К 155-летию 1-й Екатеринбургской женской гимназии и к 50-летию создания в Белинке
отдела музыкально-нотной литературы.
Сергей Васильевич Гилев - первый исполнитель партии Евгения Онегина в опере П.И. Чайковского.
...
В премьерной постановке оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» в 1879 году на сцене Малого театра, прошедшей под управлением Н.Г. Рубинштейна, участвовали учащиеся Московской Консерватории М. Климентова, М. Медведев, Л. Тархов, В. Махалов и другие. Первое исполнение оперы именно силами учащихся было очень важным для композитора, в числе причин такого решения Чайковский указывал: «…Они ученики, юноши, у них не будет этой омерзительной пошлой рутины, которой для моей новой оперы я боюсь больше всего». Первым исполнителем партии Евгения Онегина был Сергей Васильевич Гилев... -
ВСЕРОССИЙСКОЕ МУЗЕЙНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ИМЕНИ М.И. ГЛИНКИ.
"14 июня 1887 года в Екатеринбурге торжественно открылась Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка. В омытое утренним дождем небо над городом неслись звуки стоголосного хора, воспевающего Урал и его людей:
Так будь же славен и велик,
Родной Урал, Сибирь родная.
На славу русския земли,
Врагам на страх, царю на славу
Ты процветай, наш край родной!
Церковные певчие и певцы-любители исполняли специально написанную к открытию выставки кантату, преподнесенную затем высокому гостю города великому князю Михаилу Николаевичу. Дирижировал сводным хором автор музыки и текста этого сочинения свободный художник Гилев. Это был третий - последний и весьма краткий - визит в Екатеринбург известного музыканта, который вошел в историю русского музыкального театра как первый исполнитель партии Онегина в опере П.И. Чайковского.
В творческой биографии Сергея Васильевича Гилева (1854 - 1933) столица горнозаводского Урала была тем городом, где он, развернув энергичную деятельность, начал реализовывать свои музыкально-просветительские планы, одобренные и поддержанные Н.Г. Рубинштейном.
Сергей Васильевич - коренной уралец, происходил из семьи кудымкарских купцов. Окончив в 1879 году Московскую консерваторию, в течение двух последующих лет он пел на сценах театров разных городов, в том числе побывал с труппой антрепренера П.М. Медведева на Урале. Тогда-то екатеринбургская публика и познакомилась с молодым певцом.
В мае 1881 года С.В. Гилев вновь оказывается в Екатеринбурге, но уже с твердым намерением обосноваться здесь. Город привлек его своими музыкальными традициями и, что еще важнее, открывающимися возможностями. “Я был свидетелем, с каким рвением и наслаждением здешняя публика отдавалась опере, - писал он, - и вижу, какие успехи делает кружок (Екатеринбургский музыкальный кружок. - С.Б.), основанный всего назад тому несколько месяцев”. Это объединение местной интеллигенции Сергей Васильевич решил со временем превратить в “рассадник музыкального искусства для целого края”.
С осени 1881 года имя С.В. Гилева не сходит с концертных афиш, постоянно встречается на страницах “Екатеринбургской недели”. Он занимается с хором музыкального кружка, преподает в открытых им музыкальных классах, обучает пению воспитанниц женской гимназии.
Справедливости ради отметим, что деятельность музыканта не всегда встречала восторженный прием. Был у него успех, однако были поводы и для разочарований. И все же С.В. Гилев настойчиво продолжал осуществлять задуманное.
В музыкальных классах (первом в городе учебном заведении такого рода) он обучает сольному и хоровому пению, игре на фортепиано, теории музыки и сольфеджио. Ежегодные объявления в “Екатеринбургской неделе” свидетельствуют, что число желающих получить под его руководством образование не убывало.
В работе с хоровыми коллективами музыкального кружка и женской гимназии проявились незаурядные хормейстерские качества С.В. Гилева. Один из членов кружка отмечал, что руководитель хора отдавался репетиционной работе “как артист, любящий свое искусство”. “Сначала он ставил нетрудные, но чрезвычайно интересные и красивые хоры, - продолжал тот же автор, - а в последнем концерте мы уже слушали капитальный хор Гуно “На реках Вавилонских”, слушали и удивлялись успехам нашего хора”. В постоянно расширявшуюся программу коллектива входили произведения И. Баха, Д. Верди, Р. Вагнера и других композиторов. В мае 1882 года в зале городской думы хор музыкального кружка под управлением С.В. Гилева впервые в Екатеринбурге исполнил весеннюю сказку “Снегурочка” с хорами П.И. Чайковского.
