О соколах, двуглавом орле и идеальном солдате

May 12, 2015 13:59

Оригинал взят у rbvekpros в О соколах, двуглавом орле и идеальном солдате
О соколах, двуглавом орле и идеальном солдате (так и хотелось добавить - и бройлере, но воздержусь). Заметка для себя. И пояснение Дореволюционный Урал в кинодокументах.

Об обществе "Сокол".
1908 год.6 апреля. На последнем заседании родительского комитета мужской гимназии было доложено, что педагогическим советом мужской гимназии рассматривался вопрос о введении физических упражнений в образовательный процесс. В настоящее время гимназия имеет некоторые средства и надеется получить еще из Министерства, что дает возможность устроить зал для физических упражнений.
Совет высказывается за введение в гимназии гимнастик: шведской, военной и немецкой. Кроме того, предлагается выписать особого инструктора из общества «Сокол».
1910 год.1 января. Екатеринбург. Начальником средних учебных заведений получен циркуляр попечителя учебного округа, коим предписывается дать немедленно ответы на вопросы относительно улучшения преподавания гимнастики и других мер к развитию физического здоровья учащихся средних учебных заведений. Программа требуемых сведений, подписана заведующим врачебно-санитарной частью учебных заведений Хлопиным. Вот важнейшие из этих вопросов:
«Какое число хорошо подготовленных преподавателей гимнастики потребовалось бы для учебных заведений для подготовки дела преподавания этого предмета на надлежащую высоту?
Какое содержание преподавателей гимнастики может считаться нормальным?
Какая организация подготовки преподавателей гимнастики наиболее соответствует нуждам округа?
Какие средства нужны для оборудования при каждом учебном заведении образцового зала для гимназии?
Какие в районе учебного заведения существуют общества, имеющие задачей физическое воспитание?
Возбуждают ли эти общества ходатайства о субсидиях?
Какие из этих ходатайств заслуживают удовлетворения, существуют ли в округе даже - колонии для учащихся?
Приблизительная стоимость дачи - колонии и содержании в ней учащихся?
Сколько было в течении года экскурсий и оказывал ли кто содействие?
Выйдет ли какой результат от этого запроса? О физическом воспитании и его надлежащей постановке Министерство Народного Просвещения усиленно говорит уже 10 лет, но до сих пор толку из этого было мало».
9 августа. Состоялось с участием полного состава управы заседания екатеринбургского училищного совета по вопросу о введении в городских школах обучение военному строю и гимнастике. Вопрос решен положительно и постановлено немедленно приобрести деревянные ружья, гимнастические снаряды и пригласить унтер-офицера. Кроме того, озаботиться заготовкой гимнастических рубах и шапок.
22 августа. Началось строительство спортивного зала в мужской гимназии.
18 сентября. Инспектор народных училищ г. Попов обратился в городскую Думу об ассигновании на введение обучения гимнастике и военному строю в 2-х городских училищах: мужском и смешанном.
26 октября. Гимнастику в мужской гимназии преподает учитель, выписанный из Праги (из организации «Сокол»), во всех классах по 2 урока в неделю.
Тот же «сокол» преподает гимнастику и в реальном училище.
1911 год.30 января. В здании реального училища учениками под руководством преподавателя по гимнастики «Сокола» демонстрировались гимнастические упражнения в присутствии родителей учащихся.
Информация с недавно созданного сайта "Спорт на Урале" - www.sportufo.ru
Название рубрики: Летопись спортивных событий в Мире, стране, Свердловской области (до нашей эры).

