Политическая карикатура 40-х годов как средство идеологической борьбы против фашизма

May 08, 2015 13:32

Оригинал взят у kraevushka в Политическая карикатура 40-х годов как средство идеологической борьбы против фашизма
Смейся, глядя на врага!

Карикатура как искусство, существующее еще со времен египетских пирамид - только на первый взгляд - несерьезная шутливая живопись. На самом деле - это уникальный синтез живописи и литературы, реального и фантастического, игра явных и тайных смыслов. Если провести аналогию между литературой и карикатурой, то окажется, что последняя активно использует классические литературные приемы: аллегорию, гротеск, метафору, гиперболу, восходя к самым разным жанрам: анекдоту, фельетону, сказке и басне.

Призванная высмеивать человеческие пороки, карикатура может быть как веселым анекдотом с бытовым сюжетом для семейных или дружеских посиделок, так и грозным оружием в идеологическом противостоянии, разящим противника стрелами бесстрашного и беспощадного смеха. В таком случае «несерьезная», на первый взгляд, картинка способна значительно укрепить боевой дух нации и вселить безоговорочную веру в победу, развеяв миф о непобедимости самого сурового противника. Об этом в 18 веке поведал нам еще Вольтер: «То, что сделалось смешным, не может быть опасным»

Это прекрасно понимали и художники-карикатуристы военных лет, создававшие бесчисленное количество «недружеских» ядовито-сатирических шаржей на фашистских вождей. Изобразив их уродливыми, ничтожными недочеловеками, авторы карикатур попутно развенчали идеологические идиотизмы нацистского мировоззрения. Борис Ефимов, начертавший свое знаменитое «Наглядное пособие», с успехом разоблачил миф об идеальной арийской расе на примере ее реальных главарей.



Рис. Б. Ефимова

Используя популярный в сатирической живописи прием метафоры, художники уподобляли захватчиков самым мерзким, но в то же время мелким тварям фауны: крысам и тараканам-прусакам. Прусаками рыжих тараканов стали величать не случайно. В 18 веке русские солдаты, возвращавшиеся домой после ряда побед, одержанных на территории Пруссии (современной Германии), вместе с трофеями и прочим скарбом нечаянно скаcrскбом прихватили с собой и непрошенных гостей, до этого периода в России не обитавших - наглых насекомых не без иронии нарекли по названию их исторической родины. Изображение солдата «непобедимой» армии рейха в виде воинственного и одновременно трусливого таракана с учетом национально-исторической подоплеки доморощенного названия этого насекомого - высший пилотаж искусства сатиры.



Рис. К. Елисеева.

Огромное значение в идеологической борьбе против фашизма в годы войны приобретают карикатуры на Гитлера - развенчать ореол «могущественного» и «непобедимого» лидера Тысячелетнего рейха наперебой стремятся почти все художники-карикатуристы.
Особенно беспощадные карикатурные «приговоры» фюреру вынесли Кукрыниксы (за этой подписью скрывалось содружество трех художников: Михаила Куприянова, Порфирия Крылова, Николая Соколова). Их едко-сатирические шаржи соединили метко схваченное портретное сходство со звериной сущностью предводителя «высшей расы» настолько удачно, что Гитлер распорядился включить художников в список личных врагов, подлежащих уничтожению после взятия Москвы.
Характерная черта карикатур на фюрера - подчеркнутое всеми художественными средствами его физическое и моральное ничтожество. Перед нами предстает не грозный тиран, а мелкий, жалкий, тщедушный и нелепый дистрофик-доходяга, способный вызвать весь спектр негативных чувств - от презрения до отвращения - кроме, пожалуй, страха.



Рис. Кукрыниксов



Рис. Кукрыниксов. "Моя борьба"



Рис. Кукрыниксов

Кукрыниксы средствами аллегоричной сатирической живописи передали тщательно замаскированную технической мощью (на начальном этапе кампании) и помпезным милитаристским антуражем главную слабость фашизма - отсутствие правды в ее высшем нравственном смысле.
Кроме талантливого шаржа в искусстве карикатуры не менее важен и остроумный сюжет, и удачный каламбур - все это наделяет картинку сатирическим смыслом и превращает ее в забавный анекдот. В одной такой сюжетной карикатуре И. Семенова «По берлоге протягивай ноги» обыгрывается бегство немцев, собирающих остатки пожитков в гроб на колесиках и резюмирующих без особого сожаления: «Берлин, пожалуй, придется оставить».



Рис. И. Семенова

В другом сюжете четко определено законное и заслуженное историческое место нацистских мундиров в виде пугал на колхозном огороде:
«Запомни, Фрося: у обер-лейтенанта мы посадили лук, у полковника - хрен, а генерал остается на бобах»



Рис. М. Черемных

Как известно, история состоит из бесконечных дежавю, и все более совершенствуясь на техническом уровне, человечество, упорно не желая учиться уму-разуму на очевидных ошибках, продолжает наступать на одни и те же грабли. А карикатура, несмотря ни на что, все пытается «достучаться» до нашего разума и посылает нам из прошлого предупредительные сигналы, делаясь, спустя десятилетия, неожиданно актуальной.
Перед нами интерпретация эпизода из «Тараса Бульбы»: дело происходит на Украине в 1943 году во время освобождения от фашистов города Харькова. Советский солдат врывается в кабинет посаженного немцами бургомистра (градоначальника) из числа бандеровцев с сакраментальным вопросом: «Что, сукин сынку, помогли тебе твои немцы?!».



Рис. К. Елисеева

Символична и карикатура, изображающая Призрак немецкого солдата Первой мировой, провожающий уже явно неживого фашиста с пророческими словами: «Пойдем со мной, я дорогу с Украины с 1918 года знаю».



Рис. Ю. Ганфа

Бесславный конец фашизма всегда предрешен, в какой стране и когда бы он ни возник и какие бы силы за ним ни стояли - век самого варварского политического режима, несовместимого с нормальной человеческой жизнью недолог.

Ольга Кургина
(В статье использованы материалы журнала Крокодил 1943-1945 гг. Оцифрованная коллекция этих журналов представлена в нашей Электронной библиотеке)

Великая Отечественная война, Карикатура, "Крокодил", "Краевушка", Вторая мировая война

Previous post Next post
Up