1870 - введение в Пермской губернии земских органов. Вопросы просвещения

Oct 16, 2014 16:32

В качестве опорных статей к вопросам истории образования на Урале и развития библиотечной сети.
В рамках подготовки к юбилейных торжествам 2015 года.
Основным же документом является книга Шишонко. (Фонды Краеведческого отдела Белинки, ксерокопия в Библиотеке музея Дома Учителя)





Каталог Белинки. Я не собираюсь говорить новое слово в фотографии или оригинальничать, просто хочу избавить вас от лишних операций по переворачиванию фотографий.





И в последующем нам может пригодиться





1. Роль земства в развитии народного образования в Пермской губернии. - http://sch69.narod.ru/raz/1/21/index.htm
Потребности капиталистического развития страны и революционный натиск вынудили самодержавие провести в 60-70-х годах 19 века еще ряд буржуазных по своему содержанию реформ, в том числе и земскую. Эти реформы были тесно связаны с отменой крепостного права и являлись как бы продолжением и дополнением ее. Буржуазные реформы 60-70-х годов, в особенности земская, дополняли реформу 1861 года в области административной, объективно давали возможность привести местное хозяйство в соответствие с новыми социальными условиями. Начало реформ было положено законом 1 января 1864 года об организации земских учреждений. В Пермской губернии земские органы были введены в 1870 году. Введение земства с его публичностью заседаний, гласностью отчетов выла целым переворотом в умах общества и особенно простого народа. То, что прежде решалось в тиши канцелярий, теперь впервые предстало перед обществом и сделалось доступным для его обсуждений. Быть может в этом лежит разгадка того высокого нравственного подъема в обществе в 70-X годах 19 века. Без этого воодушевления земству трудно было бы решать те проблемы, которые назрели в обществе. Земские учреждения вводились в двух административно-территориальных единицах: в уезде и в губернии. В Пермскую губернию входило 12 уездов - Пермский, Екатеринбургский, Чердынский, Верхотурский, Камышловский, Осинский, Соликамский, Ирбитский, Шадринский, Кунгурский, Красноуфимский, Оханский. На местное самоуправление возлагались обязанности содействовать развитию торговли, промышленности, народного образования. Земской реформе, после реформы освобождения крестьян, принадлежат наибольшие симпатии общества.

Земства Пермской губернии на первых же порах своего существования признало попечение о народном образовании одной из важнейших своих задач. Необходимо было организовать дело так, чтобы школы приносили действительную пользу и население осознало их необходимость. Разумно и энергично работало земство над выполнением этой задачи. В докладах уездных управ земским собраниям в начале 70-х годов сообщается: "Школ мало, обставлены они бедно, учителя не подготовлены. Учебных пособий недостаточно. Успехи неудовлетворительны".

Поставив перед собой цель "поднять уровень элементарного обучения в скорейшем времени, полагая в основу программы школ стремление к общему развитии, к воспитанию общечеловеческих свойств” земством было намечено решить следующие задачи: "наставниками училищ должны быть лица, обладающие знаниями и достаточной педагогической подготовкой; необходимо, чтобы школы имели приличные и удобные помещения, учебные пособия; устраивать во время летних каникул педагогические съезды учителей при управе; при училищах необходимо, устроить читальни, которые в то же время снабжали бы книжками селян; при управе - библиотеку для самих наставников, чтобы они могли продолжить свое развитие, следить за ходом просвещения и новыми методами преподавания.

Проводя школьную реформу на местах, самодержавие стремилось "отдать" школу в руки духовенства. Но полностью это сделать не удалось, т.к. получив определенные полномочия земства использовали эти возможности для создания разветвленной сети начальный школ в 70-е годы появляются земские школы, открываемые земствами за свой счет.
Школьное наследство, полученное земствами Пермской губернии от дореформенного периода, было не велико. В губернии к 1870 году действовало всего 210 начальных школ, в которых обучалось 9238 учеников. Только 52 школы были более или менее достаточно обеспечены, а 31 церковная школа не имела никаким средств. К 1 сентября 1873 года школ было уже 399.
Земская школа 70-80-х годов 19 века по постановке учебного процесса оказалась значительно лучше школ, министерства народного просвещения и духовного ведомства. Земской школе принадлежало ведущее место в распространении среди населения грамотности. Общий подъем народного духа в ту эпоху содействовал просветительным стремлениям первых земских собраний, не жалевших средств на народное образование. Если в 1871 году земство израсходовало на образование 6,9% от своего бюджета, то в 1900 - 23%, в сравнении с общероссийским соответственно - 7,6% и 14.5%.