Несколько общих слов.
Это не просто физическое здоровье нации, это некая система развития духовных, нравственных и физических основ нации и  общества. Основная идея, заложенная в движение физического развития "Соколы" (пытаюсь сформулировать свое понимание на основе прочитанного, ссылки ниже - Р.Б.), - "форма ненасильственного сопротивления порабощению и германизации славянских народов".
Я ничего не могу сказать о возрожденном сокольничем движение. Смущают некоторые ноты монархически-националистического звучания... Но Россия пыталась адаптировать и другое форму нравственно-физического развития молодежи и - вовсе не германскую, пусть представленную в системе русского немца Петра Францевича Лесгафта.
Сокольское движение подымается "из народа", исходит из родителей, которые понимают, что физическая культура необходима для полноценного развития ребенка, в данном случае я говорю о местных особенностях увлечения сокольничеством. Государство было даже не готово к этому и предпочло бы ввести германскую систему, предполагающую воспитание идеального гражданина-солдата.
Талант и научный подход позволяет, казалось бы, Лесгафту найти золотую середину. Я пишу условно и схематично, все гораздо сложнее, конечно. Но надеюсь, читатель поймет необходимость на данный конкретный момент такого упрощения. Российское правительство достаточно неуклюже пытается перенять "индивидуализм" чешской системы - хорошо, если частные лица возьмут это на себя, - и "коллективизм" немецкой, нужно все держать под контролем. Но позже обе системы находят свое воплощение в создании общества ГТО. Война по-своему проверяет нравственную крепость всех систем: разобщенные славянские государства Восточной Европы сломлены подчиненной одной воле немецкой машиной, СССР разбивает эту машину, а в войне найдется место и коллективному и индивидуальному подвигу.

Итак, весьма и весьма условно разведем системы:
Немецкая (допустим, представленная в педагогике Фридрихом Фрёбелем). Детский сад - уже подобие казармы. Подчинение единой цели, идее. Рационализм. Система доведенная до логического конца (или абсурда, ибо Флебель и не думал об этом) - воспитание идеального солдата, физически совершенного и идейно преданного нации и государству.
Чехословацкая (представленная Мирославом Тыршем, по иронии второе имя - Фридрих). Всесторонне свободное развитие личности. Иррационализм. Доведенная до логического конца-абсурда - индивидуализм и национализм. И одно замечание из Википедии: "У руководителей российского сокольства были различные точки зрения по вопросу о том, могут ли в нем участвовать нерусские подданые России. Националисты отстаивали тезис «сокольство - только для русских», а несогласные с ними утверждали: «Русский Сокол должен объединять под своей сенью все русское, все народности Российской империи под общей идеей: все мы братья во славу великой и общей нашей родины - России».
Идея Лесгафта, русского немца. Диалектика рационального и иррационального, заложенного в человеке. Коллективизм, который способствует развитию в каждой личности присущих ей индивидуальных качеств. Развиваемые индивидуальные качества способствуют развитию и совершенствованию коллективного освоения мира. Научить индивида анализировать диалектику собственного духовного и физического развития. Научиться "сознательно" управлять собой и своими движениями, «приучаться наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую работу или действовать изящно и энергично».

Летопись Союза Русских Соколов. Сайт: Межрегиональное Общественное Военно-Патриотическое Объединение "СОЮЗ РУССКИХ СОКОЛОВ".
Впервые о Сокольстве мы (конкретной фамилии под статьей нет, будем считать, что автор коллективный, - Р.Б.) услышали в начале января 1991 года. Отец Николая Митрофанова (тогда - воспитанника Джанумова Николая Александровича), Лев Николаевич Митрофанов рассказал И.А.Джанумову о дореволюционном Сокольстве. Позднее другой воспитанник того же И.А.Джанумова - Воронов Иван собрал начальную информацию о Сокольстве по различным библиотекам Москвы. В результате его поисков выяснилось: начало Сокольскому движению было положено в Праге 12 февраля 1862 года. Основателями и главными идеологами этого движения были Мирослав Тырш и Индриг Фигнер. Сокольство было задумано, как форма ненасильственного сопротивления порабощению и германизации славянских народов. Тырш создал свою систему, которая легла в основу физического воспитания Сокольства. В своих «Основах гимнастики», изданных в 1868 году, Тырш отмечает огромное значение систематического телесного развития и его влияние на воспитание духовных качеств человека: выдержки, храбрости, настойчивости, понимания красоты, честности в борьбе, точности и привычки к систематическому труду. Это в значительной степени отличало труд Тырша от подобных трудов немцев, которые мечтали лишь о подготовке в Германии народного войска, в то время как Тырш заботился о том, чтобы правильным воспитанием тела и духа поднять в народе нравственный уровень, от которого зависит его жизнеспособность.
Созданная М. Тыршем теория и практика Сокольства является научно обоснованным социальным учением с практическим приложением к делу воспитания славянских народов.
В 1863 году в столице Словении - Любляне - было основано гимнастическое общество, названное «Сокол». Чехам это название пришлось по душе, и они в том же году тоже назвали свое общество Сокольским. Коло - по-древнеславянски - Солнце, со-коло - летающий под солнцем. Священная птица славян, символ княжеской власти.