Не менее успешными были занятия С.В. Гилева с хором учениц женской гимназии. Возросший уровень ученического хора позволил объединить для концертных выступлений хоровые коллективы гимназии и музыкального кружка, расширив таким образом крайне малочисленную женскую группу хора кружковцев.
Педагогическая деятельность и многочисленные концерты отодвинули на второй план, но не исключили полностью участие С.В. Гилева в оперных спектаклях. Сохранились сведения об исполнении им в Екатеринбурге партии Мефистофеля в опере “Фауст” в 1882 году, а в следующем - графа ди Луна в “Трубадуре”. Довольно часто встречалось его имя на афишах, извещавших о благотворительных концертах. Рецензенты писали: “Обладая небольшим голосом, но замечательным умением владеть им, г. Гилев всегда в концертах оставляет своим пением хорошее впечатление в публике…”
Венцом творческих устремлений С.В. Гилева стало создание мужской капеллы. В ее состав руководитель набрал детей и взрослых, совершенно не знакомых с нотной грамотой, дополнив коллектив несколькими церковными певчими. Хор из 55 человек начал занятия в октябре 1883 года, а уже через два с половиной месяца, 29 декабря, в городском театре состоялось его первое выступление. “Нельзя не удивляться тем успехам, каких удалось достигнуть г. Гилеву в такой короткий срок…”, - писала “Екатеринбургская неделя” о дебюте капеллы.
Всю первую половину 1884 года Сергей Васильевич интенсивно работал со своим коллективом, который от концерта к концерту расширял репертуар и совершенствовал исполнительский уровень. Программы выступлений капеллы составлялись в основном из народных песен (в числе наиболее удачно исполнявшихся рецензенты отмечали песни “Спится мне младешеньке”, “По улице молодчик идет”, “Вдоль по Питерской”), некоторых хоров из опер, а также сочинений самого С.В. Гилева (кантата “Слава Руси” и “Хор крестоносцев”).
Весной и летом 1884 года хор, который в прессе стали называть “капелла Гилева” или “наша капелла”, побывал на гастролях. Его выступления прошли в ряде уральских и волжских городов - в Перми, Нижнем Тагиле, Казани, Саратове, Самаре, Симбирске, Нижнем Новгороде, где, как писали, они были очень радушно встречены местной публикой.
По возвращении из гастрольной поездки капелла дает несколько концертов в Екатеринбурге, а затем С.В. Гилев распускает ее. Сам же он в начале 1885 года покидает город. Его неожиданный отъезд, вероятнее всего, был вызван не столько творческими или материальными причинами, сколько обстоятельствами личного характера...
Сергей Беляев. Имена со старых афиш. - Опубликовано в журнале: «Урал» 2003, №8. Очерки и публицистика.
Но вот биографию мы возьмём из другого источника:
Доклад Е. Полоцкой "Сергей Васильевич Гилев". Прочитан на краеведческой конференции Шайтанские чтения. Центральная библиотека ЦБС Первоуральска. 3 декабря 2013 г.
Сергей Васильевич Гилев вошел в историю русской музыкальной культуры как оперный певец (баритон), хормейстер, педагог и музыкально-общественный деятель. Он является автором кантат, романсов, хоровых сочинений и хоровых аранжировок, а также методических пособий по пению, игре на фортепиано, сольфеджио и музыкальной грамоте.
Фото С. В. Гилева (из личного архива М. Н. Удовихиной)
До недавнего времени сведения о Гилеве ограничивались краткими статьями в Музыкальной энциклопедии, словаре А.М. Пружанского [Пружанский А.М. Отечественные певцы. 1755-1917: Словарь: В двух частях. Часть первая. М.: Сов. композитор, 1991. С. 121], очерками С.Е. Беляева и упоминаниями о нем в работах Г.П. Рогожниковой, Б.С. Штейнпресса, Л.Я. Вайнштейн [].
В них освещены лишь некоторые моменты биографии Гилева. Прежде всего, это факт исполнения певцом партии Онегина в первом спектакле «Евгений Онегин» в истории постановок этой оперы П.И. Чайковского.
Из других фактов биографии более подробно освещен екатеринбургский период деятельности Гилева, а также имеются сведения о том, что он является изобретателем некоего музыкального инструмента под названием «Пиччитон». Обнаруженные ныне источники, а именно: ряд документов из РГАЛИ, ГАРО и воспоминания брата Гилева - Федора Васильевича Гилева(1), хранящиеся в личном архиве его правнучки Маргариты Николаевны Удовихиной, а также исследования истории нашего края Ниной Валентиновной Акифьевой позволяют реконструировать с большей или меньшей степенью подробностей практически весь жизненный и творческий путь этого музыканта.
