Первая экранизация "Приваловских миллионов". Екатеринбург, год 1915-й.

Jan 18, 2015 14:17

Журнал «Уральский следопыт» (декабрь 1966 года)



Летом 1915 года жители Екатеринбурга, проходившие мимо Харитоновского дома с недоумением и любопытством наблюдали за группой людей, занятых необычным делом: одетые в костюмы прошлого века, они разыгрывали прямо на улице сцены перед каким-то странным аппаратом на треножнике...

Так полвека назад начались съемки первой на Урале кинокартины «Приваловские миллионы» - по одноименному роману Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Экранизация романа состояла из двух серий. Первая называлась «Приваловские миллионы», вторая демонстрировалась под названием «Наследник миллионов». Сценарий кинофильма составили Бескин и Теноромо.

В роли Нади Бахаревой снималась артистка Ольга Преображенская, а режиссером, сценаристом и актером (в роли Бахарева) был замечательный деятель кино и театра В. Р. Гардин, один из крупнейших мастеров русского кинематографа. Он экранизировал «Крецерову сонату» и «Анну Каренину» Л. Толстого; тургеневские романы «Накануне» и «Дворянское гнездо». К сожалению, ни одна из этих лент не сохранилась.

Не сохранился и гардинский фильм «Приваловские миллионы». Но о нем мы можем составить некоторое представление по рассказу журналиста Герасимова, напечатанному в екатеринбургской газете «Зауральский край» в 1915 году (в номере от 29 августа) и по заметкам в той же газете от 30 июля и 18 августа.

Так мы узнаем о местах, где снимались отдельные сцены: в различных комнатах Харитоновского дома, в саду, у пруда и около потайного хода из сада в дом. Сцена, где Привалов и Бахарева едут верхом, снята у Каменных палаток на Шарташе. Сцена у обрыва сделана на откосе у дома заводчика Соломирского на Вознесенском проспекте. Была устроена поездка в Березовский завод, где инсценировались эпизоды из приисковой жизни. Для сцены «Кутеж Привалова» цыган взяли из табора около Екатеринбурга и из хора какого-то ресторана. «Остальные сцены будут сняты в Москве по рисункам дома Харитонова»,- заключал репортер.

Газета знакомит нас и с одним из эпизодов фильма.
«На фоне темной зелени сада предо мной чудом воскресла красочная картинка из эпохи 40-х годов, с их особенными костюмами, прическами и манерами.
На небольшой скамейке, приютившейся в тени куста сирени,- женская фигура, точно вырванная из русской гравюры дореформенных времен. Высокая прическа с ниспадающими у висков черными локонами, глубоко открытые плечи, старинного покроя легкое розовое платье с узким «мысом» и широкой юбкой, французские туфли...
Склонив изящную головку на веер-опахало из страусовых перьев, слушает розовая дама обращающегося к ней с мольбой юношу в костюме франта николаевских времен. Синий редингот, широкий галстук, цветной жилет, узкие, обтянутые песочные панталоны...»
Далее мы знакомимся с «кухней» съемки.
«Озабоченный, нервный, и, видимо, поглощенный работой, с сбившейся на затылок шляпой, г. Гардин отрывистыми, резкими репликами направляет действие.
- Прошу еще раз, - просит он.
И снова г. Кошевский-Привалов, приблизившись к Бахаревой-Преображенской, простирает к ней руки, ломает пальцы, и снова в утренней тишине звучит:
- Поймите же, умоляю, я люблю вас, люблю безумно!..,
- Так! - роняет Гардин и обращается к Привалову:
- Теперь вы заглядываете в лицо ей... Понимаете - хотите прочесть в ее глазах... Она сказала вам что-то сильное. Бахарева встает (г-жа Преображенская при этих словах встает со скамейки и направляется, минуя артиста-партнера, к раскрытым воротам, ведущим из сада во двор).
- Пошли! - диктует режиссер.
Вслед за Бахаревой, стильная фигура которой четко рисуется на фоне естественной декорации сада и дома, медленно идет удрученный Привалов. Исчезают в глубине двора. Зорко следит за ними все время режиссер г.Гардин. И без умолку трещит снимающий, картину аппарат, ручку которого вращает «монист». Сцена «ухода» не вполне удовлетворяет режиссера и снова повторяется».
Для екатеринбуржцев съемка фильма - невиданное ранее зрелище. И поэтому понятен был интерес к ней.
В эти годы производство фильмов растет быстрыми темпами. Много создается фильмов на местные темы. В них заняты не только артисты, но и любители драматического искусства. Так, заметка в газете «Зауральский край» от 4 августа 1915 года сообщает:
«В настоящее время в Екатеринбурге и его окрестностях производится съемка видов написанной В. В. Имшенецким и Новиковым (Черешневым) пьесы «Вешние бури» для кинематографа. Сфотографированы будут следующие местности: дача г. Логинова, оз. Шарташ, имение Имшенецкого и пр.
Пьеса будет исполнена артистами и любителями драматического искусства - 3. Н. Гулевич, В. К. Герц, В, К. Рябокиным, П. К Герц и др.
Режиссером является артист В. А. Чиркин. Съемка закончится в половине августа.
На приобретение создающейся кинематографической ленты изъявили желание две кинематографические фирмы».

