Оригинал взят у
rbvekpros в
Из истории провинциальных аттракционов. Часть 2. 1897-1906. Ищите человека!Однажды Диоген среди бела дня зажег фонарь и отправился бродить по городу. "Ищу человека!" - отмахивался он от вопросов... Киник, собака!.. Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: "Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев", Диоген ощипал петуха и принес к нему в школу, объявив: "Вот платоновский человек! - пишет
Диоген Лаэртский.
И это была первая встреча собаки с петухом, но не последняя. Крайне сомнительно, что подобный вздор мог занимать античных мыслителей. Вызов нищеты и "практической" мысли абстрактному мышлению, превращающему реальную несправедливость в облако представлений и понятий, которое можно рассеять только делом, движением, где отчаявшаяся критика находит практическое воплощение, меняя мир... а воплощений множество - сатира, балаган, иллюзион, аттракцион...
Ученик Сократа на Киносарге (в пер. "Серый пес", холм в Афинах) открывает школу, которая впоследствии будет названа кинической.
А вот и пёс, который не давал мне покоя, пока я бродил по лабиринтам кинематографа, задаваясь вопросом: где же собака зарыта?
Вернемся в 1895: Люмьеры снимают фильм
"Механический мясник" - La charcuterie mécanique. В фильме показана вымышленная машина, которая представляет собой ящик из двух частей, к задней стенке которого приделано вращаемое вручную колесо, а на передней помещена надпись «Механический колбасный перемалыватель по-марсельски» (фр. Charcuterie Mecanique Craque a Marseille, в надписи заключена игра слов: слово craque может также означать «враньё»). В левую часть машины загружают живую свинью, а из правой тут же достают готовые сосиски, свиные копытца, окорока, упакованные мясные деликатесы и даже детские игрушки".
Нет, это не фантастика, как в воду смотрели, хотя образ еще сложнее и богаче - механическая машина вскоре будет перемалывать и пережевывать мозги миллионов. А так 26 декабря 1863 года
в семье мясника - pork butcher - родился Шарль Пате... А символом будущей фирмы станет галльский петух, понятно, ещё не ощипанный.
Ну, а о нашем ярославском колбаснике вы узнаете чуть позже, придется набраться терпения.
1897 год.
- 20 апреля (2 мая). В газете «Восточное обозрение» появилась заметка о гастролях в Иркутске кинематографа (демонстратор С. О. Маржецкий). - В. В.
- 22 мая (3 июня). Газета «Томский листок» сообщила о первых сеансах кинематографа в Барнауле (демонстратор С. О. Маржецкий). - В. В.
В Чите состоялись первые киносеансы (демонстратор С. О. Маржецкий). - В. В.: «Жизнь на восточной окраине», Чита, 1897, 24 мая.
- 10 (22) июня. В Благовещенске состоялись первые киносеансы (демонстратор С. О. Маржецкий). - В. В.: «Амурская газета», Благовещенск, 1897, 8 июня (рекламное объявление), 15 июня.
- 29 июня (11 июля). В Хабаровске состоялись первые кинематографические сеансы (демонстратор С. О. Маржецкий). - В. В.: «Приамурские ведомости», Хабаровск, 1897, 6 июля.
- В июле 1897 года в Харькове возобновились демонстрации фильмов Люмьер. В наличии у демонстраторов Поля Деко и Мариуса Шапюи находилось около ста картин, что позволяло производить частую смену программ. «Кинематограф г. Люмьера кардинально отличается от тех кинематографов, которые раньше были демонстрированы в Харькове. Преимущество его перед предыдущими, главным образом, состоит в том, что в нем почти нет тех колебаний света, которые сильно влияют на зрение и нарушают иллюзию. Демонстрация кинематографа сопровождается аплодисментами публики, по требованию которой, много движущихся картин было повторено». - Вл. М.: «Южный край», Харьков - 1897. - 15 августа.
- Начало августа. Рецензия на «витаскоп» Эдисона в львовском «Dziennik Polski»: «Если сегодняшнее изобретение Эдисона будет развиваться, то можно будет в скором времени лицезреть театральные представления без присутствия актеров. До таких представлений будущего принадлежит пустая сцена, завешенная белым занавесом, а за занавесом большое количество фонографов и кинетоскопов. Зрители смогли бы слушать выдающиеся оперы и драматические представления в мельчайших деталях самого представления и игры актеров, их голоса, одежду, движения, звуки оркестра и даже слова суфлера. Это все благодаря настоящему чародею ХIХ столетия, позволит участвовать в представлениях, даваемых за тысячу миль или же спустя несколько лет». - Вл. М.: «Dziennik Polski», Lwow - 1897. - Nr 217.