К 1995 году число начальных народных училищ в губернии по сравнению с 1370 годом возросло более чем на 500; количество учащихся с 8597 достигло 58579, школьный бюджет увеличился в 10,5 раз. Средства на содержание вновь открываемых школ, на улучшение существующих, изыскиваются, за немногим исключением, земством.

Затруднительность для земского Бюджет, а открыть достаточное количество нормальных училищ, при расширении с каждым годом спроса на грамотность, заставило земство наряду с одноклассными и двухклассными училищами открывать и поддерживать школы грамотности.

Распространение этих упрошенных и дешевых школ начинается с 1882 года. Расходы по устройству помещений в сельской местности возлагались на сельские общества, а все прочие расходы по организации училищ земство принимало на себя.

Уже в 1900 году расходы земства на Образование по губернии составили 1145799, 5 рублей, в том числе на: жалованье учителям, содержание школьных помещений, покупка пособий, расходы по подготовке учительского персонала, награды и пособия учителям и учащимся, стипендии в высших, средних и начальных народных учебных заведениях, содержание библиотек и т. д. Органами земств в заведывании хозяйственной стороной училищ, частью и учебно-воспитательной, служили попечители и попечительницы училищ (священники, заводоуправители, купцы, врачи и др.). Важное значение попечители имели как посредники между школой и обществом, а также они оказывали специальные услуги земским училищам (составление смет, санитарный надзор и т.д.).

В 1877 году учреждаются особые инспекции за счет земств. Назначение инспекторов за счет земств имеет большое значение в деле народного образования. Благодаря этой мере повышается эффективность преподавательской деятельности, т.к. земские собрания из отчетов инспекторов имеют возможность своевременно узнать о нуждах училищ.
Ни в одном вопросе не было такой солидарности между уездными земствами, как в вопросах касающихся учительского персонала. Первые шаги деятельности земства по улучшению и развитию образования - увольнение из училищ лиц, оказавшихся непригодными педагогами. На их место планировалось назначить людей со специальной педагогической подготовкой, на обязанности священника оставалось только преподавание Закона Божья. Земство стало усиленно приглашать на службу в училища воспитанников учительских семинарий не только ближних, как Казанской и Благовещенской (т.к. своей пока не было), а даже из Санкт-Петербурга. К 1896 году приглашенных преподавателей было 164 из общего количества 568 учителей. Большинство учительниц в земских училищах воспитанницы Пермской и Екатеринбургской женских гимназий. Из средств земства к учительским окладам устанавливались надбавки, вознаграждения и т.д.

Для самообразования учителей земство выписывало периодические специальные педагогические издания, сочинения Ушинского и т.д., а на педагогических съездах, организуемых также земствами, вырабатывались программы обучения, устранялось также нежелательное явление, как разнообразие в учебниках и приемах преподавания.
Земская школа была лучше обеспечена материально. По данным статистики 1880 года на одно земское училище в пермской губернии было затрачено в год 587 рублей (9 рублей 30 копеек на одного учащегося). Для сравнения: к Оренбургской губернии, где земств не было, эти расходы составили 133 рубля на одно училище и 3 рубля на одного учащегося. На земские средства существовали также сельскохозяйственные и ремесленные классы.

То обстоятельство, что в земских училищах обучалась сравнительно небольшая часть детей школьного возраста, а многие совсем оставались без обучения, побуждало земских деятелей принимать меры к привлечению детей в училища (например: денежные субсидии родителям; если в семье 2 и более мальчиков, то одного непременно направляли в школу и т.д.).

В первые годы земской деятельности снабжение училищ учебниками шло медленно и далеко не соответствовало выяснившимся нуждам училищ. Со второй половины 70-х годов заведование выпиской учебных пособий для училищ во всех уездах приняли на себя земские управы. В выборе учебников и руководств управы следовали указаниям инспекторов и училищных советов, количество учебных пособий определяли по заявлениям учительского персонала, сообразуясь с отпущенным кредитом. Оханское земство в 1874 году, Ирбитское и Камышловское в 1882-1883 годах привлекали учителей на учительских съездах, курсах к участию в составлении каталогов учебных пособий для училищ. Соображения и указания учителей учитывались, при выпуске каталогов.
В 1895 году директором народных училищ был поднят вопрос о всеобщем обучении. Несмотря на все старания, земство не могло за несколько десятилетий осуществить всеобщее образование, даже в объеме 3-х летней школы.

