Продолжаем невесёлую и многотрудную, но крайне необходимую работу по составлению наглядно-прикладных списков литературы, которая подлежит изъятию из библиотек в рамках процесса оптимизации библиотечной системы, с тем чтобы обосновать необходимость сокращения библиотечных фондов, библиотек и библиотекарей...
Совмещая это, понятно, со школьно-библиотечной экскурсией по городу.
Напомню, что на месте сарая, изъясняясь по-татарски, был переулок Салтыкова-Щедрина, к счастью, нынче он стёрт с лица города, ибо представлял из себя район ветхих и жалких лачуг, которые так или иначе напоминали и произведениях крамольного писателя... Теперь, слава богу, повода вспоминать о нём нет.
Екатеринбург, ул. Добролюбова, 11. Имперский символ на заборе у дворца Полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе
Н.А.Добролюбов. Когда же придёт настоящий день? («Накануне», повесть И. С. Тургенева. «Русский вестник», 1860 г., No 1-2.)
...
"Вот Елене - так не оставалось никакого ресурса в России после того, как она встретилась с Инсаровым и поняла иную жизнь. Оттого-то она не могла ни остаться в России, ни возвратиться в нее одна, после смерти мужа. Автор очень хорошо умел понять это и предпочел лучше оставить ее судьбу в неизвестности, нежели возвратить ее под родительский кров и заставить доживать свои дни в родной Москве, в тоске одиночества и бездействия. Призыв родной матери, дошедший до нее почти в ту самую минуту, как она лишалась мужа, не смягчил ее отвращения от этой пошлой, бесцветной бездейственной жизни. «Вернуться в Россию! Зачем? Что делать в России?» - написала она матери и отправилась в Зару, чтобы потеряться в волнах восстания. И как хорошо, что она приняла эту решимость! Что в самом деле ожидало ее и России? Где для нее там цель жизни, где жизнь? Возвратиться опять к несчастным котятам и мухам, подавать нищим деньги, не ею выработанные и бог знает как и почему ей доставшиеся, радоваться успехам в художестве Шубина, трактовать о Шеллинге с Берсеневым, читать матери «Московские ведомости» да видеть, как на общественной арене подвизаются правила в виде разных Курнатовских, - и нигде не видеть настоящего дела, даже не слышать веяния новой жизни… и понемногу, медленно и томительно вянуть, хиреть, замирать… Нет, уж если раз она попробовала другой жизни, дохнула другим воздухом, то легче ей броситься в какую угодно опасность,. нежели осудить себя на эту тяжелую пытку, на эту медленную казнь… И мы рады, что она избегла нашей жизни и не оправдала на себе эти безнадежно-печальные, раздирающие душу предвещания поэта, так постоянно и беспощадно оправдывающиеся над самыми лучшими, избранными натурами в России:
Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои…
И жизнь твоя пройдет незрима
В краю безлюдном, безымянном,
На незамеченной земле, - -
Как исчезает облак дыма
На небе тусклом и туманном,
В осенней беспредельной мгле…
[Стихотворение Ф. И. Тютчева «Русской женщине»]
Нам остается свести отдельные черты, разбросанные в этой статье (за неполноту которой просим извинения у читателей), и сделать общее заключение.
Инсаров, как человек сознательно и всецело проникнутый великой идеей освобождения родины и готовый принять в ней деятельную роль, не мог развиться и проявить себя в современном русском обществе. Даже Елена, так полно умевшая полюбить его и так слиться с его идеями, и она не может оставаться среди русского общества, хотя там - все ее близкие и родные. Итак, великим идеям, великим сочувствиям нет еще места среди нас?.. Все героическое, деятельное должно бежать от нас, если не хочет умереть от бездействия или погибнуть напрасно? Не так ли? Не таков ли смысл повести, разобранной нами?.."
...
Добролюбов попытался дать свой ответ...