11 (23) ноября. Демонстрация в Одессе кинопрограммы компании «Бр. Пате», среди сюжетов которой, демонстрировалась киносъемка, сделанная в Одессе. - Вл. М.
Одесса. Представитель Люмьер в России кинооператор Феликс Месгиш, дал два сеанса в одесском Большом театре. Первый - 11 ноября, второй - 13 ноября. В программу вошли и фильмы из одесской жизни. Так, на первом сеансе демонстрировались сюжеты: «Полдень в Одессе», «На Николаевском бульваре», «Домой после занятий» (снято возле 3-¬й гимназии), «К пешему строю готовсь!» (из жизни Лубенского драгунского полка, стоявшего в Одессе). Весь сеанс продолжался 40 минут. На втором сеансе, кроме фильмов, показанных в первый день, добавились еще три: «Выход высших начальствующих особ из Одесского кафедрального собора», «Парад 17 октября 1897 года», «Франко-российские торжества в России». Обе демонстрации сопровождались акомпанементом симфонического оркестра. - Вл. М.
1898 год.
2 (14) мая. «Господам Губернаторам, Градоначальникам и Обер-Полицеймейстерам.
Священный Синод постановил воспретить на будущее время при устройстве зрелищ показывать путем живой фотографии (кинематограф) священные изображения Христа Спасителя. Пресвятые Богородицы и Угодников Божиих. Сообщая о вышеизложенном, Департамент Полиции по приказанию г. Министра Внутренних Дел имеет честь покорнейше просить Ваше Превосходительство принять меры к использованию означенного синодального постановления. Петербург. Департамент Полиции Министерства Внутренних Дел». - Р. Я.: РГИА СПб., ф. 776, оп. 25, д. 602. - из
Энциклопедии кино RuData.
1903 год.
22 января (4 февраля). Москва. «„Электрический театр“. 23 и 24 января будет поставлена новость в 1-й раз: „Камо грядеши?“ в раскрашенных картинах из времен царствования Нерона, имеющая громадный успех в Париже, и другие новые комические и фантастические картины; „Бой быков в Испании“, состоящая из 10 картин, имеющая большой успех всюду». (С конца января кинопрограммы стали называть «новостями».) - В. М.: «Московский листок», 1903, 22 января; «Новости дня», 1903, 22 января. - из
Энциклопедии кино RuData.
1904 год.
Самое интересное событие связано, конечно с фирмой Пате, и с этого момента кино стремительно завоевывает пространства России:
В Москве открыто Генеральное отделение фирмы «Братья Пате» для России. Его директором стал Кеммлер (до того представителем фирмы был Рихард Якоби). Отделение занималось продажей киноаппаратуры и принадлежностей к ней, плёнки, а также прокатом фильмов. - Вся кинематография, с. 18-19.
В Россию приезжал один из лучших операторов фирмы «Бр. Пате» - Легран - и Москве «появились постоянные операторы фирм Пате и „Гомон“, совмещавшие деятельность операторов с выполнением обязанностей кинолаборантов в прокатных конторах этих фирм». - Гинзбург, с. 28 - (даты не уточнены) из
Энциклопедии кино RuData.
1905 год.
Московский фотограф А. Розенвалд, обзаведшийся киноаппаратом, «попытался заснять из окна своей фотографии, расположенной на Тверской, столкновение бастующих рабочих булочной Филиппова с казаками. Эта съемка была конфискована и уничтожена. Та же судьба постигла и другую съемку революции 1905 года - съемку похорон Н. Баумана, произведенную работниками фирмы „Бр. Пате“ Гансеном и Гудзоном». Сразу уничтожены были, однако, не все экземпляры хроники похорон Н. Э. Баумана: в августе 1906 года она демонстрировалась в Узбекистане. - Гинзбург, с. 40: «Самарканд», 1906, № 103, 8 августа. -
сайт RuData.
1906 год.
10 февраля - 7 марта (23 февраля - 20 марта). Дело о демонстрации французского фильма «Броненосец „Потемкин“».