Сергей Васильевич Гилев родился 7/19 августа 1854 года в селе Кудымкар Соликамского уезда Пермской губернии(2).
На момент рождения сына Сергея его отец Василий Федорович Гилев был управляющим Иньвенским округом майората графини Натальи Павловны Строгановой, куда входило и село Кудымкар, т.е. по своему статусу он принадлежал к служительской элите. Был ли отец Гилева крепостным или вольноотпущенным (несмотря на то, что деды и прадеды Гилевых были крепостными крестьянами графов), пока не представляется возможным сказать определенно. Согласно мнению Н.В. Акифьевой, исследователя деятельности рода Строгановых на Урале, служащие графов не стремились к переходу в свободное состояние. Их устраивало крепостное положение, потому что Строгановы заботились о своих крепостных, обеспечивая их жизнь, культуру и образование, вплоть до того, что отправляли некоторых учиться за границу. Таким образом, высока степень вероятности, что Сергей Васильевич Гилев родился в семье крепостного служащего. Мать Сергея Васильевича Гилева Анна Абрамовна (в девичестве Рогова) происходила из той же социальной группы. Ее отец также был дворовым человеком Строгановых - уставщиком мельниц, а позднее держал торговлю хлебом и пушниной.
По воспоминаниям Ф.В. Гилева, Сергей рос болезненным и слабым ребенком, пользовался особой любовью матери, которая больше всех других детей баловала его, оттого Сергей рос «каким-то барчонком».
Традиционно в домах заводской интеллигенции, к которой принадлежала и семья Гилевых, часто устраивались вечера с пением и танцами, ставились спектакли. То же было и у Гилевых. Ф.В. Гилев вспоминал: «У нас в доме частовременно устраивались вечера с пением, чтением и танцами <…>. Как только придут музыканты и начинается настройка двух скрипок и виолончели, является Сергей, усаживается на свой стул и остается тут до конца вечера, или, вернее сказать, до тех пор, пока не уснет»(3). Как писал его старший брат, «в детском возрасте Сережу больше всего занимала музыка, игрушками у него были какие-нибудь музыкальные инструменты (от барабана до скрипки). А лет в семь Сергей уже исполнял некоторые песенки на скрипке, на гармонии [гармонике - М.Г.]»(4). Согласно воспоминаниям Ф.В. Гилева, примерно в 1863 году их отец был переведен в Очёрский округ(5), и Сергей два или три года учился там в школе, после чего поступил в первый класс Усольской (6) трехклассной школы, где проучился еще год. Затем его перевели во второй класс гимназии в Перми.
Продолжая жизнеописание своего младшего брата, Ф.В. Гилев выразительно рассказывает о решительном шаге Сергея на пути к получению профессии музыканта: «Музыка все-таки скружила (sic!) ему голову, из 6 класса гимназии Сережа бежал в Москву, здесь явился к директору консерватории Николаю Григорьевичу Рубинштейну, высказал ему искреннее желание изучить музыку и ноты, указал при этом на недостаток средств.
Директор принял горячее участие, полюбил Сережу и через полгода брат уже был на казенной стипендии»(7). Поступление Гилева в Московскую консерваторию состоялось в 1872 году(8), и до конца обучения он являлся стипендиатом Московской городской управы(9).
В Московской консерватории Сергей Гилев учился с 1872 по 1879 годы. Примечательно, что первые полгода он учился в классе скрипки младшего преподавателя И.В. Гржимали, а затем перешел на специальность «Пение» к профессору Дж. Гальвани, в классе которого и окончил консерваторию.
В процессе обучения Гилев осваивает трехгодичный курс обязательной гармонии в классе профессора П.И. Чайковского (1873/74, 1874/75 - I курс, 1875/76 - II курс), а также проходит курсы элементарной теории музыки у профессора Э.Л. Лангера, теории музыки (энциклопедии) у профессора Н.А. Губерта, обязательного фортепиано у младшего преподавателя П.Т. Конева, истории музыки у профессора Н.Д. Кашкина, итальянского языка у преподавателя П. Нольчини, проходит цикл научных предметов (10).
Артистическую деятельность С.В. Гилев начал, будучи еще учеником консерватории. Известно его участие как солиста в консерваторских концертах и ученических постановках на сцене Малого театра следующих опер (или отдельных актов из них):
- «Волшебный стрелок» К.М. Вебера (партия Килиана),
- «Иосиф» Э. Мегюля,
- «Севильский цирюльник» Дж. Россини (партия Фигаро),
- «Белая дама» А. Буальдье,
- «Риголетто» Д. Верди [Кашкин Н.Д. Первое двадцатипятилетие Московской консерватории. М., 1891].
