library6 Книги по образованию и медицине:
Полянский А. Русская женщина на государственной и общественной службе.
М.: Труд, 1901 - 750с.
Сборник выписок из самых различных законов, регламентирующих государственную и общественную службу женщин; авторского текста нет. Книга рисует печальную картину: женщин не пускали почти никуда, а там, куда пускали, урезали их права всевозможными способами. Хорошо видна невероятная мозаичность законодательства царской России, регулярно доходящая до абсурда: почему женщина может быть телеграфистом, но не может сортировать письма? почему женщина может служить в государственном контроле, но только по контролю над железными дорогами и ни над чем иным?
Щербина А.М. О допущении женщин в университет.
М.: 1916 - 18 с.
Агитационная брошюра, убеждающая читателя в совершенно очевидной для нас вещи: женщины могут обучаться в университетах. Аргументы за образование за женщин развернуты против традиционной гендерной позиции, тем самым хорошо ее обрисовывая.
Рачинский С.А. Сельская школа. Сборник статей.
М.: 1891 - 217с.
Книга педагога-экспериментатора С.А.Рачинского, создателя авторской начальной сельской школы. Впечатление странное: Рачинский начинал как классичесский земец-народник, но потом съехал вправо, и стал рассуждать о полезности для детей Закона Божиего и изучения церковно-славянской грамоты, что со стандартной земской точки зрения было дичью. В книге представлены оба пласта идей: с одной стороны, автор очень демократичен и ненавидит министерский надзор над школой; с другой стороны - детям для практики в церковно-славянском рекомендуется читать Псалтирь над покойниками. Книга живая, интересная, содержит массу метких наблюдений народной жизни.
Егоровская Р.А. Земская медицина в Шадринском уезде Пермской губернии с 1870 по 1910 г. Краткий очерк ее развития.
Шадринск.: 1912 - 74 с.
Достаточно беглая история 40-летнего превращения наижалчайшей земской медицины в огромном Шадринском уезде в просто жалкую. Медицинская статистика поражает - гигантские размеры участков земских врачей, крайне ограниченные возможности медицины, перегрузка врачей, выборочная помощь незначительной части населения.
Правила и программы классических гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения и подробные программы испытания зрелости в испытательных комитетах при учебных округах.
М.: 1912 - 229с.
Требования для поступающих в подготовительный и первый классы гимназий. Таблицы учебных планов всех классов гимназий. Текстуальные программы по всем предметам гимназического курса. Экзаменационные требования для получения аттестата зрелости. И много разных других мелочей.
Анастасиев А. Народная школа. Руководство для учителей и учительниц начальных народных училищ. Справочная книга.
Изд. 7-е. В 2-х томах.
М.,: Изд. А.Д.Ступина, 1916 - 468+455с.
Исчерпывающе подробный сборник сведений о начальном образовании. Первый том посвящен официальному регулированию и содержит законоположения, многочисленные министерские циркуляры, официальные учебные программы, образцы отчетности школ. Второй том представляет собой неофициальное педагогическое руководство: общие сведения и советы, примерные программы курсов и уроков, образцы сочинений.
Университеты и средние учебные заведения мужские и женские в 50-ти губерниях Европейской России и 10-ти губерниях Привислянских по переписи 20 марта 1880 года.
Временник Центрального Статистического Комитета МВД. 1888. № 1.
СПб.: Изд. ЦСК МВД, 1888 - 150с.
Весьма подробная статистика. Студенты распределены про курсам и факультетам, возрастам, сословию и вероисповеданию. Средние учебные заведения распределены по губерниям, по времени открытия, по составу классов и по цели курса. Ученики распределены по возрастам, сословиям и вероисповеданиям, выделены стипендиаты и вносящие плату. Учителя распределены по возрастам, семейному состоянию, сословному происхождению, полученному образованию. Для всех учебных заведений даны источники их финансирования.
Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х гг. XIX в.
М.: Польза, 1912 - 224с.
Очень хорошая краткая история начальной школы, поданная с либеральных земских позиций. Достаточно откровенно рассказано о борьбе земств с церковно-приходской школой, о колебаниях правительственной политики, о бесполезности казенного надзора за школой. В книге много данных по финансированию образования, есть подробные сравнения России с разными странами мира по проценту учащихся детей и расходам на школу, заканчивается книга краткими итогами школьной переписи 1911 года.
Начальные училища ведомства Министерства Народного Просвещения в 1914 году.
Пг.: 1916 - 130с.
Официальная статистика МНП на последний предвоенный год. Хорошая краткая вводная статья, детальная статистика по школам МНП и сводная статистика по школам всех ведомств. Общие итоги и перспективы достижения всеобщего образования.