13 июля 1916 год. Катав Ивановский завод. Илоис Малирж и "Больше любви".

Nov 03, 2014 11:58

Из библиотеки музея Дома Учителя.


Видимо, два штампика использовали по два раза...

Катавъ Ивановскiй заводъ 13/VII. 1916 г. Iлоисъ Малиржъ - вроде так.



Крайне скупую информацию нашёл по Катав-Ивановскому заводу, но почти нисколько не сомневаюсь, что в 1916 году оборудование на заводе было иностранное и наверняка на заводе работали инженеры-иностранцы...

КАТАВ-ИВАНОВСКИЙ ЗАВОД - Цветные фотографии С.М.Прокудина-Горского (1902 - 1916). (Прохоров С.О.)
"После Юрюзанского завода железная дорога отходит от реки Юрюзани. Ветка, отходящая от станции Вязовой, заканчивается у Катав-Ивановского завода, Уфимской губернии (ныне город Катав-Ивановск, Челябинской области), расположенного на реке Катав.
Катав-Ивановский завод и поселение при нем были основаны в 1755 г. В начале XX в. предприятие принадлежало князьям Белосельским-Белозерским (древний род, рюриковичи и чингизиды, см. прим.). Производство завода - выплавка чугуна и стали, выделка железа. Завод изготавливал железнодорожные рельсы (чем, видимо, и обусловлено проведение к нему особой железнодорожной ветки). Завод по-прежнему функционирует в наше время.
Следует заметить, что некоторые фотографии Катав-Ивановского завода помещены на сайте библиотеки Конгресса США под неправильными названиями и отнесены к другим местам, в то время как другие фотографии, отнесенные к Катав-Ивановскому заводу, на самом деле не имеют к нему отношения. Повод для ошибок дал, к сожалению, сам Прокудин-Горский, вклеивший черно-белые копии некоторых фотографий не на те места в альбоме. Правильная идентификация фотографий выполнена в основном на форуме сайта "Храмы России" [4].

После исправления идентификации можно утверждать, что собственно завод и поселение изображены только на двух фотографиях (остальное - фотографии железной дороги, а также гор в окрестностях Катав-Ивановского завода). С этих двух фотографий мы и начнем рассмотрение".


Катав-Ивановский завод. Заводский пруд и плотина. 1910
Репродукция №20630.



Общий вид Катав-Ивановского завода. 1910
Репродукция №20622.

