Реакция 1910 и реформа библиотечного дела в школе в 1915 году.

Jan 02, 2015 15:57

Что предшествовало игнатьевским реформам в образовании...
Павлов М.А. Государственная регламентация чтения в России 1890-1917 гг. (50.38 Kb)
Специальность: 05.25.04 - «Книговедение»
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Санкт-Петербург - 2000
Работа из библиотеки НОО РОИА размещается исключительно в целях ознакомления читателей с историей цензуры в России.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ. - Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ.

(...) В 1910 году Сенатом было отменён циркуляр Министерства народного просвещения от 1905 г., разрешающий допуск в учительские библиотеки низших учебных заведений всех разрешённых цензурой изданий. Деятельность самого Учёного комитета Министерства народного просвещения в указанный период находилась под сильным воздействием, влиянием ультраправых, монархических и националистических, организаций. Ультраправые обвиняли Учёный комитет в том, что целый ряд хрестоматий, допущенных Учёным комитетом в начальные училища и находящихся на руках у детей 8-12 лет, проникнуты революционными и атеистическими идеями. Под их нажимом из ученических библиотек стали изгоняться учебники, книги для внеклассного чтения, допущенные Министерством народного просвещения в период реформ 1905 - 1907 годов. Данные издания были обвинены в проведении материалистического мировоззрения, в отсутствии христианской духовности и монархического мировоззрения, в подаче одних реальных знаний, в пропаганде пацифизма и антимилитаризма. Некоторые инспектора и попечители учебных [20] округов призывали начальников низших учебных заведений изымать из обращения учебные пособия из числа допущенных Учёным комитетом, в которых наличествует преобладание статей, дающих критический взгляд на современность и поэтому способных вызвать у учеников пессимистические настроения[3].
В разделе приводятся ряд циркуляров Министерства народного просвещения и учебного начальства на местах за период 1908 - 1914 годы, отражающих консервативную, реакционную политику властей в отношении регламентации чтения учителей и учеников Указаны и постановления Св. Синода относительно книжного состава церковно-приходских школ

Рассмотрено содержание каталога ученических библиотек низших учебных заведений, выпускаемого Министерством народного просвещения, показано относительно бедное содержание его отдела художественной литературы. В заключение раздела рассмотрены постановления I Всероссийского съезда по вопросам народного образования, проходившего в С.-Петербурге с 23 декабря 1913 г. по 4 января 1914 г., относительно регламентации литературы в народных и школьных библиотеках.

В разделе «Ужесточение контроли за чтением в связи с I Мировой войной» показано ужесточение контроля за чтением населения в отдельных, в основном прифронтовых, городах и губерниях, в частности запрет на продажу отдельных изданий, а также воспрещение выпуска произведений печати на языках некоторых народов России. Также выявлено начало регламентации чтения для лиц, находящихся в госпиталях. В конце раздела рассмотрен циркуляр Министерства народного просвещения об учительских курсах, а котором данное ведомство запретило учителям на этих курсах знакомиться с неодобренными Министерством народного просвещения учебными книгами.

В заключение главы подводятся итоги деятельности Министерства народного просвещения и других органов власти в регламентации чтения населения, в целом, и отдельных социальных групп, в частности, за указанный период, отмечается, что все реформы в сфере регламентации чтения, проведённые в период 1905 - 1907 гг. под нажимом революционной ситуации, были во многом сведены к дореформенному состоянию. [21]

Четвёртая глава «Регламентация чтения в период 1915 - 1917 гг.» состоит из двух разделов «Регламентация чтения перед Февральской революцией» и «Прекращение государственной регламентации чтения».
В разделе «Регламентация чтения перед Февральской революцией» рассмотрена смена курса в сторону демократических преобразований в политике Министерства народного просвещения в результате смены руководства, начало новых реформ в политике регламентации чтения..."

Вернёмся назад:

