Авторы математических учебников. Часть 4: П-Ю

Dec 18, 2014 19:33

Пиотровский, Борис Брониславович
БОРИС БРОНИСЛАВОВИЧ ПИОТРОВСКИЙ. Шидловская М.М. Математика в школе. 1950. № 3. С. 46-48.

10 октября 1949 года исполнилось 20 лет со дня смерти Бориса Брониславовича Пиотровского - выдающегося представителя русской методической мысли.
Б.Б. родился в 1876 году в Красном Селе. Окончив Нижегородский кадетский корпус, он поступил в Михайловское артиллерийское училище в Петербурге. Ввиду выдающихся его успехов в математике, он был направлен в Артиллерийскую академию, которую и окончил с отличием в 1901 году.
С 1901 года началась педагогическая работа Б.Б. Пиотровского. Он преподавал математику и механику (а также артиллерию) в военных учебных заведениях (кадетских корпусах). С первых шагов своей педагогической деятельности Б.Б. Пиотровский проявляет большой интерес к методике преподавания математики, стремится порвать с рутиной, хочет пронизать весь курс математики средней школы идеями современной науки.
Уже в 1902 году молодой преподаватель избирается действительным членом Педагогического общества при Московском университете.
С этого времени Б.Б. проявляет себя горячим сторонником так называемого «реформистского движения» и всю свою жизнь посвящает борьбе за реформу преподавания математики в средней школе.
Б.Б. не являлся отвлеченным теоретиком: свои методические взгляды он проверял на практике, осуществляя их в своем преподавании. Так он проводит опыт введения начал анализа в курс средней школы, проводит в старшем классе курс теоретической арифметики.
Выдающееся педагогическое мастерство Б.Б., его горячая убежденность в необходимости обновления содержания курса элементарной математики в школе, его глубокие научные знания выделяют его из числа преподавателей военных учебных заведений; с 1911 года он становится заместителем председателя отдела математики Педагогического музея военных учебных заведений в Петербурге и принимает деятельное участие в работах комиссии по созданию новых программ по математике для кадетских корпусов.
Характеристику Б.Б. как учителя мы находим в приказе по Николаевскому кадетскому корпусу от 12 сентября 1913 г.: «...педагог в лучшем значении этого слова, твердо убежденный в том, что преподаватель непременно должен быть в то же время и воспитателем, он во всей своей преподавательской деятельности проводил в жизнь принципы воспитывающего обучения и достиг поэтому блестящих результатов».
Б.Б. был членом организационного комитета 1-го Всероссийского съезда преподавателей математики, состоявшегося в Петербурге в период от 27 декабря 1911 г. по 3 января 1912 г. Он был заместителем председателя секции учебной литературы съезда и выступил на съезде с двумя докладами: «Курс теоретической арифметики в старших классах школы» и «Обзор современной литературы по алгебре». Б.Б. был также участником 2-го Всероссийского съезда преподавателей математики, состоявшегося в Москве в 1913 году. Участие в работах двух съездов преподавателей математики, общение с другими выдающимися математиками России, проникнутыми тем же стремлением улучшить преподавание математики, плодотворно повлияло на дальнейшее развитие педагогических идей Б.Б. Пиотровского. В условиях царской России Б.Б. не имел возможности осуществлять эти идеи в сколько-нибудь широком масштабе. Только после Великой Октябрьской социалистической революции он впервые получил возможность развернуть действительно массовую деятельность, включившись со всем свойственным ему увлечением и энергией в работу по строительству новой советской средней школы. Начиная с этого времени, весь последующий период его жизни наполнен кипучей деятельностью, которой он отдавался с самозабвением, не щадя своих сил, даже будучи уже совсем больным. К этому, самому плодотворному периоду, продолжавшемуся 9 лет, относится и его работа в педагогических учебных заведениях, и участие в разработке программы советской школы, и создание большинства его печатных работ, и громадная массовая работа с учителями математики.
Б.Б. преподает в Педагогическом училище им. Некрасова, в губернском институте народного образования - Педтехникуме им. Ушинского, читает лекции в Педагогической академии, состоит помощником заведующего отделом математики во Всероссийском педагогическом музее, а в 1924 г. после организации Государственного института научной педагогики становится научным сотрудником этого института.
Б.Б. был одним из организаторов Общества ревнителей математического образования, объединявшего большое количество учителей математики Ленинграда и Ленинградской области. На собраниях общества, происходивших еженедельно, Б.Б. постоянно выступал с докладами или в прениях.
Одним из существеннейших вопросов того времени являлся вопрос о программе по математике для средней школы. В появившихся в 1923 г.
программах отрицалось самостоятельное значение математики; математический материал подчинялся ведущим комплексным темам в ущерб внутренней
систематичности самого предмета. Б.Б. Пиотровский являлся горячим противником этих программ, а также и появившегося в то время метода проектов, Дальтон-плана и других педагогических извращений, осужденных постановлением ЦК ВКП(б). Привлеченный Научно-методическим советом Ленинградского губОНО к составлению программ по математике, Б.Б. составляет программу по арифметике, алгебре и анализу для трудовой школы II ступени и объяснительную записку к ней. Эта программа опубликована в 1925 году в сборнике III «Математика в школе» Научно-методического совета Ленинградского горОНО. Для характеристики взглядов авторов программ, в том числе и Б.Б. Пиотровского, приводим отрывок, из введения к программам.
«Идеи анализа, расширяющие кругозор учащихся, поставлены в центре изучения математики: программа рекомендует воспитывать функциональное мышление систематически и по возможности, на протяжении всего курса. При этом программа обращает внимание преподающих на важность доведения обработки вопросов до возможно большей ясности, чтобы в умах учащихся математические понятия не были окутаны метафизическим туманом. Поэтому такие понятия анализа, как предел, бесконечно малое и другие должны быть выявлены в чисто арифметических терминах».
В программах выделяется идея развития понятия числа, уравнения тесно связываются с изучением соответственных функций, вводится первый концентр уравнений, решение которых основывается, на законах арифметических действий; основой для тождественных преобразований, за которыми в курсе признается служебная роль, является хорошо, усвоенные законы арифметических действий. Изучение тригонометрических функций поставлена в связи с изучением других функций и проводится по тому же плану.
Б.Б. Пиотровский понимал, что поднять преподавание математики на более высокий научный уровень нельзя, идя лишь по пути создания новых программ, что главным условием является подготовка учительских кадров. Он ведет громадную повседневную работу с учителями ленинградских школ, отдавая этому делу все свое время, не жалея своих сил. С 1922 года он руководит семинаром для учителей в Центральном доме работников просвещения (затем Доме учителя), принимает активное участие в проведении районных и городских конференций учителей математики, но особенно большую работу ведет в районных объединениях учителей математики почти во всех районах города.
В 1925 г. вышла из печати книга Б.Б. Пиотровского «Тригонометрия». Весь курс построен на функциональной основе, причем автор резко порывает с традиционной системой изложения. Автор рассматривает тригонометрические функции числового аргумента и стремится дать теорию этих функций в достаточно законченном виде, и в то же время вполне элементарно. Этот труд и сейчас представляет интерес для учителей математики; каждый, изучающий тригонометрию, найдет в нем много ценного.
В сентябре 1925 г. Б.Б. Пиотровский был приглашен в Государственный педагогический институт им. Герцена, в котором работал в должности штатного доцента до своей смерти. Особенно много он сделал для организации практики студентов в школе, поставил ее на большую высоту. Проводя студенческую практику в школах Ленинграда, он и сам давал показательные уроки учащимся школы. Иногда учителя города приходили в школы для присутствия на этих открытых уроках.
Профессор И.Н. Кавун, заведующий кафедрой математики в институте им. Герцена, дает такую характеристику Б.Б. Пиотровского:
«Он может быть назван с полным основанием выдающимся преподавателем математики. Обладая широким математическим образованием, он умеет им пользоваться для освещения и углубления вопросов элементарной математики. Делу преподавания он отдается совлечением, не щадя ни своего времени, ни слабого здоровья. Его уроки, блестящие по форме и глубокие по содержанию, увлекают в одинаковой степени учащихся, студентов и учителей, которые его слушают. Его семинар по методике математики охотно посещается студентами. Им прекрасно организована педагогическая практика. Студенты много и с увлечением отдают ей времени».

СПИСОК ПЕЧАТНЫХ ТРУДОВ Б.Б. ПИОТРОВСКОГО
1. Курс теоретической арифметики в старших классах средней школы. Труды 1-го Всероссийского съезда преподавателей математики, 1913, т. 1, стр. 191.
2. Обзор современной литературы по алгебре. Труды 1-го Всероссийского съезда преподавателей математики, 1913, т. II, стр. 10.
3. Изучение простейших функций и их графиков в курсе алгебры, «Математика в школе», Сборник II, 1924, изд. ЛГОНО.
4. Тождественные преобразования и уравнения в школе II ступени, «Математика в школе», Сборник III, 1925, изд. ЛГОНО.
5. Изучение тригонометрических функций в курсе математики школы II ступени. Вопросы преподавания математики. Сборник под ред. Сигова и Симонова, Л. 1925.
6. Тригонометрия. Учебники и учебные пособия для трудовой школы. Госиздат, 1925.

Рашевский, Константин Николаевич (18 [30] июня 1874, Каркаралинск, Семипалатинская область - 1956)
- российский математик-педагог.
Окончил физико-математический факультет Московского университета с дипломом 1-й степени (1899). Преподавал математику в московских реальных училищах. Будучи уже известным математиком-педагогом, он в 1919 году уехал в Раненбург, где стал преподавать математику в Раненбургском институте народного образования (РИНО), а затем в педагогическом техникуме до 1949 года[1].
Сын, Пётр (1907-1983), также стал математиком.
К. Н. Рашевский - автор семи учебников по элементарной и началам высшей математики, нескольких статей по методике преподавания математики:

Рашевский К. Н. Краткий курс арифметики для средних учебных заведений. 7-е изд. - М. Издание Гусева. - 1916. - 112 с.
Рашевский К. Н. Краткий курс арифметики. Москва-Петроград. 1923. 136 с[2].
Рашевский К. Н. Краткий курс геометрии : руководство для городских училищ, жен. гимназий, ин-тов и др. - М. - 1910. - 127 с.
Рашевский К. Н. Элементарная геометрия и методы решения задач на построение. Курс средних учебных заведений. - М., 1918. - 288 с.
Рашевский К. Н. Элементарная алгебра: курс средних учебных заведений / 2-е изд., испр. - М., 1913
Рашевский К. Н. Основания анализа бесконечно малых: учебник для VII класса реальных училищ, составленный применительно к программе МНП - М., 1913
Рашевский К. Н. Основания аналитической геометрии: учебник для VII класса реальных училищ, составленный применительно к программе МНП / 8-е изд. - М., 1918. - 118 с.

Примечания.
1. Барабанов Н. Л. О моём детстве и отрочестве (1928-1945 гг.)
2. Текст

Литература.
Богомолов Н. В. Очерки о российских педагогах-математиках / под ред. д-ра пед. наук П. И. Самойленко. - М. : Высшая школа, 2006. - 310. - 1000 экз. - ISBN 5-06-004394-0
Рупасов К. Константин Николаевич Рашевский // Математика в школе, 1954. - № 3. - С. 77-79.

Ребьер, Альфонс - ничего найти не смог.

Рыбкин, Николай Александрович (1861-1919)
Замечательный русский математик-педагог родился в тогдашней Владимирской губернии в знаменательный для России год отмены крепостного права. После окончания Московского университета в 1883 Николай Александрович начал свою педагогическую деятельность в частном реальном училище. Свыше 20 лет он работал в различных учебных заведениях Москвы, таких как Лазаревский институт восточных языков, Московская практическая академия коммерческих наук - лучшее в начале XX века учебное заведение для подготовки деловых людей, а также других.
Им написаны "Сборник геометрических задач на вычисления" (1890), "Сборник стереометрических задач, требующих применения тригонометрии" (1892), "Сборник тригонометрических задач" (1895), много раз переиздававшиеся. Обычно эти задачники использовались совместно с учебниками А.П. Киселева. - http://ak-sakal.diary.ru/p179416418.htm
(Сссылки не проверял - Р.Б.)

Рынин, Николай Алексеевич (11 декабря (23 декабря) 1877, Москва - 28 июля 1942, Казань, в эвакуации) - Википедия.
- советский ученый и популяризатор в области воздухоплавания, авиации и космонавтики[1], один из организаторов и активистов, член бюро ЛенГИРД. Автор ряда работ по реактивной технике, межпланетным сообщениям и освоению стратосферы[2].
После окончания в 1901 году Петербургского института инженеров путей сообщения остался работать там же, с 1921 года - профессор, в течение нескольких лет занимал должность заведующего кафедрой начертательной геометрии.

в 1909 году - создана одна из первых в России аэродинамическая лабораторий при непосредственном участии Рынина
в 1917 году - издана монография «Теория авиации»[2].
в 1918 году - опубликовано его заключение на проект реактивного летательного аппарата Н. И. Кибальчича[2].
в 1920 году - организован факультет воздушных сообщений, где читал курс воздухоплавания (сам летал на воздушном шаре, дирижабле, самолете, установил несколько рекордов).
В 1924 году - участвовал в работе московской «Секции межпланетных сообщений» Осоавиахима СССР, в числе членов которой были Ф. Э. Дзержинский, К. Э. Циолковский, В. П. Ветчинкин, Ф. А. Цандер, Я. И. Перельман и другие.
В 1928 году при участии Рынина в институте была организована Секция межпланетных сообщений.
В 1928-32 годах издал «Межпланетные сообщения» (выпуски 1-9) - первый энциклопедический труд по истории и теории реактивного движения и космонавтики.
В 1930-32 проводил опыты по воздействию ускорений на живые организмы.
В 1931 году - один из организаторов и активистов, член бюро ЛенГИРД, организованной 13 ноября 1931 года.
В 1932 г. в состав ЛенГИРД входило более 400 членов. Большую помощь в организации ЛенГИРД и ее работе оказывали сотрудники Газодинамической лаборатории Б. С. Петропавловский, В. А. Артемьев и другие. ЛенГИРД активно пропагандировала ракетную технику, организовывала показательные запуски небольших пороховых ракет, разработала ряд оригинальных проектов экспериментальных ракет (фоторакета, метеорологическая ракета и др.), в частности, ракету Разумова - Штерна с ротативным ЖРД. В 1932 году ЛенГИРД создала курсы по теории реактивного движения.

В 1934 г. ЛенГИРД была преобразована в Секцию реактивного движения, которая под руководством М. В. Мачинского продолжала пропагандистскую работу, проводила опыты по воздействию перегрузок на животных и вплоть до начала второй мировой войны вела разработку и испытания модельных ЖРД и ракет оригинальных схем.

В 1937 году - опубликовал курс «Проектирование воздушных сообщений»[2].
Память[править | править вики-текст]
В 1966 году, связи с 40-летием Газодинамической Лаборатории (ГДЛ) Комиссия Академии наук СССР по лунным наименованиям присвоила кратерам на обратной стороне Луны имена 10 работников ГДЛ[3]. В этом же году были присвоены имена кратерам Луны в честь других учёных и конструкторов, которые в разное время разрабатывали пороховые и жидкостные ракеты: Засядко, Константинов, Кибальчич, Фёдоров, Поморцев, Тихомиров, Кондратюк, Цандер, Петропавловский, Лангемак, Артемьев, Косберг[4], Рынин[1], Ильин,Клеймёнов.
Чертежный зал в Петербургском Государственном университете путей сообщения носит имя профессора Рынина.

А также:
- Научное наследие Н. А. Рынина в области ракетной техники и космонавтики. Творческие связи с К. Э. Циолковским.
- Николай Алексеевич Рынин (к 100-летию выхода в свет первого российского руководства по расчету и проектированию естественного освещения зданий)

Серре, Жозеф Альфред (фр. Joseph Alfred Serret; 30 августа 1819, Париж - 2 марта 1885, Версаль)
- французский математик, известный своими работами в области дифференциальной геометрии.
Родился в Париже. В 1840 году закончил Политехническую школу.
1848: принят в Политехническую школу экзаменатором поступающих.
1856: преподаватель теоретической астрономии в Коллеж де Франс.
1860: избран в члены Парижской Академии наук.
1861: занял кафедру небесной механики в Коллеж де Франс.
1863: профессор на кафедре анализа в Сорбонне.
1871: в связи с ухудшением состояния здоровья вышел в отставку и переехал в Версаль.
1873: избран членом Бюро долгот (Bureau des Longitudes).
1885: скончался в Версале.
В честь учёного названа улица Rue Serret в Париже (15-й округ).

Научная деятельность.
Наиболее важные достижения Серре относятся к дифференциальной геометрии. Совместно с Френе он открыл фундаментальные формулы Френе-Серре, лежащие в основе анализа пространственных кривых.
Другие работы Серре относятся к теории чисел, анализу и механике. Он участвовал в развитии работ Галуа. Кроме того, под его редакцией вышли 14-томник трудов Лагранжа, опубликованный в 1867-1892 годах, и сборник работ Монжа (1850).

Серре написал несколько учебников, получивших большое распространение во Франции и других странах, в том числе курсы высшей алгебры (Cours d’algèbre supérieure), анализа (Cours de calcul differentiel et integral) и тригонометрии (Traité de trigonométrie). Его учебники выдержали несколько переизданий и были переведены на другие языки.

Фриденберг В.Э. - не нашёл.

Хмыров И. - ничего не нашёл.

Шапошников, Николай Александрович
Родился он в 1851 году в Москве, где окончил гимназию с золотой медалью и университет в 1874 году, получив золотую медаль за научную работу. Четырнадцать лет Николай Александрович работал в своей родной гимназии и одновременно на Высших женских курсах.
В 1880 году Н. А. Шапошников защищает диссертацию на степень магистра чистой математики и приглашается доцентом, позднее профессором, Московского технического училища, где работает до 1893 года. После Великой Октябрьской революции Николай Александрович был профессором и первым ректором Северо-Кавказского (позднее Кубанского) политехнического института, где и работал до последних дней своей жизни. Умер Николай Александрович 24 февраля 1920 года.
В 1876 году Н. А. Шапошников написал учебник алгебры, который, вследствие отклонений от привычных норм изложения тогдашних учебников, был раскритикован ученым комитетом Министерства народного просвещения, из состава которого несколько лет до этого вышел П. Л. Чебышев.
Такую же участь имели его учебники тригонометрии (два различных изложения).
Боевой характер Николая Александровича привел к напечатанию им целого ряда очень резких брошюр против министерских чиновников.
Несмотря на то, что книги Н. А. Шапошникова в школы не были допущены, они выдержали ряд изданий, так как во всех этих книгах была свежая струя, выгодно отличавшая их от других.
В сотрудничестве с учителем Н. К. Вальцевым Н. А. Шапошников составил задачник по алгебре, который настолько превосходил прежние, что даже враждебное к автору министерство допустило его к применению в школах. Свыше пятидесяти лет задачник этот обслуживает русскую школу. Такие же учебники были Н. А. Шапошниковым составлены по арифметике.

Шмулевич, Петр Кронидович (1873 - ?)
- инженер путей сообщения. С 1906 по 1917 год заведовал курсами по подготовке поступления в высшие учебные заведения. Был издателем математической литературы. Автор учебника по тригонометрии. С 1903 по 1917 год жил в доме № 6 по Ивановской (Социалистической) улице в кв. № 1. До поступления в институт в 1915 году в его квартире жил С.М. Эйзенштейн.

Шохор-Троцкий (Семен Ильич) (2 (14) января 1853, Каменец-Подольский - 12 марта 1923, Ленинград)
- российский математик, педагог, профессор (1918).
"Род. в 1853 г. Учился в Новороссийском университете (на физико-математическом факультете), Институте инженеров путей сообщения и Берл инском и Гейдельбергском университетах. В журнале «Семья и Школа» поместил ряд работ по вопросам преподавания математики, выступая противником так называемой «методы изучения чисел», представителями которой были в России Паульсон, Воленс и Евтушевский. Писал также в педагогических журналах: «Русская Школа», «Народное Образование», «Педагогический Сборник военно-учебных заведений», «Просвещение» и в «Физико-математическом Ежегоднике» (М., 1902 и 1903). Из работ Ш.-Т., посвященных вопросам, не относящимся к методике математики, выдаются: «Логика, как предмет общего образования» («Семья и Школа», 1883) и «Леонардо да Винчи и его рукописи» («Вестник Европы», №№ 6 и 7 за 1896 г.). Преподает во многих петербургских средних и специальных учебных заведениях. С 1 января 1906 г. Ш. «удален от исполнения возложенных на него должностей» из СПб. Александровского и Смольного институтов за участие в декабрьской (1905) политической забастовке. Читает методику математики на Педагогических курсах военно-учебного ведомства. Много раз руководил летними педагогическими курсами для народных учителей и учительниц. В основании трудов Ш.-Т. лежат следующие принципы: необходимость согласования данных учебного предмета с данными научными; необходимость согласования обучения и преподавания с требованиями психологии вообще и психологии детского и юношеского возрастов в частности; вытекающая отсюда необходимость построение всего курса математики на методически подобранных задачах и упражнениях, а не на объяснениях учителя и не на тексте учебника; необходимость, по каждому отделу математики, двух книг для учителя (одной - по методике преподавания данного предмета, другой - содержащей методически расположенный подбор задач и упражнений, подлежащих проработке со стороны учеников под непосредственным руководством учителя) и двух - для учеников (одной - задачника, содержащего задачи и упражнения, подлежащие самостоятельной проработке со стороны учеников, другой - содержащей краткое изложение учений данного предмета для приведения усвоенного учениками в логически стройную систему). Методе своей Ш.-Т. дал имя «Методы целесообразных задач». Главнейшие труды Ш.-Т.: «Методика арифметики» (две части) и ряд арифм. задачников для учителей и учеников; «Арифметика для начальных школ» (1906); «Цель и средства преподавания математики в средне-учебных заведениях с точки зрения требований общего образования» (1893); «Наглядность и наглядные пособия при обучении арифметике» (1904); «Геоме трия на задачах» (1907). На курсах для учителей средней школы, при учительских съездах (в 1906 и в 1907 гг.), Ш.-Т. вел беседы и читал лекции по преподаванию математики".
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Юнг, Джекоб Вильям Альберт (1865-1948)
- "профессор методики математики Чикагского университета..."
Синцовъ Д. Рецензiя на книгу Дж. В. А. Юнга "Какъ преподавать математику?" - В.О.Ф.Э.М. 1913 г. № 588. Cтр. 338-341.
Фонд «Математические этюды».





Юнг Уильям Генри (1863-04-20 - 1942-07-07)
Английский математик, член Лондонского королевского общества (с 1907). Родился в Лондоне. Окончил Кембриджский университет (1884). Вместе с женой Г. Чисхольм-Юнг изучал математику в Туринском и Гёттингенском университетах (1884-1886). Преподавал в Кембриджском университете (с 1887), преподавал и читал лекции в Калькуттском (1913-1916, Индия), Ливерпульском (1916-1919), Уэльском (1919-1923) и других университетах.

Основные направления исследований - теория дифференциальных уравнений, теория рядов, теория множеств. Развил дифференциальное исчисление от функций многих переменных, общую теорию интегрирования. Одновременно с П. Дж. Даниэлем ввел (1918) для одномерного случая операцию диф ференцирования функции по функции, связав ее с интегралом Лебега - Стилтьеса. Получил результаты в теориях рядов Фурье и других ортогональных рядов. Автор работ по истории и философии математики.

История образования, Биография, Учебник, Математика

Previous post Next post
Up