Музей Отечественной войны 1812 года: несостоявшийся музей и его библиотека

Nov 01, 2014 13:17

Оригинал взят у gpib в Музей Отечественной войны 1812 года: несостоявшийся музей и его библиотека
Музей Отечественной войны 1812 года - пожалуй, самый главный нереализованный музейный проект дореволюционной России. В 1908 году историки, археологи, меценаты и коллекционеры, военные, озабоченные тем, что «много драгоценных сокровищ» той эпохи «рассеяно по лицу России… ожидая в неизвестности своей участи», выступили с предложением о создании Музея 1812 года, который должен был стать «самым полным и лучшим хранилищем памяти великих событий этого года». Был создан Особый комитет по устройству в Москве «Военно-исторического музея в память Отечественной войны 1812 года». В него вошли известные историки и археологи - С.А. Белокуров, Ю.В. Готье, Д.И. Самоквасов, А.И. Успенский, С.Д. Шереметьев, хранитель Оружейной палаты Ю.В. Арсеньев, директор Исторического музея Н.С. Щербатов, московские меценаты - основатель Театрального музея А.А. Бахрушин, создатель Музея русских древностей П.И.Щукин, купец И.А. Колесников, пожертвовавший на создание Музея 50 тыс. рублей, представители городских властей, Императорского русского военно-исторического общества и многие другие.



Члены бюро юбилейной выставки 1812 года в Историческом музее 8 сентября 1912 г. Стоят (слева направо): И.С. Беляев, В.К. Божовский, С.Н. Петухов. П.Н. Миллер, Н.А. Шамин, Н.Г.Фалеев, В.П. Никольский, И.Н. Уманский, В.А. Романова. Сидят (слева направо): И.И. Поздеев, В.К. Трутовский, А. Депрео, А.А. Бахрушин, барон де Бай, В.А. Петров, А.В. Внукова.

Комитет открыл подписку для сбора пожертвований и начал рассылку подписных листов на сооружение Музея 1812 года. Каждый лист украшало изображение памятной медали «Мы все в одну сольемся душу» по эскизу А.П. Оленева. Комитет просил содействия не только в сборе средств, но и «всего, имевшего касательство до Отечественной войны». В перечне «особо желательных» экспонатов значились и памятники, относящиеся к 1811, 1813, 1814 годам. Таким образом, Комитет планировал представить события Отечественной войны в контексте общеевропейской истории периода наполеоновских войн.
Здание Музея планировалось построить возле Храма Христа Спасителя (как главного памятника войны 1812 года). При всей ограниченности выбора (центр Москвы, район интенсивной городской застройки) Комиссии по сооружению Музея было предложено несколько вариантов размещения нового здания: занять территорию 1-ой Московской гимназии, расположенной за Волхонкой; выкупить у купца Голофтеева участок земли по Всехсвятскому переулку; И.И. Цветаев предлагал Комиссии место рядом со своим строящимся Музеем изящных искусств, планируя, таким образом, превратить Волхонку в «музейную улицу». Существовал даже проект размещения Музея 1812 г. на другом берегу Москвы-реки, напротив Храма Христа Спасителя - с соединением двух памятников 1812 году специальным мостом. Вошедшая во вкус Комиссия выдвинула идею создания в Москве панорамы Бородинской битвы - по примеру Севастопольской панорамы, исполненной в 1904 году художником Рубо. В результате очередных поисков места панораму решено было разместить в отдельном здании, но рядом с Храмом и Музеем, создав, таким образом, грандиозный ансамбль в месте пересечения Москвы-реки с Бульварным кольцом. Лесной переулок планировалось назвать улицей 1812 года. Главный архитектор Храма Христа Спасителя И.И. Поздеев предложил даже ходатайствовать «о разрешении в будущем перенесения праха Кутузова и реликвий Отечественной войны из Петербургского Казанского собора».
В 1909 году был объявлен всероссийский конкурс архитектурных проектов Музея; в ноябре 1910 г. конкурсная комиссия приступила к рассмотрению семнадцати поступивших работ. В условиях конкурса определялось не только местоположение, но и габариты здания. Архитекторам, участвовавшим в конкурсе, предлагалось использовать стиль «ампир» эпохи 1812 года, не забывая при этом об уже существующем Храме и близости Кремля - то есть, совместить проект с уже существующими доминантами не только пространственно, но и стилистически.
Первую премию получил гражданский инженер Л.А. Ильин за проект «Героям». Комиссия отметила «целостность художественного впечатления» и «законченность исполнения». По размеру и внешнему облику проект Ильина напоминал дворцово-усадебную архитектуру конца XVIII - начала XIX в.: трехчастная классическая композиция с центральным залом, перекрытым куполом.