Вообще за 30-летний период до начала 20 века Пермское земство много сделало для развития народного образования. Под этим подразумевается не только школьное образование, но и совокупность всей просветительных средств: народные библиотеки, воскресные школы, вечерние классы, народные чтения. Как наглядный итог деятельности Пермского земства в конце 19 века - начале 20 века можно привести следующие данные: всех начальных училищ к началу 1901 года в губернии стало 1011, к 1 января 1914 года - 2221, к 1 января 1915 года - 2387.

Главной заслугой земства является то, что оно значительно расширило сеть народных начальных училищ, упорядочило и сделало для всех доступной школу, бывшей до этого времени больше на бумаге, а также ввело в школу азбуку. Предметные уроки, звуковой метод обучения грамоте (метод Корфа, Ушинского, Золотова), запретило в школе телесные наказания. 3емство путем широкого распространения народного образования успело сблизить народ со школой, уничтожить в корне отчуждение и боязнь школы, которые существовали в народе прежде.

2. БИБЛИОТЕКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ И ЗЕМСТВО. - http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1803726119
Особое место в деятельности земства занимали вопросы народного образования и просвещения, так как их решение рассматривалось в качестве одного из важнейших условий достижения экономического развития страны, обеспечения умственного, нравственного и общественного самосознания народа. Пермскую губернию по праву можно отнести к тем регионам России, где реализация данной практики осуществлялась целенаправленно и последовательно. В 70-80-е годы 19 в. свои надежды на продвижение в народную среду знаний пермское земство связывало с развитием школы. К началу 20 столетия в губернии были заложены основы системы образования народа, которая состояла из таких звеньев как начальные училища, воскресные школы и ежевечерние классы для обучения грамоте взрослых, повторительные классы для взрослых и детей, в силу каких-либо причин утративших навыки чтения и письма. Библиотеке при этом отводилась весьма скромная роль содействия образовательному процессу, что значительно ограничивало ее возможности. Вместе с тем, опыт приоритетного развития народной школы показал неэффективность данного подхода: начальная школа не имела возможности предоставлять широкий диапазон знаний, обеспечивать реализацию функций их поддержки и дальнейшего пополнения. Не случайно активное распространение в губернии получило такое социально опасное явление как рецидивирующая неграмотности. Практика земства в деле народного образования показала, как свидетельствовала Ирбитская земская управа, что одна только начальная школа не в силах дать населению, даже при самых благоприятных условиях своей постановки, той суммы знаний и образовательного развития, которое необходимо для улучшения его быта, материального благосостояния, наконец, его нравственных устоев.
В качестве основного, обладающего большим потенциалом воздействия, элемента системы внешкольного образования земство рассматривало народную библиотеку. Цель библиотечной деятельности пермского земства состояла в том, чтобы постепенно расширить сферу влияния народной библиотеки, довести библиотечную книгу до самых отдаленных населенных пунктов. Реализация данной цели требовала последовательного решения двух задач: обеспечение роста численности народных библиотек; совершенствование качественных характеристик их деятельности.
Народные библиотеки, функционирующие как самостоятельная структура, а не подразделение школы, пермское земство начинает создавать в середине 80-х гг. 19 в. Переосмысление соотношения позиций школы и библиотеки в просветительском процессе определило темпы роста последней. С 1890 по 1900 гг. количество народных библиотек увеличилось на 167; за аналогичный период нач. 20 в. - с 1901 по 1911 гг. - более чем на 600 библиотек. В 1914 г. пермское земство располагало 891 народной библиотекой. Наиболее активно народные библиотеки создавались в Оханском, Верхотурском, Екатеринбургском уездах. По данным 1901 г. их земские управы располагали 48, 25, 21 библиотеками соответственно. В пределах каждого уезда количество народных библиотек постоянно увеличивалось. В 1911/1912 г., например, в Оханском уезде действовали 73 земские народные библиотеки, в 1913/1914 г. - 96, в 1914/1915 г. - не менее 115.
Народные библиотеки создавались в самых отдаленных районах губернии. Так, в 1898 г. 29-е очередноеобрание Соликамского уездного земства приняло решение открывать по одной народной библиотеке ежегодно, выделяя при этом по 150 руб. на каждую из них. В результате в 1898 г. была введена в действие Архангельская библиотека-читальня, в 1900 г. - Купросская, в 1901 г. - Пожвинская и т.д. Заметную группу в числе народных составляли павленковские библиотеки, открытые на объединенные средства земских управ и книгоиздателя Ф. Ф. Павленкова. Преимущества павленковских библиотек очевидны: двусторонняя поддержка, более качественный подбор книжного фонда и, как следствие, повышенный читательский интерес. По мнению Ю. А. Горбунова, Пермская губерния, наряду с Вятской, относилась к тем регионам России, где павленковские библиотеки получили наиболее активное распространение. Для обеспечения книгой небольших селений, помимо стационарных, земство открывало передвижные библиотеки. Широкую известность получил опыт организации передвижных библиотек П. Копысова, учителя Пермского уезда.
