Библиотека 1-й женской гимназии. Почему нет книг в 10 отделе, а 13-й...

Oct 24, 2014 18:58

(В рамках подготовки к 150-летию первой в Екатеринбурге универсальной публичной библиотеки)
Сначала я решил распределять книги по отделам. Худо-бедно, но особых затруднений по определённого периода не испытывал, а вот споткнулся на первой же книге, относящейся к музыке и музыкальной жизни города... Кстати, так и понял, ибо никаких штампов и пометок обнаружить не удалось, где хранится оригинал.



Ищу место в предполагаемом каталоге, но в 12-м отделе объединены книги по гигиене, гимнастике, пению и чистописанию!
Гигиена и гимнастика (там же и анатомия) - согласен. Замечу, что когда врачом гимназии был мужчина, он преподавал и гигиену, гимнастикой с учащимися занималась женщина-педагог. Напомню, что окончательное решение, что в женской гимназии врачом должна быть женщина-врач, принято только к 1910 году.

Чистописание я бы отправил в раздел русского языка, но такового не обнаружил... и сейчас припоминаю, что где-то сталкивался с критикой того, как поставлено преподавание русского языка и отношения к этому предмету. Напомню, что долгие годы русский язык в гимназии преподавала немка - Софья Августовна Тиме, женщина для нашей провинции выдающаяся, но как не задаться вопросом, неужели так долго не было русских учительниц русского языка?

Но то, что пение прячется между гимнастикой и чистописанием, - всего удивительнее. Я не отказываюсь от воссоздания прообраза библиотеки, но вынужден отказаться от такой структуры каталога.

И тем не менее, я нашёл одну очаровательную загадку в каталоге. В оглавлении 10 отдела не существует! А вот две пустые страницы между 9 и 11 отделами оставлены...
Какие книги предполагалось разместить в этом отделе? Быть может, по русскому языку?




В 12-й отдел попал книга о метаморфозах Овидия (19)... книги по черчению и рисованию (15) ... живопись по фарфору (21) ... наконец, и искусственные цветы (38)...
Нужно поискать, быть может, последние книги имеют какое-то отношение к гимнастике воображения...
(Сам себя порой не понимаю, почему поленился сфотографировать первую страницу... просто искал книги по музыке...)

Выпишу для себя книги по музыке:
13. Державин. Опыт концентрического сборника молитв и песнопений, 1884 г.




51. (пока не понял, каким образом появляется эта цифра - Р.Б.) N. Вторая лепта в пользу алтайской духовной музыки. Сборник для внеклассного пения в школах.

22а. Орлов. Избранные песнопения православной церкви, 1897 г.

28. Рожнов. Нотная азбука для хоров.
29. Рожнов. Дискант, альт, тенор и бас. (Не задумывался о том, что диапазон, покрываемый баритоном, сто пятьдесят лет назад распределяли между тенором и басом). Год в каталоге не указан (см.ниже - 4 переиздания с1867 по 1871).
Вот и всё. Или искать в других разделах, или учащие и учащиеся пользовались другой библиотекой. Занятия музыкой были платными, платили и за аренду фортепиано, когда брали уроки. Но хор в гимназии был...

Примечание. Рожнов А. И.
Александр Иванович (1821-2(14) IV 1878, Петербург) - рус. хор. педагог и композитор. С 1850 пом. учителя, затем ст. учитель пения (до 1864) Придв. певч. капеллы. Одноврем. учитель хора Исаакиевского собора (с 1859). Создал методич. пособия, в т.ч. "Руководство для обучающихся пению в народных и патриотических школах..." (1866, переизд. 1871, 1872 и 1910), "Нотная азбука для певческих хоров" (1867, вып. 4 переиздан в 1871), "Учебник для пения по цифрам" (с таблицами; 1871) и др., а также составил ряд сб-ков, среди к-рых "Родные звуки" ("Собрание народных напевов, аранжированных на 4 однородных голоса", 1867), Антология (50 пьес разл. композиторов, для 3 голосов, 1871). Способствовал ознакомлению школьников с рус. и укр. нар. песнями. Написал неск. духовных произв. и 3-гол. хоры "Детские песни" (1872.




Как не отметить, что в 13-й раздел попадают книги по Закону Божьему...
На тайной вечере за столом сидели тринадцать человек: 12 апостолов и Иисус Христос. Выбор этого номера указывает на Христа?
А, может, на Иуду? Далеко ходить не будем, потом как-нибудь.
Википедия:
"Чёртова дюжина" - Число 13 в европейской культуре иногда считается несчастливым. В связи с этим в некоторых зданиях этажи нумеруются так, чтобы не нервировать трискаидекафобов: после 12-го этажа может сразу следовать 14-й, в здании могут существовать этажи 12А и 12Б, или же 13-й этаж может называться как «12+1». Иногда это также относится к номерам домов и помещений. В оперных театрах Италии иногда отсутствуют места с этим номером, и практически на всех кораблях после 12-й каюты сразу идёт 14-я. Также 13-й ряд иногда отсутствует в самолётах (после 12-го ряда идёт сразу 14-й)[2].
Бытовало суеверие (возможно, связанное с Тайной вечерей): если за одним столом соберутся 13 человек, то один из них умрёт в течение года. Существовала даже профессия «четырнадцатого гостя», которого приглашали на встречу, чтобы избежать несчастливого числа. В США для борьбы с этим суеверием был создан «Клуб Тринадцати».
В России число 13 также иногда считается несчастливым, и называют его «чёртовой дюжиной».
Боязнь числа 13 называется трискаидекафобией. Специфический страх перед пятницей 13-го называют параскаведекатриафобией или фриггатрискаидекафобией.



Фонды Белинки, Каталог, 150-летие Первой Публичной Универсальной, История женского образования, История библиотек на Урале, 2015-календарь

Previous post Next post
Up