Проект Л.А. Ильина.

Второе место занял проект «Партизан» гражданского инженера А.А. Алексеева. По общему признанию, этот проект лучше отвечал музейным целям и отличался от «Героев» простотой и лаконичностью форм. Фасад был оформлен в виде триумфальной арки.
Третью премию получил проект «Афина-Паллада» И. А. Фомина. В нем, при качественности общего архитектурного замысла, отсутствовала проработанность музейных помещений. В отличие от российской «дворянской» архитектуры Ильина и Алексеева, Фомин обратился к древнегреческим традициям, и его проект, при всей силе художественного образа, не совпадал с архитектурным и пространственным окружением.
Казалось, всё было благополучно решено. Однако в последний момент Московская Городская дума выразила сомнения по поводу целесообразности размещения здания Музея на площади Храма Христа Спасителя. Кроме того, несмотря на объявленного победителя конкурса, ни один проект не удовлетворил московскую общественность полностью. Комиссия вновь начала прорабатывать идеи о размещении музея вне соборной площади Храма, естественно предполагая, что запас времени для возведения здания не ограничен.
Коллекция музейных предметов начала пополняться в первую очередь за счет пожертвований, причем не только от частных лиц (о них мы еще поговорим отдельно), но и от музеев, в том числе Эрмитажа и Оружейной палаты, от Главного интендантского управления, Варшавского арсенала, от архива МИД и т. д. Уже в 1910 году Комитетом был избран особый хранитель для наблюдения за поступлением и хранением вещей. На эту должность был избран генерал Виктор Александрович Петров, который и служил хранителем вплоть до ликвидации Музея в 1919 году. Основным принципом приема вещественных пожертвований Музею 1812 года стала безвозмездность дара. Случаи приобретения были единичны, в основном это касалось вещей из-за границы. В переписке Комитета с владельцами использовался специальный бланк с типографским текстом: «Комитет по недостатку средств воздерживается от приобретения за деньги каких-либо вещей для музея, ограничиваясь пожертвованиями». Это объяснялось тем, что все собранные от пожертвований средства (более 400 000 рублей) предполагалось потратить на постройку здания Музея.
В вопросах пополнения фондов Комитет был настолько активен и радикален, что замахнулся на коллекции эпохи 1812 года, которые принадлежали Императорскому Историческому музею: «только тогда будет полон» Музей Отечественной войны. Директор Исторического музея князь Н.С. Щербатов отверг претензии, объясняя это тем, что экспонаты нужны для характеристики эпохи Александра I. А вот П.И. Щукин поддался нажиму коллег из Комитета, оговорив, правда, что его коллекция будет только храниться в Музее 1912 года, но принадлежать - музею Историческому.
Кроме русских дарителей, большое участие в комплектовании коллекций принимали 3 иностранных корреспондента Комитета: барон де Бай - для Франции, Отто Кунке - для Германии и подпоручик Ван-Зоне - для Голландии. К подбору этих иностранных корреспондентов Комитет подходил очень строго, в частности, В.А. Афанасьев просил русского военного агента в Брюсселе и Гааге навести справки о Ван Зоне. Наибольший вклад в пополнение коллекций музея внес барон де Бай. Им были куплены за свои деньги и переправлены в Россию сотни предметов из Франции. После празднования юбилея войны барон де Бай и Отто Кунке были награждены русскими орденами.
В ежегодных отчетах хранителя Музея генерала В.А. Петрова указывались наиболее значительные поступления за год. Например, в 1910 году поступили: «сани Наполеона, оружие Дорохова и Платова от потомков их, 20 картин Верещагина из Музея Александра III, большое количество медалей и монет времени Наполеона из Франции - через барона де Бай… Портреты маслом Тучкова 1-го, 2-го и 4-го от П.А. Тучкова…»
Собрание Музея размещалось и в Потешном дворце Кремля, и на территории Храма Христа Спасителя (походная церковь Александра I), и в музее П.И. Щукина (походная кухня Наполеона), и даже в доме московского губернатора (картины Верещагина, коллекция Колодеева). В Потешном дворце вплоть до 1914 года дважды в неделю посетителей знакомили с музейными фондами - к тому времени коллекция насчитывала более 5000 предметов. В апреле 1912 года было решено разместить Музей в здании кремлевского Арсенала, где в то время хранилась часть коллекции, но к празднованию столетия Отечественной войны здание подготовить не успели.