"Верхняя фотография снята со стороны реки Катав вверх по течению. (См., например, [4в], первое сообщение участника форума Славы от 20.04.2010. В том, что это именно то самое место, можно дополнительно убедиться, воспользовавшись программой Google Earth, для чего необходимо на карте Google нажать ссылку "Земля".) Справа на переднем плане территория предприятия и проходящая перед ней железнодорожная линия (по которой во время съемки катился слева направо вагон, очевидно, спущенный с горки). Вдали, за прудом - поселение.
Нижняя фотография - это продолжение вправо левой фотографии (замечено на форуме сайта "Храмы России" [4а, в]). На ней изображено то же предприятие, а перед ним - та же железнодорожная линия. (Я должен сказать, что допустил вольность при восстановлении этой фотографии. Я не гарантирую правильность цветов вагонов у нижнего края фотографии, а также расположенных правее двора с забором и построек. Дело в том, что в нижней части изображения отсутствует изображение в красном цветовом канале. В принципе, следовало бы отрезать эту часть, но мне жаль было терять изображение железной дороги.)
Вдали на правой фотографии возвышается красивый, монументальный храм в стиле классицизма. Это двухэтажная церковь Иоанна Предтечи, построенная в 1824 г. Ее внешний облик необычен для православного храма. Две колокольни на главном фасаде (а если не ошибаюсь, еще и отсутствие купола над основным объемом) придают ей сходство с католическими церквями. Следует сказать, что подобные композиции храмов получили распространение и в русской архитектуре, но это было значительно раньше - в последней трети XVIII и первые годы XIX в. В 1820-х гг. такие церкви обычно уже не строились. Как бы то ни было, церковь Иоанна Предтечи представляла собой незаурядное произведение архитектуры.
В 1930 г. церковь была закрыта и приспособлена под клуб. При этом здание было обезличено: уничтожены верхние ярусы обеих колоколен; кроме того, заложена верхняя часть лоджии на главном фасаде. Кладбище при церкви превращено в городской сад".
...
Примечание.
Я не уверен, что владельцы когда-нибудь посещали завод, но всё может быть...
Из Википедии:
"Род князей Белосельских происходит от князей Белозерских. У правнука женатого на дочери хана Сартака[2] князя Глеба Васильковича (XII колено от Рюрика), князя Юрия Васильевича, был правнук князь Гаврила Фёдорович. Он владел Белым селом, от которого принял фамилию Белосельский.
Имеются сведения, что генетическое тестирование не подтвердило наличие у современных Белосельских-Белозерских общего предка мужского пола с другими Рюриковичами (включая князей Вадбольских, также принадлежащих к белозерской ветви)[3]. Возможное объяснение - измена жены одного из князей этого рода...
Князь Александр Михайлович был при Екатерине II посланником сперва в Дрездене, потом в Турине; при императоре Павле пожалован родовым командором ордена святого Иоанна Иерусалимского; в царствование императора Александра I был обер-шенком. Он славился умом, образованностью и был в дружеских сношениях почти со всеми писателями своего времени. Возвышению рода способствовала женитьба князя Александра Михайловича на богатой наследнице - дочери статс-секретаря Григория Козицкого и внучке миллионера Ивана Мясникова.
При учреждении родового командорства Павел I повелел в заключенной об этом конвенции наименовать князя Александра Михайловича Белосельского, как старейшего в роду Белозерских, князем Белосельским-Белозерским, и титул этот подтверждён потомственно за сыном его, князем Эспером, при императоре Александре I 2 марта 1823 года...

Иван Семёнович Мясников (около 1710 - 1780) - симбирский купец, владевший горнодобывающими заводами; один из богатейших людей Российской империи XVIII века.
Со своим свояком Яковом Борисовичем Твердышевым и его братом Иваном владел 15 металлургическими предприятиями, в том числе Воскресенским (построен в 1745), Преображенским (1750), Богоявленским (1752), Архангельским (1753), Катав-Ивановским (1754), Верхоторским (1757), Усть-Катавским (1758), Покровским (1759), Симским (1761), Юрезань-Ивановским (1762) и Белорецким (1767). Эти заводы в конце шестидесятых - начале семидесятых годов XVIII века выплавляли 22-23 % меди и 12-13 % железа России. В непосредственном управлении Мясникова находились чугуноплавительные и железоделательные предприятия. Кроме того, Мясников владел суконными фабриками и мельницами в Симбирском наместничестве.
В начале правления Екатерины II дом Мясникова был единственным, не считая собора, каменным зданием в Симбирске, поэтому именно в этом доме императрица была вынуждена остановиться во время знаменитого путешествия по Волге в 1767 году. Иван Мясников упоминается в архивных заготовках к «Истории Пугачева» А. С. Пушкина. Обстоятельное описание его заводов содержится в бумагах академика Палласа.

По части фамилии Малирж нашёл только это:




О ком может идти речь? Инженер? Или всё же пленный чех? Офицер... Вряд ли...
Или это книжка, по которой дочь изучает французский язык под руководством отца?..
Или это книжка принадлежала учителю "новых" языков? А почему пленному образованному чешскому офицеру не стать учителем?
Вверху некоторых страниц над тем или иным разделом поставлены даты, вернее, сроки - время, отведённое, чтобы выучить то или иное задание... К примеру:



А вот эта страница. Не могу разобрать, пояснения на немецком?..
Зелёный карандаш, по моему мнению, принадлежит уже совсем другому человеку...



Будет ли взрослый человек хранить подобный фрагмент из календаря... или мальчишка? Поэтому и подумал, что по книжке училась девочка.



Не могу разобрать... М.Марии... III кл. не уверен...


...

1916, История образования на Урале, 1912, Дом Учителя, Французский зал, Историко-краеведческая лаборатория, Старые фотографии, Старые книги, Прокудин-Горский

Previous post Next post
Up