Осознавая значимость народных библиотек и располагая при этом весьма ограниченными средствами, земство приходит к выводу о необходимости упорядочения деятельности библиотек. В конце первого десятилетия ХХ века уездные управы приступили к разработке проектов библиотечных сетей и их поэтапной реализации. В 1908 г. к данной практике обратилось Камышловское уездное земство, в 1913 г. - Шадринское, Красноуфимское и т. п. В качестве основополагающего структурного подразделения в каждом проекте был введен «библиотечный район» - часть территории уезда; сеть строилась по иерархическому признаку, статус центральной закреплялся за наиболее крупной библиотекой района. Вместе с тем, опыт организации библиотечных сетей в уездах отличался разнообразием. Так, Екатеринбургская уездная управа предложила упрощенную схему библиотечной сети, включающую центральную районную библиотеку и создаваемые ею передвижки. Библиотечную сеть с разветвленной структурой разработала Красноуфимская управа, введя в нее в качестве центральной земскую публичную библиотеку уездного города, районные, волостные, стационарные сельские и передвижные библиотеки.
Земские управы предпринимали значительные усилия к тому, чтобы обеспечить необходимый уровень комплектования книжного фонда. Как отмечал в своем выступлении на заседании Ирбитской земской училищной комиссии (1904) Д. Н. Четвериков конечный идеал, к которому должны свестись заботы о библиотеках, должен заключаться в том, чтобы для каждой местности была предоставлена полная возможность пользоваться самым широким выбором книг для чтения. Решение проблемы осложнялось тем, что деятельность народных библиотек находилась под постоянным жестким контролем правительства, политика которого была направлена на сдерживание народного просвещения. Вопросы их организации регламентировались «Правилами о бесплатных народных библиотеках-читальнях и порядке надзора над ними» Министерства внутренних дел (1890). Различные документы (отчеты земских управ, доклады, постановления комиссий и т.п.) содержат огромный массив данных о неудовлетворенности земцев «министерскими» каталогами, стесняющими возможности выбора литературы для народных библиотек: издаваемые Министерством народного просвещения, эти каталоги отражали тот набор произведений, из которых, по мнению правительства, и должно состоять чтение крестьянина, ремесленника, рабочего. В частности, 30 мая 1905 г. на совещании школьной комиссии Пермского губернского земства было принято следующее постановление: просить пермское губернское земское собрание возбудить ходатайство о допущении в народные библиотеки всех книг и периодических изданий, разрешенных общей цензурой. Аналогичные ходатайства в разное время поступали и от уездных управ: в 1897, 1915 гг. - от Осинского земства, в 1900 г. - от Екатеринбургской управы и т.д. Опыт показал, что официальные обращения губернской и уездных земских управ в высшие инстанции бесперспективен, в связи с чем пермское земство приступило к практике улучшения качества библиотечного фонда своими собственными средствами. Одно из них состояло в подписке возможно большего числа народных библиотек на журнал «Нива». Привлекательным издание делали такие характеристики как универсальность содержания, представление материала для разновозрастного читателя; в приложении к журналу издавались сочинения русских классиков, что позволяло пополнять фонд библиотек «серьезной» литературой без дополнительных затрат.
Известны случаи, когда уездные земства, несогласные с установками Министерства народного просвещения относительно изъятия из фондов библиотек тех или иных изданий, предпочитали поступить в соответствии с собственными взглядами. Так, Осинское уездное земское собрание 44-й очередной сессии (1913) постановило оставить в фондах библиотек журналы «Русский учитель» и «Школа и жизнь», назначенные министерством к изъятию, мотивируя свое решение тем, что данные издания допущены цензурой к свободному обращению в России.
Наиболее радикальным в условиях того времени способом следует признать введение «обменного порядка пользования библиотеками», в соответствии с которым комплектование библиотек района по каждому разделу каталога осуществлялось на основе принципа взаимодополнения; один раз в год между библиотеками района производился обмен фондами. Начало данной практике положило Чердынское уездное земство в 1902 г., впоследствии к ней обратились Ирбитская и др. земские управы.
Сетевая организация также расширила возможности народных библиотек в обеспечении населения литературой. Благодаря данной практике житель даже отдаленной деревни Оханского уезда мог получить книгу из уездной библиотеки, если «не довольствовался» волостной. В Чердынском уезде в 1914 г. функционировало 19 районных библиотек, в дополнение к которым действовали так называемые подрайонные библиотеки; последние должны были располагать полным каталогом фонда районных. При необходимости читатель обращался к библиотекарю, который выписывал книгу из районной библиотеки на определенный срок. Как справедливо полагали земцы, качество библиотечного обслуживания находилось в непосредственной зависимости от возможностей библиотекаря. Например, Оханское земство считало достаточно подготовленного библиотекаря главным залогом нормальной постановки дела. В основном обязанности библиотекарей выполняли учителя народных школ. По сведениям 1914 г. в Пермской губернии они составляли 77,7% от общего числа работников народных библиотек. В условиях отсутствия в России специальных учебных заведений библиотечного профиля земские управы были вынуждены предпринимать собственные шаги к обеспечению необходимого уровня подготовки библиотекарей. Без библиотечного развития можно быть хорошим библиотекарем-техником, но нельзя быть библиотекарем-художником, творцом своего дела, - отмечала Осинская управа. В некоторых уездах вновь назначенные библиотекари приглашались в уездную управу на совещания, специально организуемые для ознакомления начинающих работников с основами теории и практики библиотечного дела. Использовался опыт командирования библиотекарей на курсы, действовавшие при народном университете им. Шанявского в Москве. В летнее время ряд уездных управ организовывал краткосрочные курсы для работающих в народных библиотеках. С объединением библиотек в уездные сети их сотрудники получили возможность более активно и целенаправленно обмениваться друг с другом производственным опытом, благодаря журналу «Библиотекарь» (издается с 1910 г.) знакомиться с библиотечной практикой других регионов России.