В историю отечественного оперного искусства Сергей Васильевич Гилев вошел как первый исполнитель партии Евгения Онегина в одноименной опере Чайковского, премьера которой состоялась в ученическом консерваторском спектакле под управлением Н.Г. Рубинштейна на сцене Малого театра 17 марта 1879 года(11).
Спустя 35 лет после премьеры, в газете «Русское слово» от 16/29 марта 1914 года, первые исполнители «Евгения Онегина» делились своими воспоминаниями. «Первый Онегин» вспоминал: «Понятно, как я был взволнован, когда стало известно, что мне поручена партия Евгения Онегина. / Когда я разучивал эту партию, то сначала, - правда, очень немного, - руководил мною С.И. Танеев. / Затем опера разучивалась под руководством профессора-итальянца [Джакомо, Яков Николаевич] Гальвани. <…> / И, в конце концов, мы проходили оперу под личным руководством Н.Г. Рубинштейна. / За всем, что касалось игры, следил И[ван] В[асильевич] Самарин» [Н. Кашкин. 35-летие первой постановки "Онегина".
Воспоминания участников спектакля / газ. «Русское слово», № 63, от 16/29 марта 1914 года. С. 8]. А «первая Татьяна» Мария Николаевна Климентова приводила слова Самарина: «Да помните вы, чертенята, что вы священнодействуете» [Там же], и вспоминала свои ощущения во время генеральной репетиции: «Присутствовавшая на репетиции избранная публика плакала во время сцены письма. / Я была полна какого-то возвышенного восторга. Чувство было такое, будто я участвую в мессе. / Первое представление прошло с колоссальным успехом» [Там же].
Взаимоотношения Гилева и Чайковского складывались как официальные отношения ученика и учителя в классе консерваторских групповых занятий (из отчетов МО ИРМО за соответствующие годы видно, что Сергей Васильевич осваивает двухгодичный курс обязательной гармонии в классе профессора П.И. Чайковского в течение 1874/75 и 1875/76 годов), а также общение в связи с подготовкой к постановке оперы «Евгений Онегин». С этим фактом связана их личная встреча, произошедшая, согласно воспоминаниям Гилева, осенью 1878 года: «Однажды, в сентябре, он [Чайковский] случайно встретив меня в коридоре консерватории, взял под руку и привел в свободный класс. Тут он предложил мне пропеть арпеджио в «ми» минор, заканчивающееся верхним «соль» в таком виде: си-ми-соль-си-ми-соль. Когда я исполнил его желание, он заставил еще раз повторить это арпеджио и заключить его тоникой, пройдя через вторую ступень.
- Это вам не трудно? - спросил он меня.
- Нет, не трудно, - ответил я.
Тогда я не придал этому эпизоду никакого значения. Но позднее, когда получил клавир для разучивания своей партии, в заключительной фразе Онегина «Позор, тоска, о жалкий жребий мой» я узнал тот самый пассаж, который когда-то Чайковский заставил меня проделать в свободном классе.
А еще много лет позднее в разговоре с Чайковским я напомнил ему об испытании, которому он подвергал мой голос и сказал, что если бы я знал тогда, что эту фразу придется петь после длинной и тяжелой заключительной сцены, то едва ли бы сказал: “не трудно”. / На это Петр Ильич улыбнулся и сказал: “Все хорошо, что хорошо кончается”» [].
В связи с постановкой оперы имя Гилева встречается в переписке Чайковского с Н.Г. Рубинштейном, К.К. Альбрехтом [ЧПСС, т. VI, с. 229, 275] и Н.Ф. фон Мекк, где композитор дает весьма критическую оценку певческим данным Гилева: «<…> его голос так ничтожен, так сух и лишен прелести!». Однако, отмечая при этом старание и молодость Гилева, как и прочих исполнителей-консерваторцев, Чайковский сообщает, что предпочтет его «отличному певцу, но старому, снабженному брюшком <…>».
Подобное высказывание относительно предпочтения Гилева артисту Большого театра имеется и в переписке Петра Ильича с П.И. Юргенсоном. Отмечая недостатки певческой природы Гилева, Чайковский, тем не менее, был душевно расположен к молодому певцу, по воспоминаниям Сергея Васильевича, ласково называл его Гилени, тепло отзывался о его человеческих качествах: «Гилев очень верный и хороший человек», - писал он 29 июля 1882 года А.Я. Александровой-Левенсон, намеревавшейся отправиться по приглашению Гилева в Екатеринбург для преподавания в музыкальных классах. В воспоминаниях Гилева содержится информация и о второй личной встрече с Чайковским, произошедшей «много лет позднее», где оба вспоминали этап подготовки оперы «Евгений Онегин». Более точная датировка этой встречи, а также факты возможных других встреч на данный момент не установлены.