Как жаль, что эти первые уральские киноленты не сохранились. По крайней мере, их нет в Государственном архиве кинофотодокументов. Но кто знает, может быть они где-нибудь еще н найдутся.
А.Кориков. Забытые ленты.

50 лет тому назад скончался Гардин... Есть ещё одна малоизвестная страница в биографии Гардина - это его театральная работа в Екатеринбурге.

Универсальная научно-популярная энциклопедия «Кругосвет»:
ГАРДИН, ВЛАДИМИР РОСТИСЛАВОВИЧ (1877-1965), русский актер, режиссер, сценарист. Народный артист СССР (1947). Родился 6 (18) января 1877 в Твери в семье офицера. Правнук писателя И.И.Лажечникова. Учился во Втором московском кадетском корпусе и Киевском военном училище, в 1896 офицером был отправлен в Новогеоргиевскую крепостную артиллерию. Вскоре после ухода в запас работал младшим контролером в Акцизном ведомстве. Выступал на любительской сцене Пожарного общества в г. Рославле Смоленской губернии.

В 1898 был принят в труппу антрепренера Е.Славянского, где сыграл Зеленова в пьесе А.Сумбатова-Южина Соколы и вороны. Затем работал в провинции - в Риге у режиссера С.Ратова; в антрепризе С.Волгина в Екатеринбурге, Перми, Одессе, Бендерах; в антрепризе В.Никонова в Гродно; в антрепризе Ефимова в Царицыне; в антрепризе В.Форкатти в Таганроге, Кишиневе, Юзовке, Екатеринославе. В этот период Гардиным сыграны Савушка (Каширская старина Д.Аверкиева), Герой-любовник (Татьяна Репина А.Суворина), Президент (Коварство и любовь Фр. Шиллера), Рогожин (Идиот по Ф.Достоевскому) и др. В 1902-1904 работал в Тифлисе в антрепризе Н.Красова, сыграл Бориса Годунова (Царь Федор Иоаннович А.Толстого) Константина (Дети Ванюшина С.Найденова), Воротынского (Василиса Мелентьева А.Островского и С.Гедеонова), Вершинина (Три сестры А.Чехова), Сирано (Сирано де Бержерак Э.Ростана), Страфореля (Романтики Д.Мережковского) и др.

Во время гастролей В.Ф.Комиссаржевской в Тифлисе подписал договор с Драматическим театром в Петербурге, где проработал с 1904 по 1906. В Театре Комиссаржевской Гардин сыграл Раввина де Сантоса (Уриель Акоста К.Гуцкова), Крогстада (Нора Х.Ибсена), Шалимова (Дачники М.Горького), Картинкина (Авдотьина жизнь Найденова) и др роли. В 1907 работал в Василеостровском театре под руководством Н.Попова, затем организовал Свободный театр в Териоках, где ставил запрещенные цензурой пьесы К звездам и Савва Л.Андреева, Ткачи Г.Гауптмана, Саломея О.Уайлда и др. В 1908 организовал русский театр в Париже, поставил спектакли Жизнь человека Л.Андреева, Привидения Ибсена.