Юбилейная выставка прошла в залах Императорского Исторического музея на Красной площади. По Высочайшему повелению из Эрмитажа, Зимнего дворца, Оружейной палаты были доставлены личные вещи императора Александра I, реликвии, трофеи Отечественной войны и заграничных походов. Более 3000 экспонатов разместили в 9 тематических залах. Каждому залу дали свое название: Зал Императора Александра I, Зал Наполеона, Зал героев Отечественной войны, Зал Бородина, Зал отступления французской армии, Залы 1813, 1814, 1815 годов. Согласно официальному отчету, выставку посетили 42 194 человека.
















Деятельность организаторов Музея 1812 года прервала новая война. Из 9 наемных служащих музея в 1914 году в армию призвали троих. А к началу 1917 года в Музее осталась только одна его старейшая сотрудница В.А. Романова. В Потешном дворце разместился госпиталь; коллекции упаковали и направили на хранение в московские музеи и в здание Арсенала.
Полностью ликвидировали Музей в 1919 году. Несмотря на просьбу Комитета «передать имущество и собрание Музея 1812 года отделу по делам музеев в целом, причем ходатайствовать, чтобы имущество и собрание музея не разбивались, а были сосредоточены в общем военно-историческом музейном фонде как отдельная самостоятельная и законченная организацией часть», коллекция была расформирована и распределена по разным хранилищам. В ГИМ фонды Музея поступили двумя большими собраниями: в 1919 (без документов и описей) и в 1926 году - в составе фондов Военно-исторического музея.






Книга из библиотеки Музея 1812 г., в настоящее время - в ГПИБ.

Библиотека Музея разделила судьбу всех его коллекций и была сначала передана в ГИМ. После организации Исторической библиотеки часть книг переехала в ГПИБ. В настоящее время Е.М. Букреева, старший научный сотрудник Отдела изобразительных материалов ГИМ, проводит большую работу по выявлению экземпляров книг Музея и в Историчке, и в самом Историческом музее. Следует отметить, что первым специалистом, занявшимся темой библиотеки Музея 1812 года, была наша коллега, сотрудница ГПИБ Т.К. Мищенко.
Мы уже рассказывали об обнаруженных в ГПИБ и ГИМе рукописных каталогах коллекции Ивана Хрисанфовича Колодеева, ставшей основой книжного собрания Музея - благодаря большому количеству переданных в дар книг. Но библиотека Музея пополнялась с самого момента создания: в апреле 1908 года П.И. Щукин передал Музею 10 томов «Бумаг, относящихся к войне 1812 г.». Инициатива Щукина была подхвачена другими членами Комитета: в библиотеке появились номера журнала «Сын Отечества», печатный Манифест императора Александра I, «Записки о походе Михайловского-Данилевского».
В 1909 году библиотека значительно пополнилась благодаря дару вдовы генерал-майора В.И. Харкевича, передавшей музею книжное собрание мужа (1 тыс. томов) и печатным трудам членов Комитета - полковника В.А. Афанасьева, П.Н. Симанского, Г.С. Габаева.









Книга В.А.Афанасьева из фондов ГПИБ с дарственной надписью Музею 1812 г. и наклейкой Музея.

Особенно удачным для библиотеки стал юбилейный 1912 год. Книги и документы дарили авторы, издатели, коллекционеры, потомки, полковые историографы, научные общества, музеи.













Ценным приобретением стало полное издание А.В. Висковатова в 19 томах («Историческое описание формы одежд и вооружения Российских войск»), переданное Музею Главным интендантским управлением.
Члены императорской семьи отметили юбилей подарками: от императрицы Александры Федоровны поступила «Памятка 3-го гусарского Елизаветградского полка», от великого князя Николая Михайловича - 16 томов «Русского биографического словаря», «Военная галерея. 1812-1912», «Письма Высочайших особ к графине А.С. Протасовой» и др.
Последние значительные дары в библиотеку поступили от К.А. Военского, В.Ф. Гроссмана (в октябре 1917 г.) и А.Н. Осткевича-Рудницкого (в марте 1918 г.)






Книга К.А. Военского с дарственной надписью Музею 1812 г.

