Возобновление венецианского процесса. Попробуем читать Достоевского иначе, набрасывая черновики...

May 29, 2015 11:14

Бомбардировка Венеции.
ПАРИЖ, 17 (30), V. Из Венеции в «New-York Herald» сообщают:
В четверг над Венецией вторично появились австрийские летчики, бросившие бомбы.
Австрийцы метили в памятники искуства, на площадь св. Марка, но, к счастью, бомбы в цель не попали.
Пострадало несколько старых домов, несколько бомб попало в воду. Итальянская артиллерия быстро прогнала австрийцев.
"Русское Слово", 18(31) мая 1915 г. http://russkoeslovo.com/18-05-1915/
... Первой экранизацией "Бесов" Достоевского стал несохранившийся фильм «Николай Ставрогин» Якова Протазанова 1915 года. - https://ru.wikipedia.org/wiki/Бесы_(роман)

Я так и не определил источник, из которого черпали сведения о процессе Тарновской уральские журналисты.
Историчка выложила очередную партию оцифрованной газеты "Русское слово" за май 1915 года. Теперь у нас появилась возможность некоторые сведения о процессе сопоставить, а также заполнить пробелы.
Итак, напомню о том, что в своё время насобирал сам - К планам на 2015 год: к 105-летию Венецианского процесса. Российско-итальянский проект.

Подводит итоги Сергей Яблоновский...



"Русское" не даёт покоя...



На кого же опереться? - Конечно, на Достоевского!
Но теней здесь гораздо больше: постоянно мелькают Свидригайлов, Настасья Филипповна, Ганя, Ставрогин, конечно, Верховенский старший... Да герои процесса просто перекочёвывают из одного романа Достоевского в другой! Всё перемешивая... впрочем, и Толстого тоже не забывают...




Первый перевод романа на итальянский язык «Il delitto et il castigo» с подзаголовком «Raskolnikoff» вышел в издании «Biblioteca amena» (Милан, 1889).
Обязательно!
И. П. Володина. Достоевский и итальянская литература XIX-XX в. - Достоевский в зарубежных литературах. Ленинград: Наука, 1978. С. 5.

Через 12 лет Висконти вернётся к славянской теме. Насколько в этом фильме могли преломиться те или иные идеи режиссёра, когда он работал с Антониони над сценарием по делу Тарновской?..
Белые ночи - Le Notti Bianche (1957, Лукино Висконти)

image Click to view



Во Флоренции на площади перед палаццо Питти на одном из домов висит мемориальная табличка, сообщающая, что здесь Ф. М. Достоевский написал роман «Идиот».


"Свидетели" процесса уже смотрели фильм «Идиот», российский немой художественный короткометражный фильм Петра Чардынина по мотивам одноимённого романа Ф. М. Достоевского. Снят в 1910 году. Является первой экранизацией знаменитого произведения. Вышел на экраны 4 (17) января 1910 года. - https://ru.wikipedia.org/wiki/Идиот_(фильм,_1910)
Алиса Верди: Площадь Питти: место, где Достоевский закончил роман "Идиот".
Будучи во Флоренции, просто необходимо пройти по маршрутам прогулок писателя. Здесь у него родилась дочь Любовь и именно здесь он закончил свой самый известный роман.
Флоренция, площадь Питти, Чивико 22. За краткой торжественностью мемориальной таблички кроется один из самых богатых "итальянских периодов" русского писателя. В этом доме родился плод любви Федора Достоевского и его жены Анны - дочь, которую они неслучайно назвали Любовью. В этом же доме автор "Преступления и наказания" закончил работу, которая "давно уже мучила его, поскольку сложной была идея об изображении абсолютно доброго человека", такого современного Иисуса, который сделал роман "Идиот" одним из самых известных романов русской литературы. Итак, 1868 год, эпоха столичной Флоренции. Дворец Питти - резиденция короля объединенной Италии. И Достоевский, бежавший в Европу от московских кредиторов, находит дом именно на знаменитой площади, на которой возвышается Королевский дворец. "Изменения снова оказали благотворный эффект на моего мужа, и мы начали вместе ходить по церквям, музеям и дворцам", - пишет его жена в воспоминаниях о годе, проведенном во Флоренции.
Это был счастливый период, ритм которому задавали ежедневные прогулки в сады Боболи и жесткие сроки журнала "Русский вестник", в котором печатались главы из романа. С возвращением Достоевского в Петербург Италия не исчезает из его жизни. В статьях, публикуемых Достоевским в журнале "Гражданин", сквозит чувство ностальгии по Италии, которую он уже больше не увидел: та "двухтысячелетняя" страна, где итальянцы "несли в себе универсальную… реальную идею объединения всего мира". Идею, отсутствующую в "креатуре графа Кавур", являющей собой всего лишь "объединенное второстепенное королевствицо, потерявшее всякое мировое поползновение", имеющей "не духовную, а машинную основу".

Мы попробуем запараллелить ещё одно юбилейное событие: в 1890 году во Флоренции Чайковский пишет оперу "Пиковая дама"...
Здесь я позже вернусь к постановкам этой оперы в дореволюционном Екатеринбурге...
...
Страница на электронных ресурсах Государственной публичной исторической библиотеки - Русское слово - М., 1894-1917. - Ежедн. 1910 Май (№№ 99-122)













Тарновская, Достоевский, История кинематографа, 1910, Итальянский зал

Previous post Next post
Up