12 июня 1879 года опера была еще раз исполнена под управлением Н.Г. Рубинштейна в присутствии августейшего покровителя ИРМО, Великого князя Константина Николаевича и его сына Константина Константиновича.
В июне, о котором идет речь, Гилев уже закончил консерваторию, получил диплом и отбывал воинскую службу в гренадерском корпусе в Москве. Как имеющий высшее образование, он служил только три месяца в качестве вольноопределяющегося. Со спектаклем для Великого князя связан примечательный эпизод, о котором весьма колоритно повествует в воспоминаниях Ф.В. Гилев: «[Вел. князю] доложили, что артист Гилев, исполнявший роль Евгения Онегина, в данный момент находится в лагере в чине рядового солдата. Тогда командующему гренадерским корпусом было дано распоряжение уволить Гилева на три дня и доставить в консерваторию. «Весь лагерь всполошился, увидев вечером подъезжающую к лагерю коляску и лошадей главнокомандующего, при нем адъютант и разыскивает рядового Гилева, и, отыскавши, с адъютантом уезжает и Гилев. Куда увезли солдата, по какому делу и так экстренно и с таким почетом, для всех оставалось загадкой до возвращения брата. / Опера сошла блестяще. Вел[икий] Княз[ь] остался оч[ень] доволен и после этого испытания она была поставлена на Императ[орской] сцене. По возвращении Сергея в лагерь ему почет и уважение от всего офицерства, всякие льготы и преимущества, кружок офицеров забрал Сергея в свою компанию. Ему разрешено было одному занимать палатку, внутри ее поставить род каюты из толстых досок, наслать пол и потолок и поставить пианино. Для изучения фронта и маршировки прикомандирован особо, для одного, дядька, который и занимался с Сергеем, и с разрешения ученика учитель спал в той же палатке под кроватью своего подчиненного. <…> вся служба [Сергея] прошла в лагере в самых лучших условиях, как бы на веселом курорте или на даче»(12).
Впоследствии Гилев пел на оперных сценах различных городов:
- Харькова, Екатеринбурга (1879), Перми (1879-1880), Казани (1880).
С 1881 по 1885 годы Гилев жил в Екатеринбурге, где проявил себя как музыкант-просветитель. По его утверждению, заниматься музыкальным просвещением «в отдаленных краях России», ему завещал Н.Г. Рубинштейн(13). В 1881-1883 годах он руководил любительским хором при городском музыкальном кружке. Вот что писала об этом пресса: «Нельзя не заметить, какие успехи сделал наш хор. Кажется, только один человек прибавился с января месяца в этом хоре, именно тот, который помахивает палочкой, <…> - это г. Гилев, и хор как-то ожил, переродился. Сами участвующие в хоре говорят: “Странное дело! С ним - т.е. с г. Гилевым - как-то легче поется, не боишься соврать и уверенно берешь всякую ноту”. Вот что значит распорядитель! При этом надо заметить, что <…> многие из участвующих в хоре <…>, крайне небрежно и неаккуратно посещают репетиции, между тем как сам распорядитель показывает им совершенно противоположный пример. Говорят, не было ни одной хоровой репетиции, на которую бы не явился или опоздал г. Гилев, он отдается этому занятию, как артист, любящий свое искусство.
Кроме знания своего дела г. Гилев (он, как известно, свободный художник музыки, т.е. с успехом окончивший полный курс в консерватории) обладает умением выбирать пьесы. Сначала он ставил нетрудные, но чрезвычайно интересные и красивые хоры, а в последнем концерте мы уже слушали восхитительный хор Гуно: «На реках Вавилонских», слушали и удивлялись успехам нашего хора»(14).
О таланте Гилева как хормейстера и педагога, в короткие сроки добившегося заметных успехов и интереса публики, свидетельствует репертуар хора, включавший, в частности, хоры И.С. Баха, Ш. Гуно, хоровые номера из «Риголетто» Дж. Верди, «Тангейзера» Р. Вагнера. В разных источниках упоминается состоявшаяся 25 мая 1882 года в зале Городской думы Екатеринбурга постановка Гилевым всех восьми хоровых номеров из музыки Чайковского к «Снегурочке» А.Н. Островского. В концертный репертуар входили также сольные номера Гилева в сопровождении хора.
