Где она, та точка невозврата, когда процесс стал необратимым...
Для меня речь идёт не только и не столько о сегодняшнем дне... Где-то на экваторе своей учёбы в университете... до этого я был комсоргом группы, потом редактором стенной газеты философского факультета, последний номер которой вызвал скандал, где речь шла о проблемах высшего образования, в итоге меня вызвали даже на собрание парткома факультета. Тогда вопрос был поставлен очень просто: кто ответственен за этот номер? - мне не трудно было ответить, ибо я знал ответ: я... вот и всё... каким-то странным образом меня всё же не отчислили...
Так вот, где-то на экваторе своей учёбы в универе я вдруг пришёл к весьма банальному выводу: бездарные студенты (я наивно полагал, что активность студенчества может на что-то повлиять, что-то изменить) достойны своих бездарных преподавателей (хотя, конечно, было достаточно весьма талантливых людей среди тех и других, но в принципе какие-то изменения пробуксовывали и утопали в болоте, которую представляла общая масса)... Больше в какой-либо общественной деятельности я никогда не участвовал... книги и музыка... никогда, полагая, что тем самым я снимаю с себя какую-либо ответственность за то, что происходит...
Прошло тридцать лет... И одна из самых неприятных мыслей (нет, не мучительных, к счастью) - а ведь такие, как я, и ответственны за то, что происходит, и именно потому, что попытались, надеялись уйти от этой самой ответственности в своё время... Не знаю даже, так ли это на самом деле, могло ли быть иначе. В своё время другого выхода мы не видели...
Сейчас в своей работе я сталкиваюсь с кандидатами наук, уровень культуры которых благодаря невероятным для рахитического ума усилиям не позволяет, конечно, уступать абитуриентам тех далёких 80-х годов, доктора наук непостижимым образом находят в себе способности достигать уровня культуры третьекурсников...
Нередко выходя из себя, чтобы объяснить элементарные вещи, всё же больше всего страдаю от того, что мне самому не хватает образования... и уже и сил, и времени, чтобы восполнить пробелы в том самом образовании...
Как-то нужно жить и работать дальше...
Оригинал взят у
frocenter в
Общее образование: новый круг по болотамКогда власти обратили внимание на реальное состояние образования, их интересовало, в основном, состояние образования профессионального. С подачи организаторов и управленцев системы общего образования предполагалось, что с ней-то все в порядке. Но ведь понятно же, что невозможно наладить высшее образование при нынешнем состоянии образования общего, дающего на выходе, в лучшем случае, клиповое мышление и на массовом уровне - полную несостоятельность в области познавательной и осознанной практической деятельности. И вот тогда я предсказал, что начнут появляться новые, принципиально не соответствующие смыслу и целям образования, «методические приемы», не имеющие технологической основы и лишь создающие впечатление деятельности. Час настал быстро, и вот уже с экрана телевизора авторитетный образователь от лица серьезной образовательной организации говорит о… новом стандарте образования для основной школы. Судя по всему, речь идет о стандарте организации преподавания предметов программы. По-видимому, непониманию существа дела пределов нет, и мы отправляемся на новый круг по образовательным болотам. То, что мы потеряем на этом круге очередное множество детей, а то и благополучие страны - ерунда. Была бы сегодня «инновация». То, что предлагается, причем предлагается достаточно четко, я попытался представить в виде конкретного урока.
- Дети! Сегодня на уроке труда мы все вместе будем делать… скрипку!
- Мариванна! А Сидоров дерется!
- Сидоров, прекрати! А кто знает, что такое скрипка?
- Это такая штука, по которой водят палочкой и получают деньги.
- Это музыкальный инструмент!
- Молодец, Машенька! А как его можно сделать?
- Надо пойти в магазин и купить или заказать через интернет.
- А кто знает, из чего сделана скрипка?
- Из пластмассы!
- Из металла!
- Из дерева!
- Молодец, Вовочка! Как ее делают?
- При помощи 3d-принтера!
- Мариванна, а Сидоров мне под юбку лезет!- Сидоров, прекрати лезть под юбку Машеньке!
- Мариванна, она сама…
- Дети, кто такой Страдивари?
- Гонщик «Формулы 1», из команды «Феррари»!
- Мариванна, а Сидоров…
- Сидоров!
- А чо я, это она сама!
- Мариванна, звонок!
- Хорошо! Дети, сегодня на уроке мы с вами делали скрипку. На следующем уроке будем делать лазер. Сидоров!
- Да, Мариванна! Я ее буду лазером, это … апеллировать!
Скорее всего, картинка не так уж далека от истины. По определению, по закону и по Стандарту общее образование должно быть тесно связано с культурой. Культура - это совокупность достижений человечества, которые могут быть переданы людям или иным разумным существам. Основное содержание культуры - это инструменты, при помощи которых мы все более эффективно выживаем, а для этого - ощущаем и познаем мир. Инструменты строительные (топор), эмоциональные («Мона Лиза»), музыкальные (скрипка), мыслительные (алгоритм продуктивного мышления) и другие. Люди создавали их веками, а то и тысячелетиями. И вот теперь, в наши дни, школьник должен (кому?) сам (!) за считанные часы уроков создать эти инструменты, совершенно не понимая, для чего они нужны. В частности, он сам должен научиться… думать! Филетическая эволюция мышления шла тысячелетиями от кроманьонца (дети такого слова не знают) до Эйнштейна (дети знают только анекдоты о нем). Сейчас инструменты мышления известны и достаточно хорошо отточены. И их, эти инструменты, надо передать детям, чтобы они шли дальше, а не занимались на уроках коллективным изготовлениемкаменных топоров. Да и этого они не будут делать. В социальной психологии хорошо известен феномен «безбилетного проезда»: часть группы работает, а часть (увы, обычно, большая) лезет под юбку столь же неработающей соседке - все равно ведь «коллективный» результат будет получен! Ну, не получен, так продиктован. А что его записывать - все равно непонятно и ненужно.
Может быть, просто передать детям, в соответствии с требованиям существующего Стандарта, инструменты интеллектуальной деятельности, а потом закреплять и отрабатывать эти инструменты и их качество в процессе изучения предметов программы? Для чего эти предметы, собственно, и предназначены. Для метапредметности, то есть для того, что стоит «за предметами». Если читать Стандарт, то предназначены предметы именно для такой интеллектуальной деятельности, для ее универсальности. Для формирования на этой базе общежизненных подходов к выживанию, достойному и с удовольствием.
Но формирование у детей таких инструментов - это труд. Для учителей, в частности. А им тяжело идти в этом направлении дальше борьбы с посягательствами Сидорова. Поэтому будем изготавливать каменные топоры. Безбилетно, зато коллективно. Все равно, как показывает статистика, на школу приходится один-два активных познавателя среди детей. Они вытянут отчетность в существующих традициях. Остальные - в отвалы? Ну, видимо, да. Хотя… они же будут знать, что в принципе можно коллективно создать каменный топор. И это знание будет согревать их. В пещерах.