Оригинал взят у
sergej_manit в
" Сверкает и возносится " ...Книжка редкая и шикарная - наш ответ Наполеону III - му!
... А разговоры Службы безопасности - просто песня :)))))
Оригинал взят у
baxmyp_ka в
О красивых переплетах-2 Вчерашнее посещение выставки "Уникумы. Реликвии. Редкости. Раритеты" в Ярославском музее-заповеднике дало толчок к развитию темы красивых переплетов, о которой шла речь неделю назад. Оказывается, в запасниках музея есть прекрасной сохранности экземпляр книги, которую и по сей день считают одним из образцов роскошного книгоиздания России - "История и памятники Византийской эмали" Н. Кондакова.
«Византийские эмали», прозванные в библиофильской среде «книгой в княжеском уборе», - одно из самых дорогих изданий в истории русского книгопечатания. Известно, что на него израсходовали 120 тыс. руб. серебром (себестоимость одного экземпляра - 200 рублей) - сумму, колоссальную для конца XIX века. Средства эти принадлежали петербургскому богачу и меценату, помощнику статссекретаря Государственной канцелярии Александру Викторовичу Звенигородскому (1837-1903). Путешествуя по Европе и странам Ближнего Востока, Звенигородский собрал значительную коллекцию византийских эмалей XXI веков. Описать свое собрание он пригласил историка, археолога, старшего хранителя императорского Эрмитажа Никодима Павловича Кондакова (1844 - 1925).
Кондаков Н.П. История и памятники византийской эмали. Собр. А.В. Звенигородского. СПб.: [Тип. М.М. Стасюлевича],1892. 394 с.: ил., 28 л. цв. ил. - хромолитографии, 4 л. шмуцтитулов, 1 л. - портр. собирателя; 37,3x28,8 см. Толщина блока 5,4 см. В издательском цельнокожаном переплете белой шагрени с тиснением червонным золотом. Суперобложка и закладка - цветная парча с золотом. Печатные форзацы - византийский орнамент с золотом. Обложки - хромолитографии с серебром. В издательской коробке. Тираж на русском языке - 200 нумерованных экземпляров.(На фотографиях - экземпляр из части тиража на французском языке)
Идея оформления принадлежала Звенигородскому. Его советниками и помощниками в работе стали знаменитый гравер В.В. Матэ (1856-1917) и прославленный художественный критик В.В. Стасов (1824-1906), непосредственно наблюдавший за полиграфическими операциями. Отпечатанные 600 экземпляров (по 200 на русском, французском и немецком языках) изначально замышлялись как подносные: весь тираж предназначался «коронованным особам, известным ученым и выдающимся книгохранилищам». Каждый экземпляр имеет богатый футляр. Переплет из белой шагрени украшен червонным золотом. Лист с посвящением Александру III, оформленный архитектором И.П. Ропетом (1845-1908), имитирует инкрустацию из драгоценных камней по серебряному фону, для чего использовали только что открытый, а потому высоко ценимый алюминий. Хромолитографированные таблицы с оригиналов лучших русских графиков готовили во ФранкфуртенаМайне, в мастерской Августа Остеррита. Заказ на переплеты отдали в Лейпциг фирме «Гюбель и Денк». Бумагу отливали в Страсбурге. Закладку и шелковую суперобложку выткали золотыми и серебряными нитями на московской фабрике братьев Сапожниковых. На закладке поместили тканный красными буквами текст из трагедии Еврипида на греческом языке: «Разверни эти говорящие листы, прославляющие мудрых». Русский вариант набирали специально отлитым для этого издания шрифтом в типографии М.М. Стасюлевича (за основу взяли шрифты Остромирова Евангелия).
Печатные работы в красках и червонным золотом выполнили в мастерских Экспедиции заготовления государственных бумаг в Петербурге. Поверх тройного золотого обреза зеленой и красной красками вручную наносили орнамент. Края обреза, прилегающие к переплету, покрывали редкой алюминиевой краской (алюминий в те годы был только-только открыт).
В.В. Стасов, назвавший издание «русским чудом», посвятил ему специальную монографию, озаглавленную «История книги “Византийские эмали” А.В. Звенигородского» (СанктПетербург, 1892).
