и пагубное стремление к распространению идей[5], потрясших уже всю Западную Европу и ниспровергших власти и общественное спокойствие. По всеподданнейшему докладу моему, Государь Император, снисходя к молодости[6] Салтыкова, Высочайше повелеть соизволил уволить его от службы по канцелярии военного министерства и немедленно отправить[7] на служение тем же чином в Вятку[8], передав особому надзору[9] тамошнего начальника губернии, с тем чтобы губернатор о направлении его образа мыслей и поведении постоянно доносил Государю Императору. <…> Салтыков 26 сего апреля отослан к с.-петербургскому коменданту для содержания на гауптвахте, впредь до отправления его из С.-Петербурга.

Подробнее...

[7] …и немедленно отправить…

Из прошения Михаила Салтыкова начальнику канцелярии военного министерства генерал-адъютанту Н. Н. Анненкову / 28 апреля 1848 года

Если Государю Императору угодно было взыскать меня Своею немилостью, мне не остается ничего более, как принять с должным смирением наказание, меня постигшее. Я могу только будущею моею жизнью доказать, сколь велико мое рвение к престолу и отечеству. Об одном осмеливаюсь просить ваше превосходительство - о том, дабы за сутки до отправления моего на место нового назначения позволено было мне отлучиться с гауптвахты на честное слово, как для прощания с родственниками, так и для устройства своих сборов в столь дальний путь и на неопределенное время.

[2] …без дозволения и ведома начальства…

Из письма П. Плетнева Я. Гроту / 27 марта 1848 года

Вчера был у меня кн. Вяземский. Он указал мне в No 3 «Отечественных записок» 1848 г. на повесть «Запутанное дело». Теперь я читаю ее. Не могу надивиться глупости цензоров, пропускающих подобные сочинения <…>. Тут ничего больше не доказывается, как необходимость гильотины для всех богатых и знатных.

[3] …по рассмотрении оказалось …

Из «Журнала Комитета, Высочайше учрежденного для рассмотрения действий цензуры периодических изданий» / 29 марта 1848 года

В «Отечественных записках» <…> в книжке марта месяца сего года напечатана повесть под заглавием: «Запутанное дело». Содержание повести следующее. Молодой провинциал Мичулин приезжает в Петербург искать места на службе или в купеческой конторе Он везде встречает неудачи; средства его истощаются и, наконец, он умирает от горя, нищеты, а главное - от следующей постоянной мысли: «Да что же я, в самом деле, такое? Отчего же на меня именно обрушиваются все несчастья? <…> Ведь хоть этот князь! Вот он и счастлив и весел… отчего же именно он, а не я? отчего бы мне не уродиться князем? <…>». Эта мысль зависти и злобы против всех людей, поставленных в благоприятное положение либо рождением, либо счастьем, постоянно преследует Мичулина наяву. Во сне она обрисовывается сильнее.

[4] …обнаруживают вредный образ мыслей…

Из статьи К. Веселовского «Отголоски старой памяти» / «Русская старина», 1899 год

В один день во второй половине марта (1848 г.) Крылов входит ко мне с таинственным и смущенным видом и передает мне под строжайшим секретом, лишь по долгу дружбы, что он <…> занимается по секретному комитету, назначенному для расследования о вредных направлениях в русской печати, и что в этом комитете заготовляется всеподданнейший доклад, в котором на мою, появившуюся в «Отечественных записках» статью о жилищах рабочего люда в Петербурге указывается как на вредную для общественной безопасности. Нечего говорить, что от этого известия меня как бы варом обдало. <…> Так прошло не помню сколько времени <…>, вдруг Крылов вбегает ко мне с радостным лицом и с благовещим словом: «вы спасены», и тут я узнаю из его рассказов следующее. <…> в заседание комитета является один из членов, кажется, П. И. Дегай, с радостным э в р и к а! э в р и к а! и заявляет, что в том же томе «Отечественных записок», в котором напечатана статья Веселовского, он нашел нечто еще лучшее или худшее - не знаю, как сказать,- а именно повесть под названием «Запутанное дело», подписанную буквами М. С., под которыми скрылся автор ее, Михаил Салтыков. <…> По выслушании этого сообщения члены Комитета нашли, что <…> о повести Салтыкова должно быть внесено в изготовляемый доклад о вредных направлениях журналов. Тогда князь Меньшиков, согласившись с этим, заметил, что нельзя обременять внимание государя мелочами, и предложил исключить из приготовляемого доклада то, что было там сказано о моей статье.

[8] …в Вятку…

Из письма Михаила Салтыкова Аделаиде Салтыковой / 8 мая 1848 года

Меня встретили в Вятке с распростертыми объятиями, и я прошу Вас поверить, что окружающие меня здесь не людоеды; они таковы не более чем наполовину и поэтому не смогут съесть меня целиком. Вятские дамы, наоборот, совершенные людоедки, кривые, горбатые, одним словом, самые непривлекательные, и тем не менее мне говорят, что надо стараться им понравиться, потому что здесь, как и повсюду, все делается при посредстве прекрасного пола.