Очень скоро, буквально в считанные месяцы, панславянские идеи Сокольства привлекли в его ряды большое количество сторонников и приверженцев, а уникальная по своей эффективности сокольская методика воспитания, основанная на старинных славянских традициях, позволила создать сплоченные и многочисленные организации в Чехии, Словакии, Сербии, Словении и Болгарии, а также и в странах, где проживали славяне-эмигранты.
К 1871 году чешское Сокольство насчитывает в своих рядах 13 тысяч человек. Но с этого года начинается преследование Сокольства Австрийскими властями, понявшими национальную сущность Сокольского Движения. Перелом к лучшему наступил с 1880 года, когда Сокольство стало проникать в более широкие массы народа и в них закрепляться. Этому в немалой степени способствовали войны балканских славян за освобождение от турецкого владычества и русско-турецкая война 1877-78 годов, давшая толчок славянскому самосознанию.

В России первое Сокольское общество появилось на Волыни в 1870 году в чешских колониях, а первая Русская Сокольская организация возникла в Санкт-Петербурге в 1879 году. Ее основали гвардейские офицеры столичного гарнизона - участники балканской кампании по освобождению болгарских братьев от турецкого ига. Идеи Сокольства нашли в России широкий отклик. 4-го мая 1883 года в Москве было основано «Русское Гимнастическое Общество», почетными членами которого были Л. Н. Толстой и А. П. Чехов. Ярыми приверженцами Сокольства и панславизма были такие выдающиеся личности, как легендарный «Белый Генерал» М. Д. Скобелев, великий преобразователь империи П. А. Столыпин, граф Бобринский, «король журналистики» В. А. Гиляровский, величайший Русский борец И. М. Поддубный и многие, многие другие.
Сам Государь Император Николай II уделял Сокольству большое внимание: с 1907 года Сокольская гимнастика и методика физического воспитания были приняты в Российской Армии в качестве основы общефизической подготовки личного состава. В процессе анализа причин поражения в русско-японской войне было выяснено, что уровень физической подготовки русских солдат не соответствует требованиям, предъявляемым войной. Были приглашены чехи Соколы-инструкторы. В результате один из них был награжден боевым орденом (орден и грамота хранятся поныне в музее истории Сокольства в Тыршевом доме в Праге)".

Источники:
Фрёбель, Фридрих. Материал из Википедии - свободной энциклопедии.
Петр Францевич Лесгафт - основоположник физического образования. - Библиографическое описание: Симонкина Ю. С. Петр Францевич Лесгафт - основоположник физического образования [Текст] / Ю. С. Симонкина, В. М. Иохвидов // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 55-57.
Летопись Союза Русских Соколов. Сайт: Межрегиональное Общественное Военно-Патриотическое Объединение "СОЮЗ РУССКИХ СОКОЛОВ".

Патриотическое воспитание, Военно-аналитическая лаборатория, История образования на Урале, Чешский зал, Немецкий зал, Российская империя, Физическая культура, История образования

Previous post Next post
Up