Народные библиотеки пользовались популярностью населения. Согласно сведениям земских управ, потребность селян в книге постепенно приобрела устойчивый характер. Как правило, к услугам народных библиотек обращалась значительная часть грамотных селян. Так, в селе Билимбаевском, Екатеринбургского уезда, 36,3% грамотных жителей состояли читателями земской народной библиотеки, в Больше-Истокском - 49,2%, в Конево-Аятском - 91%. Необходимо учитывать, что книги на селе не только читались, но и слушались. Типичным явлением стало чтение в кругу семьи, чтение грамотных крестьян, а также представителей сельской интеллигенции неграмотным односельчанам, благодаря чему заметно расширялась сфера влияния книги и библиотеки. Читателями библиотеки становились не только жители того села, где она располагалась, ближайших населенных пунктов, но и отдаленных селений. В 1901 г. на одну земскую народную библиотеку в Пермской губернии в среднем приходилось 145 читателей, в 1914 г. (по неполным данным) не менее 161 человека. Безусловно, в своих заботах о продвижении в народную среду библиотек земства не были одиноки. В их организации и обеспечении деятельности принимали участие различные общества, среди которых можно выделить общества, занимающиеся сугубо просветительскими проблемами (общества попечения о народном образовании, общества грамотности и т.п.), и общества, для которых просветительство являлось одним из направлений деятельности (сельскохозяйственные, кооперативные, потребительские и т.д.). Вместе с тем, очевидно, что в данном процессе земство сыграло определяющую роль.