Одновременно Сергей Васильевич руководил хором Екатеринбургской женской гимназии. В мае 1883 года, в дни празднования в Екатеринбурге коронации Александра III, Гилев руководил объединенным хором учащихся мужской и женской гимназий, реального училища и музыкального кружка (до 130 человек), исполнявшим народный гимн А.Ф. Львова «Боже, Царя храни», а также написанную к коронации самим Гилевым кантату на две русские темы(15).
Намерения Гилева поставить Екатеринбургский музыкальный кружок «на серьезную почву, чтобы в будущем сделать из него рассадник музыкального искусства для целого края» (цит. письмо Гилева), привели его к организации на собственные средства музыкальных классов, включавших в себя занятия пением, фортепианной игрой, теорией музыки и сольфеджио.. С 1882 года музыкальные классы существовали уже официально, занятия велись «по программе и методе Московской Консерватории»(16). Все предметы в них преподавал сам Гилев.
Гилев продолжал выступать и как певец. В частности, известны факты его участия в операх «Фауст» Гуно (партия Мефистофеля), «Трубадур» Верди (партия графа ди Луна)(17) , а также в концертах, где он исполнял народные песни, арии из опер, романсы, в т.ч. Чайковского. «Обладая небольшим голосом, но замечательным уменьем владеть им, г. Гилев всегда в этих концертах оставляет своим пением хорошее впечатление в публике»(18), - писала пресса.
В октябре 1883 года Гилев организовал в Екатеринбурге певческую мужскую капеллу в составе 55 хористов-любителей, не имевших музыкального образования. Всего через 2,5 месяца занятий, 29 декабря 1883 года, капелла впервые выступила перед публикой, продемонстрировав профессионализм и артистизм исполнения(19). Репертуар капеллы составили русские народные песни, хоры из опер. Известно исполнение капеллой и собственных сочинений Гилева, как-то: кантата «Слава Руси» и «Хор крестоносцев». Концертная деятельность капеллы Гилева получила известность и за пределами Екатеринбурга. Летом 1884 года она гастролировала в Нижнем Новгороде, Нижнем Тагиле, Казани, Саратове, Симбирске, Перми, Самаре и других городах по берегам Волги и Камы(20). В 1885 году «пришлось распустить хор и объявить себя банкротом. Все, что было накоплено, до 5000 р[ублей], улетело, столько же, если не больше, задолжал разным лицам. Упал духом Сережа, число учеников сократилось, ваканция в гимназии замещена»(21).
После неудачной затеи с капеллой, Сергей Васильевич решил жениться. И «как бы воровски, убегом», Сергей обвенчался в Нижне-Исетском заводе с Анной Никифоровной Ислентьевой(22). Обвенчавшись, они уехали путешествовать в Москву, Петербург, на полгода во Францию и затем на год в Италию. Относительно жизни Гилева за границей в воспоминаниях Ф.В. Гилева имеются весьма важные сведения, которые в настоящий момент не удается подтвердить какими-либо документальными свидетельствами. Ф.В. Гилев сообщает, что во Франции «Сергей брал уроки у какой-то знаменитости и получил удостоверение о пройденном курсе», а в Италии «Сергей был на курсах у знаменитых певцов, выдавших официальное удостоверение о его полной подготовке». В Италии у супругов Гилевых родился сын, который вскоре умер.
Творческий путь Гилёва еще раз пересечется с Екатеринбургом, когда 14 июня 1887 года, в день открытия Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки, он продирижирует сводным хором «из ста человек любителей, в числе которых участвовало около 1/3 членов местного музыкального кружка»(23). Хор исполнил написанную Гилевым специально по случаю приезда на выставку ее Почетного Президента Великого кн. Михаила Николаевича кантату a cappella на собственные слова. «Августейший гость выразил свое удовольствие в милостивых выражениях, которыми он благоволил удостоить автора кантаты»(24).
В конце 1880-х годов Гилев обосновывается в Казани, где также организует музыкальные классы и силами учеников ставит оперные спектакли.
Вскоре он переезжает в Москву, где не позднее 1891 года открывает школу пения. В воспоминаниях брата имеется информация и о том, что Сергей преподавал в двух женских институтах, а также пытался поступить на службу в Московскую консерваторию, однако по причинам, которые Ф.В. Гилёв не называет, «в консерваторию он не устроился»(25).
С января 1902 года Гилёв преподает в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества в должности профессора по классу пения.
В 1907/1908 учебном году Сергей Васильевич выбыл из педагогического состава училища(26).