"И лишь в 1905 году этот вопрос был наконец решён, и школьная программа по литературе в средних учебных заведениях, заканчивающаяся до той поры Н.В. Гоголем, была дополнена изучением творчества Н.А. Некрасова, А,Н. Островского, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М Достоевского.
В разделе приведены мнения членов Учёного комитета Министерства народного просвещения, составлявших школьные программы по литературе, о вводе в программу по литературе новых имён, показан критерий отбора, которым они руководствовались. В частности, предлагалось вносить в школьную программу по литературе только те произведения, в которых проповедуется христианская мораль, а из произведений «обличительною) литературы предлагалось внести лишь те, которые имеют уже историческое значение, не затрагивают злободневных проблем современности. Также в разделе показано, как нерешённость вопроса с включением новых произведений в школьную программу тормозила учебный процесс на местах, и приведён критерий отбора книг для программы для чтения в начальных училищах.
В разделе «Регламентация чтения на местах и борьба за отмену «Правил» от 15 мая 1890 г.» рассмотрены многочисленные перегибы, злоупотребления со стороны местных властей (губернаторов, духовенства, инспекторов народного образования и т.д.) в деле контроля, за книжным составом народных библиотек, а именно недопущение в народные библиотеки литературы, разрешённой каталогами Министерства народного просвещения, [13] самовольные изъятия литературы, а также борьба земских учреждений, культурно-просветительских обществ, демократически ориентированных педагогических журналов, отдельных граждан за отмену ограничительных «Правил» от 15 мая 1890 года, и всех связанных с ними ограничений и запрещений. С момента появления вышеуказанных правил со стороны земств появилось немало ходатайств относительно условий открытия и деятельности народных библиотек, но все эти ходатайства в подавляющем большинстве касались отдельных требований министерских правил (напр., о расширении круга лиц, могущих быть наблюдающими за народными библиотеками, о допущении в народные библиотеки тех или иных книг, об общем расширении каталога допущенных книг и т.д.), но не затрагивали вопроса о полной отмене правил, как незаконных и нецелесообразных.

В 1904 году, после выхода Высочайшего указа от 12 декабря 1904 года, которым предписано было принять и меры к восстановлению законности в жизни российского общества, ситуация коренным образом изменилась, и требования-ходатайства по отмене Правил от 15 мая 1890 года посыпались как из рога изобилия, так как, по общему мнению, эти правила, введённые административным порядком, противоречили предшествовавшему законодательству.

Если обобщить все требования земств, касающиеся вопроса доступа литературы в народные и школьные библиотеки и других ограничений, в частности на земскую книжную торговлю, к декабрю 1905 г. (а именно тогда были отменены «Правила» от 15 мая 1890 г), то получится перечень из следующих пунктов:

1) в учительские библиотеки должны быть допущены все книги и периодические издания, разрешенные общей цензурой;

2) во все народные библиотеки и читальни, как самостоятельные, так и при учебных заведениях, должны допускаться все книги и периодические издания, обращающиеся в публичных и общественных библиотеках, что касается, в частности, правил 1904 г. о народных библиотеках при низших учебных заведениях, то их надо подчинить надзору училищных: советов, и в помещении библиотек должно допускаться также чтение книг;

3) правила 1904 г, о книжных складах-магазинах при низших учебных заведениях должны быть изменены в следующем направлении; разрешение открытия их и общий надзор за ними должны принадлежать училищным советам; к продаже в складах должны допускаться все книги, разрешённые [14] общей цензурой; в области книжной торговли необходимы следующие меры: отмена запрета земствам издавать книги, не помещенные в каталоге книг, допущенных Учёным комитетом; предоставление земским управам права посылать офеней из лиц, не состоявших под судом, следствием или надзором полиции, с ведома уездного училищного совета, но без особого каждый раз утверждения офеней администрацией;

4) в круг компетенции училищного совета должно быть включено разрешение и наблюдение за внешкольными средствами образования, т.е. народными библиотеками, воскресными школами, народными чтениями, раздачей и продажей книг населению;

5) выбор школьных учебников и пособий должен принадлежать местным
училищным и школьным советам, сам выбор производится из всех учебных
книг, разрешённых общей цензурой;

6) Учёному комитету Министерства народного просвещения должна принадлежать только запретительная санкция, а не специальное разрешение; книг для школьных библиотек, и все книги, не запрещённые им для обращения в этих библиотеках должны считаться разрешёнными для них.

В заключении раздела приведены мнения, выводы представителей либерально-демократической интеллигенции того времени о неизбежной отмене разрешительной системы допуска литературы, введённой только для одной отдельной категории публичных библиотек - народных бесплатных библиотек, так как существование этой системы привело к тому, что в подавляющем большинстве земских народных библиотек почти половина книг имела возраст от 15 до 24 лет, а в некоторых библиотеках до 70 - 80 % (2/3) книг были старше 15 лет, и уже все просветительные общества высказались в пользу необходимости допуска в народные библиотеки всех книг, не запрещённых цензурой.

В заключении главы подводится итог политике государственной регламентации чтения в указанный период, рассмотрена идеология, на которой базировалась эта политика в данную эпоху, выявлены причины сдерживания многих авторов от допуска в народную среду, подчёркнут полный контроль данной политики за народным чтением в 1890 - 1905 гг..."

Реформа, Реакция, Аппараты управления, 1905, Цензура, Школьная библиотека, 1915, 1910, 1890

Previous post Next post
Up