Из письма княгини М. Волконской к генерал-губернатору Москвы В. Ф. Джунковскому (г. Александров, Владимирской губернии - Москва, 10 февраля 1906 г.): «Ужасно скучая здесь, мы решили доставить удовольствие детям и, проходя мимо синематографа (электрические картины, как названо здесь), мы взяли места с боя и взошли. Сердце кровью обливается, злоба душит… Публика состояла из крестьян, множество солдатиков и молодежи - будущих солдат. Между прочими картинами, как гибель „Петропавловска“ с адмиралом Макаровым, мы присутствовали при бунте на „Кн. Потемкине“ - палуба, снуют солдаты-матросы, садятся кружком на пол (владелец увеселения выкликает объяснения: матросы получают недоброкачественную пищу - „гадость“). Является офицер, его окружают, угрожают, он убивает матроса, другие бросаются на него. Является любимый офицер - все жестикулируют, матросы волнуются и ловят проходящих офицеров: бросают их за борт - только и видно, как летят мундиры за борт, публика неистово гогочет, радуясь расправе, очевидно. В следующих картинах - бомбардировка Одессы, впрочем, забыла - прощание и предание земле убитого матроса. Скажите, допустимы ли подобные зрелища как увеселения Поучительно: „Во как расправились!“ - слышались возгласы. Князь очень расстроился, дети и я ушли сконфуженные… Чему публика так смеялась? Неужели подобные зрелища не цензуруются? Народ, как дети, всегда ищет морали-нравоучения или беззаботного фарса-смеха. Должно ли подобное вызвать смех, и у кого именно, у солдат? Я ужасно расстроилась, тем более, что, выходя, я слышала, как немец-хозяин с балкона зазывал публику словами: „Все это, действительно, снято с натуры, с настоящей войны“ и т. д. Белели душой, когда читали в газетах о бунте, знаем результаты, слава Богу, забыли немного, изгладилось из памяти, а тут такое представление, и идёт в то время, как все следят за делом лейтенанта Шмидта. Я не могу понять, как можно разрешить такое ужасное зрелище: балаган на базарной площади, снуют полицейские - чуть ли не пристава и помощник исправника, и неужели не полюбопытствуют посмотреть и на свою ответственность запретить эти картины. Я целый день была под впечатлением, хотела остановить пристава, сказать. Князь удержал, в газетах напечатать тоже мне непривычно. Я сейчас слышу смех, взрыв хохота, офицеров в мундире и бросают в воду. Неужели полиция не понимает и не чувствует вреда, яда этого зрелища и отношения к нему публики… Владелец этих электрических картин Кноблох. Как больно, как грустно… Единомышленница Ваша, уважающая Вас Кн. М. Волконская».
Из рапорта уездного исправника Владимирскому губернатору (14 февраля): «Доношу Вашему Превосходительству, что демонстрируемые в г. Александрове содержателем синематографа Кноблох картины все были мною осмотрены и допущены лишь потому, что Кноблох, как видно из его афиш и как мне лично известно, демонстрировал с ними во многих местах и в г. Владимире. Упомянутые в письме картины Кноблох ввиду известности самих событий и законной правительственной кары за них, я думал, не имеют такого влияния, о котором пишет княгиня Волконская. Кноблох выбыл из г. Александрова в г. Ростов Ярославской губернии…»
Из циркуляра губернатора Владимирской губернии (7 марта): «До сведения моего дошло, что в одном из городов вверенной мне губернии содержателем синематографа Кноблохом демонстрировались, между прочим, и картины возбуждающего характера, как, например: бунт на броненосце „Князь Потемкин“, бомбардирование взбунтовавшимися матросами гор. Одессы и предание земле убитого матроса и другие. Принимая во внимание, что подобные зрелища при современном возбужденном настроении населения, в особенности же низшего класса, который главным образом и является посетителем этих зрелищ, едва ли могут быть допустимы, я, в интересах поддержания нравственности и спокойствия внутри губернии, предписываю полицеймейстерам и уездным исправникам при выдаче на будущее время разрешений на публичные демонстрирования синематографов и других подобных аппаратов заранее подробно пересматривать все имеющиеся быть показанными картины и ни в каком случае не допускать демонстрирования таких картин, которые могут неблагоприятно отражаться на спокойствии населения». - Р. Я.: «Неделя», Москва, 1968, № 3. -
сайт RuData.
- 16 (03) сентября. Газета "Русское слово": Московские вести. Цензура для синематографов. По распоряжению полиции одному из владельцев кинематографа запрещено демонстрировать в его театрике картину, изображающую представление Государю Императору членов Государственной Думы. - Сайт
"Газетные старости".
9 февраля 1906 года. "Уральская жизнь".