По воспоминаниям Федора Васильевича, в Казани или в Москве у Гилевых родилась дочь Елена. Когда девочка подросла, они стали ездить в Крым. В 4 года, будучи в Крыму, Леночка простудилась и умерла. Это было большим потрясением для родителей. Местные врачи даже советовали Гилевым полечиться у психиатров. После нескольких сеансов супруги пошли на поправку(27).
Согласно свидетельствам Ф.В. Гилёва, именно в этот период пребывания в Москве Сергей Васильевич изобрел музыкальный инструмент, который был назван «Пиччитон» («Пиччетон», «пичитон»), и хроматический камертон. Красочное описание «Пиччитона» сохранилось в машинописной статье Хрисанфа Николаевича Херсонского(28), датированной 1923 годом. Как свидетельствует автор статьи, Гилев предоставил его вниманию и результат экспертизы инструмента, проведенной М.М. Ипполитовым-Ивановым, А.Д. Кастальским, А.А. Брандуковым и У.И. Авранеком. Их совокупные отзывы приведены в статье Херсонского: «Эта модель изобретения С.В. Гилёва совершенно нового типа клавишного инструмента, с применением стальной гребенки вместо струн, вполне может заменить фортепиано в классах школьного и сольного пения. Звук инструмента полный, сильный, с точной интонацией, и если представится возможность сделать этот инструмент доступным по цене, то он по своей небольшой величине и легкости переноски приобретет большую популярность среди молодежи, учащейся музыке, с успехом заменяя в музыкальных занятиях дорого стоящие рояли и пианино. Также, несомненно, имеет будущность и хроматический камертон Гилёва, представляющий громадные удобства для регентов и любителей хорового пения»(29). Как свидетельствует брат, Сергей Васильевич успел получить патент на «Пиччитон», однако до его производства дело так и не дошло: этому помешала начавшаяся в 1914 году мировая война. Дело не получило развития и в советское время.
Предположительно в 1917 году супруги переехали в город Раненбург(30) Рязанской губернии. Гилев стал преподавать пение и музыку в педагогическом техникуме, а через некоторое время был избран там же директором.
С 1925 года Сергей Васильевич служил «профессором музыки и пения» в Рязанском музыкально-педагогическом техникуме (31). В фонде рязанского краеведа С.П. Шульгина в ГАРО хранятся воспоминания Марии Петровны Поповой-Лактаевой, которой посчастливилось дважды в ее жизни встретиться с Гилевым. Первая встреча произошла в январе 1922 года, когда на одном из концертов художественной самодеятельности Сергей Васильевич заметил способную 15-летнюю девочку из детдома и стал ходатайствовать о ее обучении пению перед заведующим гороно, на что получил характерный для того времени отказ с формулировкой: «Мы не воспитываем кисейных барышень»(32). В 1926 году М.П. Попова все же стала ученицей Гилева, но уже в Рязанском музыкально-педагогическом техникуме. «До сих пор храню светлую память о профессоре С.В. Гилеве, как о чутком человеке и прекрасном педагоге», - завершает свой рассказ М.П. Попова(33).
В 1927 году Гилев вышел на пенсию, вернулся в Раненбург и стал давать уроки, однако спустя полгода его снова пригласили на службу в Рязань, одновременно предложив полный оклад жалования и пенсию. Заканчивает профессиональный путь Гилев в статусе профессора. Умер Сергей Васильевич 6 октября 1933 года в Рязани. Местная газета «Ленинский путь» откликнулась на его кончину некрологом [Заливухин].
Музыкальное наследие Гилева составляют хоровые сочинения, кантаты (не менее трех), многочисленные хоровые аранжировки, в том числе переложения для хора романсов и детских песен Чайковского (в РМГ, 1902, № 39, с. 925 указаны «Птичка» и «Весна» из ор. 54), романсов Даргомыжского, Бородина, Аренского.
Известны пять романсов Гилева. При жизни Гилева были изданы следующие его музыкальные сочинения:
«Молитва русского народа», сл. А.Н. Некрасова (для детского или женского хора a cappella). СПб., 1911;
«Когда волнуется желтеющая нива», сл. М.Ю. Лермонтова (для трехголосного однородного хора a cappella). СПб., б/г;
«Молитва» («Я Матерь Божия»), сл. М.Ю. Лермонтова (для детского двухголосного хора). СПб., б/г;
«Слава»: юбилейная кантата-фантазия для смешанного хора, посвященная М.Ю. Лермонтову, сл. С.В. Гилева. СПб., б/г;
11 хоровых пьес (для начальных и средних школ, в 1, 2, 3 и 4 голоса с легким аккомпанементом и a cappella). М.; Лейпциг, б/г.
Издан также «Сборник оперных хоров» / Составил и приспособил для женских учебных заведений С. Гилев. Вып. 1, 3. М., 1896.