К моменту реорганизации музея книжные фонды насчитывали 14 тысяч томов, из них 12 тысяч составляли частные собрания И.Х. Колодеева и В.И. Харкевича.
Хранитель Музея В.А. Петров заведовал и библиотекой: систематизировал и заносил в каталог новые поступления, вел именную картотеку на потомков участников войны 1812 г. (картотека с биографиями участников войны, составленная Петровым, к 1916 году включала 1511 персоналий), в библиотеке были алфавитный и предметный каталоги (например, в 1911 г. Петровым было написано 3 000 карточек).
Русский отдел библиотеки (2 тысячи номеров) состоял из 16 разделов:
«1. Материалы по истории войны (338 номеров).
2. История Отечественной войны 1812 г. (37 номеров).
3. Биографии участников войны (76 номеров).
4. Письма, воспоминания, отдельные эпизоды из войны (77 номеров).
5. Истории полков, участвовавших в походах, и формы обмундирования (295 номеров).
6. Материалы по истории эпохи (33 номера).
7. Художественная литература и произведения, отражающие эпоху Отечественной войны. Стихотворения (82 номера).
8. Вырезки из газет, журналов и книг разных годов, содержащие статьи по поводу отечественной войны (60 номеров).
9. Книги разного содержания, изданные в 1801-1815 гг. Календари (55 номеров).
10. Альбомы (6 номеров).
11. Ноты музыкальных произведений на события Отечественной войны. Справочники (27 номеров).
12. Рукописи (42 номера).
13. Документы.
14. Каталоги, путеводители по музеям, описания панорам (31 номер).
15. Энциклопедические словари и справочники (37 номеров).
16. Юбилейные издания».
Самые многочисленные разделы включали литературу по истории наполеоновских войн (в том числе Отечественной) и по истории полков (около 700 книг). Это объяснялось повышенным интересом к истории 1812 года в канун столетнего юбилея. Интерес выразился практически: в большом количестве изданий полковых историографов и военных историков, с удовольствием предоставлявших экземпляры своих работ в Музей 1812 года. Среди авторов можно назвать С.П. Аглаимова, Е.А. Альбовского, уже упоминавшихся Афанасьева, Габаева и Симанского, Н.А. Шамина, Ю.С. Карцова.






Книги из библиотеки Музея 1812 года.

Осенью 1926 года библиотека И.Х. Колодеева по требованию белорусского правительства была возвращена в Минск и хранится в Национальной библиотеке Республики Беларусь. Оставшаяся часть библиотеки Музея 1812 года (около 3 тысяч томов) влилась в общий книжный фонд ГИМ, а потом была частично передана в ГПИБ (в общем массиве переданных из Исторического музея книг).
Книги Музея 1812 года отличаются наличием маркировки в виде бумажных наклеек со штампом музея 1812 года, круглой печати Музея.



Наклейка со штампом Музея 1812 года.



Круглая печать Музея 1812 года.

На многих экземплярах имеются дарственные надписи или автографы авторов или дарителей.
Так, например, на книге «Napoleon Stenographie au conseil d’Etat» есть дарственная надпись Альфреда де Маркизе (автора) и автограф барона де Бая (передавшего книгу в Музей):







Барон де Бай отмечал все собранные им и переданные в Музей книги автографом: «Дар барона де Бая»:




Эти признаки в настоящее время помогают определить принадлежность того или иного издания. Перед специалистами ГИМа и ГПИБ стоит задача максимально полно выявить издания, входившие в коллекцию Музея 1812 года, в фондах современных музея и библиотеки. В дальнейшие планы входит оцифровка обнаруженных книг и воссоздание библиотеки Музея - в реализации издательской программы в виде серии электронных изданий «Библиотека Музея 1812 года». Таким образом, будет восстановлена некая историческая справедливость, и детище энтузиастов-подвижников начала ХХ века обретет новую жизнь.



Карта «План сражения при Пальциге» с круглой печатью Музея 1812 года из книги: Судравский В.К. История лейб-гвардии Гренадерского полка 1756-1906 г. - Т. 1. - СПб., 1906.

Литература:
1. Букреева Е.М. К истории библиотеки музея 1812 года: опыт реконструкции // Эпоха 1812 года. Исследования. Источники. Историография. (Т. 10): Сборник материалов к 200-летию Отечественной войны 1812 г. - М., 2012. - С. 219-239.
2. Мищенко Т.К. Музей 1812 года и судьба его книжной коллекции. (По фондам ГИМа и ГПИБ) //Калужская губерния на II этапе Отечественной войны 1812 года. Проблемы изучения. Персоналии. Памятники: [Сборник]. - Малоярославец, 1998. - С. 131-137.
3. Афанасьев В.А. Где быть Музею 1812 года? - М., 1907.
4. Петров Ф.А. Музей 1812 года // Вопросы истории. - 1988. - № 1. - С. 183-188.
5. Митрошенкова Л.В., Львов С.В. Очерк истории особого комитета по устройству в Москве музея 1812 года // Бородино в истории и культуре: материалы Международной научной конференции, 7-10 сентября 2009 г. - Можайск, 2010. - С. 346-376.

Историчка, 1812, Виртуальная выставка, ГПИБ

Previous post Next post
Up