Издание изначально было задумано А.В.Звенигородским как роскошное, в противовес книге "Imitation de Jesus-Christ", вышедшей в Париже в 1855 году по указанию Наполеона III и имевшей целью прославить Францию и стать шедевром типографского искусства всех времен и народов. Эта книга была разослана по всем странам, за исключением враждебной России. По замыслу Звенигородского, "Византийские эмали" по своей красоте и совершенству должны были затмить французское издание.
Издание не поступало в продажу, все его экземпляры были нумерованными и подписными, с указанием фамилии лица, которому он предназначался. По сообщению газет того времени, книга была разослана преимущественно "коронованным особам, известным ученым и выдающимся книгохранилищам". Большая часть изданий оказалась за рубежом, в том числе у королей Италии, Швеции, Румынии, Бельгии, Испании и др., султана Турецкого, эмира Бухарского, императора Австрийского и др., случайно попавшие на рынок экземпляры продавались по очень высокой цене - 1000 рублей золотом. В немногих экземплярах книги (для близких и друзей Звенигородского) был приложен его портрет, гравированный на дереве В.В.Матэ.
Фотографии лишь отчасти передают и качество материалов, и качество работы. Название книги на черном фоне в центральной части передней крышки переплета находится в углублении. Тиснение золотом по коже создает иллюзию гравировки на золотой пластине.
Экземпляр, находящийся в фондах Ярославского музея-заповедника был приобретен в 70-х годах прошлого века.
К слову сказать, в начале 2007 года произшло нашумевшее похищение "Вихантийских эмалей" из питерской библиотеки Института истории материальной культуры.
Подозрения сразу же упали на сотрудников учреждения, хотя в Уголовном розыске считают, что фолиант мог вынести кто угодно - в библиотеке, размещенной в старинном особняке великих князей, нет даже простейшей сигнализации.
По всей вероятности, кража была совершена во время новогодних праздников, когда библиотека не работала и в здании никого не было. Пропажу обнаружил 3 января заведующий филиалом БАН Лев Всевиов. Придя на работу, он обратил внимание, что в одном из помещений первого этажа открыта дверца шкафа и отсутствует одна из книг. Дальше выяснилось, что распахнута форточка, выходящая на набережную, а на столе, стоявшем под окном, был четкий отпечаток мужского ботинка.
Уже на следующий день в филиале БАН работала оперативная бригада так называемого "антикварного" отдела питерского угрозыска. Следственный эксперимент позволил установить, что злоумышленник проник через форточку, воспользовавшись строительными лесами, возведенными на фасаде особняка.
По нашим сведениям, шкаф, где хранилась книга, не был взломан. Оперативники говорят, что примитивнейший замок спокойно открывался и без ключа, простой отмычкой.
Все это может говорить о том, что книгу XIX века мог унести только сведущий человек, который доподлинно знал режим работы, расположение комнат, в каком именно шкафу хранилось издание и каким ключом можно открыть этот шкаф. А такой информацией располагали лишь считаное количество людей. Ведь книга, которой могли заинтересоваться лишь ученые - археологи и искусствоведы, - выдавалась читателям крайне редко - от силы два раза в год.
Между тем похищенный экземпляр "Византийских эмалей" - не единственный в собрании БАН. Эти издания хранятся и в отделе редкой книги, и в основном фонде. Ценность ей придает то обстоятельство, что издание достаточно редкое - оно было выпущено тиражом 200 экземпляров и не поступало в продажу. Каждый экземпляр был именным. Так, украденная книга принадлежала известному археологу XIX века барону Тизенгаузену. При этом специалисты отмечают, что издание уже утратило научную ценность, поскольку часть коллекции византийских эмалей известного собирателя Звенигородского, о которой в нем идет речь, еще в царские времена была признана поддельной. И тем не менее эта коллекция до сих пор хранится в фондах Эрмитажа. Эта книга могла заинтересовать разве что библиофилов, которые любят собирать роскошные старинные издания. Дело в том, что ее выпустили на особой бумаге, переплет выполнен из специальных досок с роскошным тиснением, книга богато украшена литографиями очень хорошего качества, имеет несколько титульных листов. Кроме того, большинство экземпляров были украшены суперобложкой и закладкой, вытканными из парчи. А первый экземпляр, преподнесенный государю, был украшен драгоценными камнями.