Из письма Михаила Салтыкова Дмитрию Салтыкову / 4 апреля 1850 года

А между тем мое положение делается совершенно невыносимым не столько потому, что я сослан в Вятку, сколько потому, что в самой Вятке все обстоятельства так слагаются, что вся жизнь моя постоянная и нестерпимая мука. Неужели, наконец, и два года мучения не могут искупить нелепой и ничтожной повести!

[6] …снисходя к молодости…

Из показаний Михаила Салтыкова по «делу петрашевцев» / 24-25 сентября 1849 года

С 1846 г. был у Петрашевского не более двух или трех раз, и что происходило у него на сборищах с того времени, как я перестал посещать их, не знаю и не интересовался никогда узнавать. <…> При сем осмеливаюсь сказать несколько слов о собственном моем положении. <…> Конечно, у меня были заблуждения, но заблуждения эти были скорее результатом юношеского увлечения и неопытности, нежели обдуманным желанием распространять вред <…>

[1] …позволил себе помещать…

Из письма Михаила Салтыкова-Щедрина Павлу Анненкову после закрытия журнала «Отечественные записки» / 3 мая 1884 года

Вот какой со мной казус случился. Сидел я, больной, в своем углу и пописывал. Думал, что я на здоровье отечеству пописывал, а выходит, что на погибель. Думал, что я своим лицом действую, а выходит, что я начальником банды был. И все это я делал не с разумением, а по глупости, за что и объявлен публично всероссийским дураком. И Пошехонье теперь думу думает: так вот он каков! Прежде, бывало, живот у меня заболит - с разных сторон телеграммы шлют: живите на радость нам! а нынче - вон, с божьею помощью, какой переворот! - и хоть бы одна либеральная свинья выразила сочувствие! Даже из литераторов - ни один не отозвался.

[5] …пагубное стремление к распространению идей…

Из цензорского доклада Николая Лебедева о сказках Михаила Салтыкова-Щедрина / 1887 год

Намерение г. Салтыкова издать некоторые свои сказки отдельными брошюрами, стоящими не дороже трех копеек, а следовательно, для простого народа, более нежели странно. То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического нашего устройства. В них предаются осмеянию не только пороки, но и установленные власти, и высшие сословия, и установившиеся национальные привычки. Сказки эти, появляясь по временам в периодических изданиях, возбуждают постоянно в наблюдающей за прессой власти сомнение в том, не следует ли их воспретить. И такого-то рода произведения г. Салтыков желает пропагандировать между простым, необразованным населением. Не в такой пище нуждается простой народ, нравственность которого и без того не бог знает как устойчива.

© «Коммерсантъ Weekend», стр. 26, №15 от 24 апреля 2015
Салтыков-Щедрин об эзоповском языке
«Салтыков-Щедрин на Тверской земле» / Учебно-методическое пособие. - Тверь: ТОИУУ, 2006г. - 52с. ©

- Я - русский литератор и потому имею две рабские привычки, во-первых, писать иносказательно и, во-вторых, трепетать. Привычке писать иносказательно я обязан дореформенному цензурному ведомству. Оно до того терзало русскую литературу, как будто поклялось стереть её с лица земли. Но литература упорствовала в желании жить и потому прибегала к обманным средствам. Она и сама преисполнилась рабьим духом и заразила тем же духом читателей. С одной стороны, появились аллегории, с другой - искусство понимать эти аллегории, искусство читать между строками. Создалась особенная, рабская манера писать, которая может быть названа езоповскою, - манера, обнаруживающая замечательную изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок, иносказаний и прочих обманных средств. Аллегорический, рабский язык продолжает пользоваться правом гражданственности, хотя справедливость требует сказать, что современные молодые писатели стараются избегать его.
(Недоконченные беседы. Собрание сочинений. Т.15, с. 185.)

- Ежели в писаниях моих и обретается что-либо неясное, то это никак уж не мысль, а разве только манера. Но и на это могу сказать в своё оправдание следующее: моя манера писать есть манера рабья. Она состоит в том, что писатель, берясь за перо, не столько озабочен предметом предстоящей работы, сколько обдумыванием способов проведения его в среду читателей. Ещё древний Езоп занимался таким обдумыванием, а за ним и множество других шло по его следам. Эта манера изложения, конечно, не весьма казиста, но она составляет оригинальную черту значительной части русского искусства, и я лично тут ровно ни при чём. Иногда, впрочем, она небезвыгодна, потому что благодаря её обязательности писатель отыскивает такие пояснительные черты и краски, в которых при прямом изложении предмета не было бы надобности, но которые всё-таки не без пользы врезываются в память читателя. Повторяю: это манера, несомненно, рабья, но при соответственном положении общества вполне естественная, и изобрёл ее всё-таки не я.
(Наша общественная жизнь. Собрание сочинений. Т.6, с. 337)

Салтыков-Щедрин

Previous post Next post
Up