Оригинал взят у
kraevushka в
О том,как баварский ученый-богослов Алоизий Пихлер нагло обчистил Императорскую Публичную библиотеку24-25 июня 1871 года в Санкт-Петербургском окружном суде было рассмотрено необычайное по масштабам содеянного уголовное дело Алоизия Пихлера и его двоюродной сестры Кресценции (по крайней мере, сам он таковой ее объявил) о похищении книг.
Да, книги в библиотеках пропадали, но такого воровства, какое стало заметно с 1870 года в Публичной библиотеке, никогда еще не бывало!
Целые издания, насчитывающие много десятков томов, стали вдруг постепенно исчезать том за томом.
В отделении полиграфии исчезло полное 73-томное собрание сочинений Вольтера в «большом сафьяновом» переплете. В историческом отделении не досчитались длинного ряда томов из редчайшего собрания английских хроник. В отделении искусств пропали шесть роскошных изданий типографии Уоринга, переплетенных весьма изящно. Исчезли роскошные издания из запретных выставочных витрин. Книги, еще вчера собственноручно поставленные библиотекарями на место, сегодня растворялись в воздухе. В такой обстановке создалась атмосфера всеобщей слежки и взаимного недоверия. Подозревались все! Младшим сотрудникам библиотеки запретили входить в залы хранения.
В то время в библиотеке работал Василий Иванович Собольщиков - старший библиотекарь по отделению искусств и одновременно архитектор Публичной библиотеки.
В. И. Собольщиков
38 лет он отдал служению книге и людям, беззаветно преданный своему призванию. Он не просто трудился в Публичной библиотеке, он там жил. Василий Иванович прямо сказал, что подозревает Алоизия Пихлера, сверхштатного старшего библиотекаря по отделению богословия, члена Мюнхенской академии, баварского подданного, доктора богословия.
Алоизий Пихлер
В поведении Пихлера были некоторые странности. Во-первых, он зимой и летом появлялся в библиотеке в пальто (которое категорически отказывался оставлять в гардеробе) и в резиновых галошах, их он тоже не желал снимать. Во-вторых, Пихлер несколько раз в день выходил из библиотеки. Потом выяснилось, что под пальто был искусно подшит специальный мешок, а галоши нужны были, чтобы бесшумно ходить. И бегал он домой, относил в карманах и в мешке книги. Книги выносил на собственном горбу, почти в буквальном смысле, ибо мешок был пришит на спине. Некоторые книги весили по пуду (более 16 кг.). Требовалось мастерство не только фокусника, но и циркового силача, чтобы запихать такие фолианты в свой заспинный мешок.
Пихлера принудили сдавать пальто в гардероб. Он стал носить два пальто одновременно. Одно сдавал в гардероб, а в другом ходил. Торопясь и наглея, Пихлер продолжал красть книги. Собольщиков подозревал и наблюдал. Наконец, сердце его не выдержало, и он поручил швейцару Ермакову при выходе Пихлера из библиотеки под каким-нибудь предлогом ощупать его пресловутое пальто со спины. И вот 3 марта швейцар стал подавать пальто в гардеробе и нащупал на спине большую толстую книгу, оказавшуюся «Сочинениями св. Амвросия» (базельское издание 1686 г., т. 1). Тут же из сюртука были извлечены и еще несколько книг. Когда пошли к Пихлеру домой, то обнаружили ящики с книгами, приготовленные к отправке в Германию. На всех книгах стерты, соскоблены, смыты знаки принадлежности библиотеке: шифры, экслибрисы прежних владельцев и даже срезаны с корешков рельефные «орлы» - эмблема библиотечной переплетной мастерской. На их месте были приклеены аккуратные белые бумажечки с надписью «Ad bibliothecam Pichler» (из библиотеки Пихлера).
Так и разоблачили Пихлера! Пихлер прослужил в библиотеке 450 дней. За это время он вынес из библиотеки 4600 томов, вырезал из различных изданий тысячи статей и гравюр. Потом в библиотеку книги были доставлены на семи возах.
Пихлера осудили. К чести суда присяжных в Петербурге, он все-таки не последовал примеру тех органов правосудия, которые вообще отказывались считать кражу книги преступлением.
Следует отметить, что во время судебного процесса произошел невиданный случай: впервые в России гимн в честь Библиотеки и Книги произносит представитель обвинения на суде!
«…Каждому из нас известно, какое образовательное значение имеет Публичная библиотека, в которой собрано 900 тысяч разных сочинений на разных языках по всем отраслям знаний; тут находится все, что кем и когда-либо писалось о России, так что можно найти все сведения для изучения нашего Отечества… Наконец, Публичная библиотека постоянно открыта для всех желающих пользоваться ее богатствами, следовательно, она является учреждением чисто народным, в котором каждый человек, не имеющий средств к образованию, может получить его бесплатно; наконец, наша Публичная библиотека есть одно из самых замечательных учреждений Петербурга, привлекающая внимание всех иностранцев, бывающих у нас, и может быть названа хранилищем русской науки и просвещения, которое есть достояние всего русского народа….»
Это один из рассказов из интереснейшей книги:
Кунин, Виктор Владимирович. Библиофилы и библиоманы. - Москва : Книга, 1984. - 477, [1] с. : ил. В книге рассказано о людях, попавших в бессрочный книжный плен, где они пережили бурные радости и ужасные трагедии, минуты сладчайших наслаждений и глубокого отчаяния. Одного только не было им дано - освободиться из плена.