7 февраля в зале наследников Маклецкого (ул.Пермойская, 22) состоялся первый сеанс синематографа Люмьера "Сон о луне" и "Драма в воздухе".
Вряд ли это были представители братьев Люмьер, скорее, Пате.
"Сон о луне" - Rêve à la lune (1905 год) - "Пьяница оказывается в окружении гигантских бутылок принявших человеческий облик. Оттанцевав с ними бешеную кадриль он ложится спать, и ему кажется, что он в городском саду. Он влюбляется в луну. Желая дотянуться до нее пьяница взбирается на газовый фонарь, на стену соседнего дома, поднимается на крышу. Провалившись в слуховое окно и испугав жильцов, он взбирается на конек трубы, который гнется под его тяжестью. Порыв ветра уносит главного героя в облака, где бушует гроза. В итоге он оказывается в звездных сферах, вблизи от луны. Он входит внутрь планеты через ее рот. Но луна после нескольких гримас выплевывает несчастного пьяницу, который стремительно падает вниз, потом просыпается в своей постели, ошеломленный приснившимся ему кошмаром. Некоторые эпизоды «Мечты о луне» навеяны
«Путешествием через невозможное» (
Мельес, 1904), поставленная, как утверждается в Википедии, по очень отдаленным мотивах произведений того же Жюль Верна за несколько месяцев до этого. Гвоздь фильма - полет пьяницы. Чтобы осуществить сцену полёта пьяницы, нужно было наложить три изображения одно на другое: героя (снятое на черном фоне), декорации и небо. В создании фильма принимал участие
Фернан Зекка. Он написал многие декорации и наблюдал за постановкой". -
материал из Википедии.
"Драма в воздухе" -
Un drame dans les airs (1904 год). - Фильм
снят по новелле Жюль Верна, идёт всего 4 минуты. Больше никаких сведений о фильме.
Оба фильма сняты французским режиссером (он же - сценарист и актер) Гастоном Велем (фр. Gaston Velle, 1872-1948). До того как заняться кинематографом, он работал цирковым иллюзионистом. Долгое время работал на киностудии «Пате», специализируясь на съёмках трюковых лент (и к этому мы ещё вернемся, очень сложно и необычно в городе появлялся цирк - Р.Б.). В 1905 году фирма «Чинес», основанная в Риме Альберини и Сантони, пригласила на службу Гастона Веля и несколько технических работников из студий Пате для выпуска больших постановочных фильмов: «Золотая лихорадка» (1906), «Влюбленный Пьеро» (1906), «Судебная драма в Венеции»(1907), «Фавн»(1907), «Отелло»(1907), «Тайна часовщика» (1907). В сентябре 1907 года Гастон Вель вернулся в Венсенн, чтобы снова занять место руководителя феерий на студиях Пате.
Предвестник появления русского кинематографа.
1906 год.
9 (22) декабря. Потомственный дворянин А. А. Ханжонков обратился в Московскую купеческую управу с заявлением «об учреждении им совместно с тремя вкладчиками „Торгового дома“ в образе товарищества на веру под фирмою „А. Ханжонков и Ко“ с целью производства торговли кинематографическими лентами, волшебными фонарями, туманными картинами, различными машинами и приборами и другими товарами для Фабрикации всех этих предметов». - В. М.: ЦИАМ, ф. 3, оп. 4, д. 3455, л. 1.
15 (28) декабря. Московская купеческая управа рассмотрела доклад об учреждении потомственным дворянином А. А. Ханжонковым Торгового дома «А. Ханжонков и Ко» о выдаче Ханжонкову удостоверения об открытии торгового дома на правах товарищества. В. М.: ЦИАМ, ф. 3, оп. 4, д. 3455, л. 4-5.- сайт
Энциклопедия кино RuData.
Примечания.
-
Ольга Салангина. Известный новосибирский сценарист Виктор Ватолин представит общественности свою книгу "Кино в Сибири".26 августа 2012. - nsktv.ru
-
Французское пате (конечно, буду передергивать
Паста (pate), паштет и пирог (patE)- 700-800 г нежирной свинины, 650-750 г куриной печени (или 1/2 куриной и 1/2 телячьей), 2 лука-шалота, небольшой пучок петрушки, 6 длинных тонких полосок бекона, 3 ч. ложки крупной соли, 2 ч. ложки сухого молотого имбиря, 1/4 ч. ложки молотой корицы, 3 ч. ложки молотого черного перца, 3 ст. ложки коньяка, 80 мл жирных сливок и т.д.