Оценочную стоимость фолианта пока никто не может назвать. Эксперты не берутся сказать даже, сколько она может стоить на черном рынке. А оперативники "антикварного" отдела надеются, что злоумышленник одумается и вернет книгу, как это уже было с пропавшими экспонатами Эрмитажа. По крайней мере начальник 9-го отдела УУР Владислав Кириллов сообщил корреспонденту "НВ", что уголовное дело по факту кражи еще не возбуждалось.
В самом филиале БАН случившееся не комментируют. Заведующего нет на месте, а напуганные пожилые женщины-библиотекари не желают общаться с прессой. Ведь в первые дни нового года всем сотрудникам пришлось перенести неприятную процедуру снятия отпечатков пальцев и иметь беседу с оперативниками. Люди из интеллигентской среды крайне тяжело переносят такие вещи.
Однако именно заведующий филиалом БАН Лев Всевиов может оказаться крайним в этой истории. Ведь Росохранкультуры направило ему предписание о необходимости установки охранной сигнализации в здании. Однако сделать это не позволяет то обстоятельство, что в старинном особняке очень ветхие, уже разрушающиеся рамы. Заменить их крайне сложно - КГИОП требует, чтобы новые рамы были идентичны старым, ведь здание, принадлежавшее членам царской семьи, является особо охраняемым памятником. Получается, чтобы обезопасить его от воров, требуются миллионы рублей, которых нет ни у Института истории материальной культуры, ни у БАН. Вот и возникает парадоксальная ситуация: официально попасть в библиотеку очень сложно, поскольку требуется огромное количество справок, однако проникнуть в него через формочку может кто угодно. Знающие люди говорят, что такое положение сложилось не только в этом учреждении, но и во многих ему подобных. Значит, у питерской прессы будет еще много поводов чтобы писать о кражах ценных книг, составляющих огромную культурную и историческую ценность.
А в 2012 году "Комсомолка" писала, что экземпляр книги-шедевра был изьят у двух 23-летних молодых людей при проезде через пограничный пункт Украино-российской границы.
«Византийские эмали» 1892 года издания могли быть украдены в РФ и переброшены в Харьков. А теперь их захотели вернуть
В Пасху сотрудники Службы безопасности Украины задержали на границе в Харьковской области двоих 23-летних россиян, пытавшихся перевезти в Россию раритетную книгу «История и памятники византийской эмали. Сочинение Н. Кондакова».
«Византийские эмали» - одна из самых дорогостоящих книг в мире. Том затянут в белую шагреневую кожу, узоры на обрезах отпечатаны золотом, закладки вытканы золотыми и серебряными нитями. Фолиант издан в 1892 году тиражом всего 600 экземпляров: по 200 книг на русском, французском и немецком языках. Эксперты оценили каждый в $112 000.
Как драгоценное издание могло оказаться в руках 23-летних парней? Официальную версию спецслужбы пока не оглашают.
- Версия, что книгу украли из музея или библиотеки, маловероятна. На ней обязательно была бы печать, - говорит известный украинский антиквар, просивший не называть его имени. - Я знаю, что такие фолианты продаются на антикварном рынке в разных странах. Возможно, эту книгу привезли к нам из России, потому что в Харькове нашелся покупатель. Но почему повезли обратно, пока непонятно. Кстати, несколько месяцев назад в национальную библиотеку Украины приходил читатель, интересовавшийся «Византийскими эмалями». Он назвался представителем известного аукционного дома и сказал, что такую книгу им предложили купить. Мы позвонили по телефонам, которые он оставил, но они оказались недействительны.
Источник в Госпогранслужбе Украины тоже полагает, что книгу украли в России и перебросили в Харьков по заказу. Но что-то не срослось, и объявился другой покупатель - в России. Он-то и нанял курьеров, чтобы раритет перевезли обратно через границу. Курьерам, кстати, грозит до 15 лет тюрьмы. А пока они находятся в СИЗО Харькова. Старинную книгу курьеры прятали в моторном отсеке легковой автомашины.
Интерес жуликов к книге Кондакова объясним. В 2005-м году на аукционе "Гелос" экземпляр на французском языке "Византийских эмалей" был продан за рекордную сумму 4 млн. 600 тыс. рублей.