С 1909 началась полоса скитаний по русской провинции. В 1912 в Московском театре Корша актер выступил в роли Феди Протасова (Живой труп Л.Толстого). В театральной биографии Гардина эта роль была одной из самых значительных и наиболее любимых.

В 1913 Гардин заключил контракт с фирмой «Тиман и Рейнгард» и перешел в кинематограф на режиссерскую и сценарную работу. В том же году снял фильм Ключи счастья (совместно с Я.Протазановым). Другие фильмы Гардина: Анна Каренина (сценарий и режиссура), В огне славянской бури, Вавочка (сценарий и режиссура), Дни нашей жизни, Дворянское гнездо, Крейцерова соната, Маска смерти (сценарий и режиссура), Подвиг казака Кузьмы Крючкова и др. (все 1914); Война и мир (совместно с Протазановым, сценарий и режиссура), Вторая молодость, Маскарад чувств (сценарий и режиссура), Много ли человеку земли нужно (сценарий и режиссура, совместно с Н.Маликовым), Накануне (совместно с Маликовым), Приваловские миллионы (все 1915); Барышня-крестьянка (сценарий и режиссура совместно с О.И.Преображенской), Богема, В сетях сирен, Власть земли, Дочь улицы, Лунный свет и др. (все 1916); Дети сатаны, Ток любви, Двадцать два несчастья и др. (все 1917).

Гардин был одним из организаторов, а затем первым директором Госкиношколы (впоследствии ВГИК). В 1918-1919 - зав. Кинопроизводством кинофотоотдела Первой Госкиношколы; в 1920 - зав. Мастерскими кинорежиссуры Наркомпроса; в 1922-1924 - один из организаторов и режиссер киностудии Всеукраинского фото-киноуправления в Одессе. Поставил более 50 фильмов, в т.ч. День коммунистической молодежи (1918); Девяносто шесть (сценарий совместно с А.Луначарским, режиссура совместно с Л.Леонидовым, Г.Глебовой, Е.Ивановым-Барковым, Преображенской, А.Горчилиным и др.), За красное знамя (монтаж), Последний патрон (монтаж, все 1919); Голод… голод… голод (сценарий и режиссура, совместно с В.Пудовкиным), Серп и молот (совместно с Пудовкиным, оба 1921); Последняя ставка мистера Энниока, Призрак бродит по Европе (оба 1922); Слесарь и канцлер (сценарий совместно с Пудовкиным, режиссура совместно с Преображенской, 1923); Поэт и царь (сценарий и режиссура совместно с Е.Червяковым, 1927); Кастусь Калиновский (сценарий и режиссура), Четыреста миллионов (сценарий совместно с Я.Бабушкиным, режиссура, 1928); Песня весны (сценарий совместно с А.Лежневич, режиссура, 1929) и др.

В годы звукового кино Гардин выступал только как актер (еще в 1915 он сыграл роль Наполеона в своем фильме Война и мир). Создал ряд глубоких, запоминающихмя образов, снялся более чем в 70 фильмах, в т.ч. Двадцать шесть комиссаров (Гражданин с хризантемой), Встречный (Бабченко), Слава мира (Пауль Форсат, все 1932); Иудушка Головлев (Порфирий Головлев, 1933); Дубровский (князь Верейский, 1935); Юность поэта (гувернер Лицея Мейер, 1936); Петр I, 2-я серия (Толстой, 1938); Человек в футляре (директор гимназии, 1939); Антон Иванович сердится (Иоганн Себастьян Бах), Разгром Юденича (генерал Юденич, оба 1941); Секретная миссия (Дилон, 1950). С 1940 Гардин выступал на эстраде.

Умер Гардин в Ленинграде 28 мая 1965.

Литература:
Иезуитов Н. Гардин. ХL лет. М., 1940
Саламанов Н. Владимир Ростиславович Гардин. М., 1940
Ждан В. Народный артист СССР В.Р.Гардин. М., 1951
Гардин В.Р. Жизнь и труд артиста (совместно с Т.Д.Булах-Гардиной). М., 1960
Гардин В.Р. Воспоминания, тт. 1-2. М., 1949-1952.

Уральские газеты, Мамин-Сибиряк, История театра, 1915, Историко-краеведческая лаборатория, Старые газеты, История кинематографа, "Зауральский край"

Previous post Next post
Up