Чарнолуский В.И. - Ленинка и Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского

Oct 08, 2014 16:20

Часть 1. Восстанавливая Камышловскую библиотеку. К 15-летию музея.
Пока найдено три книги Чарнолуского. Ищем в крупнейшей библиотеке.
Опережая события, скажу, что нашёл электронные версии двух книг.
Чарнолуский В. И. Итоги общественной мысли в области образования. - 1906.
Чарнолуский В. И. Основные вопросы организации внешкольного образования в России. - 1909.

А вот третья даже не упомянута в библиографии Научной педагогической библиотеки...


Поищем в Ленинке.
















Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского.
ЧАРНОЛУСКИЙ Владимир Иванович.
12 (24) сентября 1865, с. Сачковичи Новозыбковского у. Черниговской губ. - 2 ноября 1941, Пушкино Московской обл.
Российский и советский педагог, деятель образования, библиограф.

Окончив реальное училище, экстерном сдал экзамены по древним языкам в Полтавской гимназии и поступил на юридический факультет Московского университета; за участие в студенческих волнениях 1887 исключён за полгода до окончания, выслан из Москвы, окончил юридический факультет Киевского университета (1888). В 1890 приглашён на должность земского начальника Новозыбковского уезда, но вскоре из-за конфликта с губернским начальством был вынужден подать в отставку. В 1891-1897 работал в Санкт-Петербургском комитете грамотности: инициатор проведения переписи российских начальных школ («Начальное народное образование в России». т. 1-4, 1900-1905; совместно с Г. А. Фальборком), в 1891-1892 оказывал помощь голодающим детям. После 1897 один из организаторов издательства «Знание».
Выступал с резкой критикой правительственной политики в области образования, за что был арестован и сослан в Архангельск. По возвращении из ссылки (1905) активно включился в деятельность Всероссийского учительского союза (1905-1907), избирался в его Центральное бюро. Стремился превратить общественно-педагогическое движение в действенную силу, способствующую развитию просвещения. В 1906 входил в правление Санкт-Петербургской Лиги образования. Внёс на рассмотрение Лиги проект создания при ней Центрального справочного бюро образования и воспитания, педагогической библиотеки, музея и архива, которые должны были способствовать расширению кругозора учителей, формированию их мировоззрения.
В 1908-1916 разработал (совместно с Г. А. Фальборком и др.) демократическую программу реформирования системы российского образования, предусматривавшую децентрализацию управления образованием, разнообразие источников финансирования, расширение автономии школ, создание школьных советов, в которые должны войти учителя. Намечалось осуществлять программу через государственные органы с привлечением педагогических, кооперативных и других общественных организаций. Подчеркивал необходимость создания правовой базы образования. Автор труда «Настольная книга по народному образованию» (т. 1-4, 1899-1911; совместно с Г. А. Фальборком), содержащего полный свод законов, распоряжений и справочных сведений по вопросам школьного и внешкольного образования.
После Февральской революции 1917 вошёл в Комитет по народному образованию при Министерстве народного просвещения Временного правительства (председатель бюро и руководитель двух комиссий). Способствовал сплочению вокруг комитета видных педагогов, руководил разработкой основных принципов реформы образования, воплотившихся в Декларации и Временном положении «О единой общественной общеобразовательной школе».
После прихода к власти большевиков обосновал концепцию «единой общей гармонической школы». С 1919 работал в Новозыбковском уездном отделе народного образования, с 1921 - в Наркомпросе РСФСР. Был среди инициаторов создания Государственной библиотеки по народному образованию (1925). Одновременно до середины 1920-х гг. сотрудничал в научных институтах Наркомпроса, преподавал в 1-м и 2-м МГУ. Продолжал просветительскую деятельность среди учителей, инициатор издания справочной литературы для педагогов советской школы (педагогические календари, спутники учителя и др.). С конца 1920-х гг. посвятил себя библиотековедению и библиографии (один из создателей систематической педагогической библиографии в России). Работал главным библиотекарем Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина (1928-1933). С 1938 председатель секции педагогической библиографии Книжной палаты. В конце 1930-х гг. предложил создать в АН СССР секцию для разработки теоретических основ педагогики и народного образования.
Доктор педагогических наук (1935), профессор (1924).
Основные труды
Итоги общественной мысли в области образования. СПб., 1906.
К школьной реформе. М., 1908.
О самообразовании. СПб., 1909.
Основные вопросы организации внешкольного образования в России. СПб., 1909.
Основные вопросы организации школы в России. СПб., 1909.
Земство и народное образование. Ч. 1. СПб., 1910.
Земство и народное образование. Ч. 2. СПб., 1911.
Вопросы народного образования на Первом общеземском съезде. СПб., 1912.
• Настольная книга по внешкольному образованию. СПб., 1913.
• Съезды по народному образованию. Пг., 1915.
• Библиография статей по народному образованию. Вып. 1. Пг., 1916.
• Справочник народного учителя. М., 1925.
Школьное законодательство в РСФСР. М., 1927.
• Научная работа в массовой школе. М., 1931.

Литература
◦ Пидкасистый П., Степанов С. Видный деятель народного образования // Народное образование. 1966. № 2.
◦ Степанов С. В. И. Чарнолусский // Советская педагогика. 1985. № 8.
◦ Дедловская М. Ю. Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды В. И. Чарнолуского (1865-1941) на реформирование народного образования. Дис. … канд. пед. наук. М., 2003.

Архивы
≡ Научный архив РАО. Личный фонд В. И. Чарнолусского, ф. 19, 288 ед. хр., 1865-1943 гг.

Для себя:


История педагогики, Электронная библиотека, 2015-календарь, РГБ, НПБ им.Ушинского, Ленинка, Библиография, Библиотеки России

Previous post Next post
Up