С педагогической деятельностью Гилева связаны его методические руководства по пению, игре на фортепиано, музыкальной грамоте. Они ориентированы на начальный этап общего музыкального образования или на самообучение. Сергей Васильевич является также автором публикаций в прессе о состоянии церковно-певческого дела и школьного певческого образования".
Примечания.
1. Старший брат, Федор Васильевич Гилев (20 сентября 1851 - 5 февраля 1933) был «ученый управитель» Билимбаевского завода. Федор Васильевич был человеком незаурядным: прекрасный специалист в ведении лесного хозяйства, отличный организатор производства, общительный, веселый человек, хороший гармонист, интересный рассказчик, талантливый режиссер, один из организаторов самодеятельного театра в Билимбаевском заводе, автор рассказа «Чусовские бурлаки», воспоминаний о своей жизни и о жизни его многочисленных родственников. Труд и заслуги Федора Васильевича были достойно отмечены. Он награжден орденами и медалями, множеством благодарственных писем, а в 1891 году ему было присвоено почетное звание - Почетный личный гражданин России (См.: [Аболенцева Л.И, Демина Н.М. Ф.В. Гилев]).
2. Ныне город Кудымкар Пермского края.
3. Ф.В. Гилев. Воспоминания. Личный архив М.Н. Удовихиной. Здесь и далее в цитатах из «Воспоминаний» Ф.В. Гилёва сохранена авторская лексика в силу ее характерности и выразительности.
4. Там же.
5. Очёр - поселок в Пермском майорате Строгановых, возникший при чугунолитейном и железоделательном заводе, культурный центр, в котором в 1807 году был открыт первый театр на Урале. Ныне город районного подчинения в Пермском крае.
6. Усолье - селение Строгановых на Каме, центр солеваренной промышленности. Ныне город, административный центр Усольского района Пермского края.
7. Ф.В. Гилев. Указ. источник.
8. Именно к этому времени относится фото С.В. Гилева от 25 сентября 1878 года. На реверсе фото надпись: «Сергей Гилев - брату Федору 1873» (фото из частного архива М.Н. Удовихиной).
9. Стипендия у Гилева не указана только в отчете МО ИРМО за 1872/73 год.
10. Отчеты МО ИРМО за 1872/73 - 1878/79 учебные годы.
11. Дать первый состав исполнителей по ЧС.
12. Ф.В. Гилев. Указ. источник.
13. Письмо Гилева в газету «Екатеринбургская неделя», от 6 мая 1881 года.
14. «Екатеринбургская неделя» № 21, с. 321.
15. Екатеринбургская неделя, 1883, № 17, с. 283.
16. Екатеринбургская неделя, 1881, № 32 от 19 августа, с. 440.
17. Екатеринбургская неделя, 1883, № 23 от 15 июня, с. 379.
18. Екатеринбургская неделя, 1884, № 43 от 29 авг., с. 585.
19. Екатеринбургская неделя, № 1 от 4 января 1884, с. 12.
20. Екатеринбургская неделя, 1884, № 31 от 8 авг. с. 531.
21. Ф.В. Гилев. Указ. источник.
22. По воспоминаниям Ф.В. Гилёва, Анна Никифоровна была дочерью золотопромышленника, умершего задолго до ее замужества, страшно избалованная своею матерью. Красивой она никогда не была, очень близорука, худенькая, среднего роста, весьма бойкая, хитрая, лукавая. А.Н. никогда не занималась хозяйством. Разрешала С.В. Гилеву давать уроки только тем барышням, которых она признает благонадежными. В Москве (после замужества) она бесплатно служила в елизаветинской общине сестрой милосердия или сиделкой.
23. Екатеринбургская неделя», 1887, № 23 от 16 июня, с. 487.
24. Там же.
25. Сведения по данному периоду жизни С.В. Гилева единичны и скудны.
26. Отчеты Музыкально-драматического училища за соответствующие годы.
27. Ф.В. Гилев. Указ. источник.
28. Хрисанф Николаевич Херсонский (1897-1968) - советский сценарист, критик, драматург и прозаик. Его архив хранится в РГАЛИ.
29. Там же, л. 41-42.
30. Раненбург - уездный город Рязанской губернии. Ныне г. Чаплыгин Липецкой области.
31. Ныне Рязанский музыкальный колледж им. Г. и А. Пироговых.
32. ГАРО, ф. С.П. Шульгина. Воспоминания М.П. Поповой «Памяти профессора Гилева Сергея Васильевича», л. 2.
33. Там же.
И, конечно, отправляемся в Ленинку: