Библиотека Белинского

Dec 08, 2014 20:17

Мемориальные предметы в музее В. Г. Белинского. Татьяна ШАЛЫГАНОВА.
Опубликовано в журнале: «Вопросы литературы» 2012, №5

В собрании музея В. Г. Белинского немало мемориальных предметов. Особую группу составляют личные вещи В. Белинского: его карандаш, трость, книги из личной библиотеки критика. Есть среди меморий предметы, которые были подарены музею потомками В. Белинского из Греции.

В начале 70-х годов ХIХ века вдова В. Белинского Мария Васильевна переехала в Грецию, где ее дочь Ольга Виссарионовна вышла замуж за Георгия Бенсиса. Так потомки Белинского оказались в Греции, в настоящее время это уже четвертое и пятое поколения.

В феврале 1989 года на церемонии, состоявшейся в посольстве СССР в Греции, правнуки Белинского - Георгиос Бенсис, Ольга Мела, Надежда Бенси передали в дар музею драгоценные семейные реликвии: картину художника К. Горбунова “Белинский на смертном одре”, портрет дочери критика, часы, принадлежавшие Белинскому.

Академик портретной живописи К. Горбунов - автор портретов Белинского, Гоголя, Лермонтова, Тургенева и других выдающихся современников. Известны два прижизненных портрета Белинского работы Горбунова: 1838-го и 1843 годов. После смерти В. Белинского, на второй день кончины, 27 мая 1848 года, К. Горбунов создал портрет “Белинский на смертном одре”. В литературе о Белинском он воспроизведен с фотографии. Местонахождение оригинала долгое время оставалось неизвестным. Неоднократно высказывалось предположение о возможности хранения его у потомков критика в Греции. И в 1989 году благодаря помощи корреспондента ТАСС в Греции Владимира Малышева и корреспондента “Учительской газеты” Татьяны Малышевой картина была возвращена на родину критика и передана в музей.

Вместе с картиной Т. Малышева передала музею еще одну реликвию - карманные часы В. Белинского работы швейцарского мастера. Циферблат часов покрыт тонким гравированным цветочным орнаментом. Часы в последнее время принадлежали Георгию Евгеньевичу Бенсису, послу Греции в Аргентине, правнуку В. Белинского.

В музее хранится еще один бесценный экспонат - карандаш В. Белинского. Он имеет свою историю появления в музее. Около 1875 года преподаватель Николаевского сиротского института в Москве А. Кронеберг, узнав от своей родственницы М. Померанцевой, которая была хорошо знакома с вдовой В. Белинского, что многие вещи Белинского находятся на чердаке, обратился к Марии Васильевне с просьбой отдать ему некоторые из этих вещей для лучшей их сохранности. Белинская охотно согласилась и передала Кронебергу чернильницу, ящик для почтовой бумаги (в настоящее время он хранится в Пушкинском доме) и три карандаша, принадлежавшие лично “неистовому Виссариону”.

В январе 1892 года Кронеберг обратился к профессору Петербургского университета Н. Карееву с просьбой поместить все вещи Белинского в Публичную библиотеку, что и было сделано Н. Кареевым. Но тогда же профессор Кареев решил передать один из карандашей Белинского известному историку - саратовцу А. Пыпину как первому биографу Белинского.

В 1905 году карандаш и гипсовый слепок посмертной маски критика были переданы в Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева родственниками А. Пыпина после его смерти. В 1948 году эти экспонаты были взяты Гослитмузеем в Москву на выставку, посвященную 100-летию со дня смерти В. Белинского. В 1954 году они были переданы в музей В. Г. Белинского.

В 1979 году у потомков Д. Иванова - Годлевских - была приобретена трость В. Белинского. Дмитрий Иванов - двоюродный племянник Белинского. С Дмитрием Ивановым Белинский учился в Пензенской гимназии, затем в Московском университете. В течение всей жизни Белинского с семьей Ивановых связывали теплые, дружеские отношения. Поэтому неудивительно, что трость оказалась у Ивановых. Возможно, сам Белинский подарил трость Дмитрию Иванову, или такой подарок сделала его жена. Но более 130 лет трость хранилась в этой семье.

Трость состоит из двух частей: камышовой палки и набалдашника. В верхней части ее - отверстие, отделанное бронзой, для продергивания тесьмы на тот случай, чтобы можно было, освободив руку, держать трость на запястье. Набалдашник представляет собой изящно выполненную голову кардинала Ришелье.

Известная всему миру фабрика Фердинанда Барбедьенна точно по оригиналу воспроизводила в бронзе сотни произведений искусства и вывозила их за границу. Следуя моде, фирма распространяла и копии Ришелье, ставшего вновь популярным благодаря только что вышедшим в свет романам Александра Дюма (1844-й - “Три мушкетера”, 1845-й - “Двадцать лет спустя”).

Потомок кардинала, герцог Арман Эммануэль Ришелье (1760-1822), более 20 лет находясь на русской службе, много сделал для укрепления торговых связей России с Францией. Будучи градоначальником Одессы, позже генерал-губернатором Новороссиийского края, он содействовал благоустройству этих районов. Благодаря ему расширились торговые связи России. В Одессу широким потоком шел французский импорт.

В 1846 году Белинский, отправляясь в путешествие вместе с М. Щепкиным по югу России, думал поправить свое здоровье. 24 июня в Одессе он делал покупки. В письме от 28 июня Белинский пишет жене: “В понедельник вечером вздумал я купить себе в Пале-Рояле дюжину фуляров, за которую заплатил 20 рублей серебром...” В другом письме от 13 августа: “Кроме дюжины фуляров и батистовых платков для тебя и Агриппины, купил я <...> палку-камыш, с прекрасно сделанною из бронзы головою кардинала Ришелье, заплатив 4 рубля серебром - эту вещь в Питере едва ли можно купить за 10 рублей”.

В музее В. Г. Белинского есть и 13 книг из личной библиотеки критика с его пометами:

- Житие Петра Великого. Перевод с греческого. Издание 2. М., 1788.

- Кантемир А. Сатира и другие стихотворческие сочинения. СПб., 1762.

- Булгарин Ф. Северный архив, журнал истории, статистики и путешествий. СПб., 1824.

- Богданович И. Душенька, древняя повесть. М., 1799.

- Телескоп. Часть 27. М., 1835.

- Московский телеграф. Часть 22. М., 1838.

- Княжнин Я. Сбитеньщик, комическая опера. Т. 4. СПб., 1818.

- Галатея. № 29. М., 1829.

- Галатея. № 31. М., 1829.

- Отечественные записки. Т. 29. СПб., 1843.

- Екатерина II. Были и небылицы и гражданское начальное учение. М., 1832.

- Вестник Европы. М., 1827.

- Загоскин М. Рославлев, или русские в 1812 году. Часть 1. М., 1831.

Белинский начал собирать библиотеку еще в гимназические годы. К концу жизни имел уже несколько тысяч книг и журналов. С 28 мая 1848 года рука хозяина не прикоснулась больше ни к одной книге. Знакомые и друзья собрали деньги на похороны Белинского и, чтобы хоть немного обеспечить семью покойного, решили с согласия его вдовы разыграть в лотерею библиотеку, но нужно было получить на эту лотерею разрешение правительства. Такое разрешение не было получено. Нашелся один человек, который решил купить себе библиотеку Белинского. Он покупал ее не для перепродажи или другой личной выгоды, а чтобы поддержать семью умершего друга. Этим покупателем оказался Иван Сергеевич Тургенев. Он приобрел библиотеку целиком, но позволил Белинским забрать из купленной библиотеки любое количество книг. Так большая библиотека Белинского распалась на две части. Тургенев перевез книги в Спасское-Лутовиново и поместил в свою библиотеку, не выделяя их особо. Отличить книги Белинского можно по нескольким признакам: страстно любя и оберегая книги, он отдавал их переплетать. Более ценные ему “одевали” в коленкоровый переплет, менее ценные - в бумажный. И на корешках почти всех этих книг были вытиснены инициалы их владельца - “В. Б.”, то есть Виссарион Белинский.

Именно таким образом оформленные книги и находятся в музее Белинского.

г. Белинский

Музеи России, Библиотеки России, Белинский

Previous post Next post
Up