С. В. Шепелева
Авторы
Шепелева Светлана Владимировна
Персоналии
Горбунов Ю. А.
упоминается
Четвериков Д. Н.
упоминается
Павленков Флорентий Федорович
упоминается
Копысов П.
упоминается
Адреса
Исторические топонимы/Пермская губ. (1796 - 1923)/Оханский уезд
Исторические топонимы/Пермская губ. (1796 - 1923)/Чердынский уезд
Библиографии
Баканова А. И. Земские библиотеки Пермской губернии // Сб. методико-библиогр. материалов. Екатеринбург, 1997. Вып. 10. С. 36-42.
Бесплатные народные библиотеки в Пермской губернии: по данным исследования 1901 года // Сб. Пермского земства. Пермь, 1903. № 2. Отд. 111. С. 1-102.
Бобылев Д. М. Книга в деревне // Перм. Земская неделя. 1908. № 27. С. 3-4.
Бобылев Д. М. Положение внешкольного образования в Пермской губернии: (по данным за 1904 год) // Сб. Пермского земства. Пермь, 1905. № 3. С. 85-111.
Горбунов Ю. А. Библиотеки странного миллионера // Уральский библиофил. Пермь, 1987. С. 87-122.
Доклад Пермской губернской земской управы Пермскому губернскому земскому собранию 45 очередной сессии. По народному образованию / Перм. Губерн. Земство. Пермь: Электро-тип. Губерн. Земства, 1914. 51 с.
Шепелева С. В. Путь книги к сельскому читателю: Опыт Пермской губернии конца Х1Х - начала ХХ веков / С. В. Шепелева // Павленковска библиотека: 1У Российские библиотечные Павленковские чтения. - Пермь, 2001. С. 15-21.

Примечание.
РУССКИЙ БИБЛIОТЕКАРЪ. ГЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СЕТИ BIBLIOTEKAR.RU
Журнал ”Библиотекарь” основан Русским библиологическим обществом, которое возникло в 1899 году в Петербурге. Оно поставило своей задачей содействовать теоретической выработке и практическому применению мер "для облегчения обозрения всех родов литературных произведений", а так же изучение книжного дела "в его прошлом и настоящем".

С 1910г. -“Библиотекарь”, с 1923 г. -”Красный библиотекарь”, с 1946 г. -”Библиотекарь”, с 1992- “Библиотека”.

В уставе общества, утвержденном Министерством Внутренних дел и Главным управлением по делам печати, отмечалось, что деятельность общества состоит в устройстве собраний для выслушивания докладов по специальностям Общества, в издании трудов, "имеющих отношение к библиологии" и своего печатного органа, а так же в устройстве публичных чтений. Кроме того, объявлено, что по мере развития средств Общества "учреждает конкурсы, с объявлением и присуждением премий", устраивает съезды, временные и постоянные выставки.

Главой Общества и инициатором его создания стал граф Иван Иванович Толстой - ученый, министр народного просвещения Российской империи, в 1912-1916 городской голова Петербурга-Петрограда (1858-1916).

По инициативе Петербургского общества был проведен I Всероссийский библиотечный съезд в 1911 г. В самом общем виде можно определить круг важнейших вопросов,
рассмотренных съездом, следующим образом:
- о принципах и основах организации библиотечного дела;
- библиотечное дело как особое самостоятельная специальность и библиотекари как обособленная группа в ряду других специалистов;
- технические вопросы библиотечного дела.

Было положено начало консолидации библиотек во всероссийском масштабе.
Съезд явился ярким показателем жизнеспособности Общества библиотековедения, способствовал росту его популярности и, в конечном итоге, сыграл положительную роль в становлении библиотечных кадров в России.

К этому времени уже существовал свой орган печати. Где эти и другие материалы широко освещались. Выпуск журнала “Библиотекарь”, который издавался
в 1910-1915 г.г. по 4 номера в год, можно отнести к самым успешным и значимым начинаниям Общества.

Издателем журнала и одновременно руководителем редакционного комитета был Павел Михайлович Богданов. (1871 - 1919). Основные работы посвящены организации библиотечного дела («Заметки по библиотечной технике», 1910-11, и др.) и отраслевой библиографии («Некоторые источники сельскохозяйственной библиографии», 1900, и др.).

http://www.bibliotekar.ru/

Оцифровка-программа, Фонды Белинки, Каталог, История образования на Урале, Земство, История библиотек на Урале, Библиотеки Урала, 2015-календарь, Дом Учителя, Российская империя

Previous post Next post
Up