Народное просвещение в Российской Империи и знаки отличия, Московская губерния

Jan 13, 2015 04:34



АЛЬМАНАХ № 2 2005 г.
Е. ИВАНОВ, Л. ШИГУРОВ
Народное просвещение в Российской Империи и знаки отличия, Московская губерния.
(...)
Основу средних общеобразовательных учебных заведений составляли восьмиклассные гимназии. Их целью являлось «доставлять детям всех сословий, без различия званий и вероисповеданий, общее образование и, вместе с тем, служить подготовительным заведением для вступления в университеты и другие высшие специальные учебные заведения».

На практике гимназии выступали, чаще всего, как первая ступень перед поступлением в университет, и контингент учащихся был представлен в основном дворянством. Из-за недостатка средств во многих городах появились прогимназии, то есть неполные гимназии 4-6 классного состава, которые не давали право на поступление в университет. Уже в ходе реформ 1864 и 1872 годов наряду с гимназиями были созданы и семиклассные реальные училища. Реальное училище - «учебное заведение, имеющее целью доставлять учащемуся в них юношеству общее образование, приспособленное к практическим потребностям и приобретению технических знаний». Образование в средних учебных заведениях было раздельным - отдельно существовали женские и мужские гимназии и прогимназии. Для подобных учебных заведений нагрудные знаки и жетоны утверждались обычно к столетним либо пятидесятилетним юбилеям. Нагрудные знаки вручались учащимся при выпуске, а также преподавателям и сотрудникам. Следует заметить, что существует значительный массив выпускных знаков и жетонов различных гимназий и реальных училищ, которые, по сути, являлись чистой самодеятельностью самих выпускников.

Для удовлетворения потребности в грамотных рабочих и служащих было открыто огромное количество специальных средних учебных заведений, организованных, по преимуществу, при поддержке соответствующих министерств и ведомств. Существовали: военные, технические, педагогические, земледельческие, коммерческие, мореходные, художественные и другие училища. Высочайше утвержденные нагрудные знаки имели только военные училища, тогда как гражданские удостаивались такой чести лишь в случаях крупных юбилеев. Фундаментом системы образования являлись начальные народные и городские училища, служившие для предоставления начального образования будущим реалистам и гимназистам, а также церковноприходские школы - самое массовое и доступное учебное заведение. Они, естественно, ни нагрудных знаков, ни жетонов не имели.

Особо стоит отметить внешний вид студентов, гимназистов и реалистов. Все они имели свою особую полувоенного типа форму, взглянув на которую, можно было определить, воспитанником какого заведения является ее носитель. Гимназисты и реалисты имели на фуражках кокарды, обычно состоящие из первых букв названия своего учебного заведения, и ремень, на пряжке которого красовался вензель покровительствующего заведению лица. Студенты вузов на своих фуражках носили маленький лаврово-дубовый венок с двуглавым орлом, а вместо погон, так называемые, наплечные знаки. Эти знаки представляли собой вензелевое изображение названия заведения. Кроме того, студенту «при параде» полагалась шпага особого образца.

Конечно, не стоит думать, что с образованием в России в ту пору обстояло все гладко. Большинство учебных заведений сконцентрировалось в крупных городах, таких как: Санкт-Петербург, Москва, Киев и другие. В провинциальной глубинке наоборот ощущалась их острая нехватка, там нередко отсутствовали даже простейшие школы. Все это создавало в целом по стране относительно высокий процент неграмотных. На фоне такой картины нагрудный знак или жетон выпускника определенного учебного заведения служил указателем статуса своего владельца в обществе. И, скажем прямо, этот статус, как правило, был довольно высокий. Например, крестьянину нагрудный знак говорил, что перед ним человек образованный, дворянин либо чиновник, или, наверняка уж, земский служащий - словом, человек, власть или знания которого внушают уважение.

Теперь, когда читатель вполне представляет себе общую картину народного просвещения в Российской Империи, рассмотрим, какие учебные заведения существовали в Москве и что носили на своих мундирах их выпускники.

Ниже приведены описания нагрудных знаков и жетонов особо известных московских вузов и специальных средних учебных заведений, утвержденных Императором.
Далее.

История образования

Previous post Next post
Up