Интересный был пройден путь, чтобы найти музыку
к маленькой зарисовке, на которую никто, понятно, и внимание не обратил.
Оригинал взят у
rustam_bikbov в
Марк Шагал. В поисках музыки.Какой музыкой можно оформить видеозарисовку о творчестве Шагала в контексте трагедий ХХ века, ни одного слова произнесено не будет?..
В примечаниях даю ссылки только на проблемные или спорные статьи. О "гениальности" художника написано более чем достаточно и ничего существенного...
Если верить Википедии: "Помимо собственно живописцев,
в дегенеративные художники записали композиторов Арнольда Шёнберга, Пауля Хиндемита, Белу Бартока, Эрнста Кшенека, Виктора Ульманна, Эрвина Шульхофа, Павла Хааса, Ханса Краса".
А в этом году знакомство с полотнами и графикой Климта и Шиле... Вот над этим мне хотелось бы поразмышлять. Выход на творчество Шагала был для меня неожиданностью... как и остановка в Сен-Поль-де-Вансе...
Одну из композиций Хиндемита мы использовали в зарисовке об Ататюрке и стамбульском погроме.
Webern, Variations for Piano op.27
Click to view
Anton Webern: String Quartet, op 28
Click to view
Ravel - Glenn Gould - La valse (piano transcription)
Click to view
Stravinsky: Violin concerto in D - Perlman, Ozawa: BSO.
Click to view
Arnold Schönberg, Pierrot lunaire (Full)
Click to view
Вероятно, мы не будем привлекать
Пьеро, параллели считываются, и поиски наших героев не так уж противоречат друг другу, но если зазвучит немецкий язык, и зритель заглянет в содержание стихов?..
"Хозяин спустился со второго этажа на специальном лифте, зашел в комнату, где мы сидели с Валентиной, его женой, улыбнулся и с порога спросил: «Я похож на клоуна?» Фраза ошеломила. Пока она не прозвучала, мне не приходило в голову смотреть на Шагала под таким углом зрения, а тут вдруг я подумала: «И вправду похож!» Но вслух говорить этого, конечно, не стала..." - из интервью с Ириной Антоновой.
Андрей Ванденко "Хранитель вечности", Журнал "Итоги", №12 / 823 (19.03.12). Интересно, а сейчас бы сказала?
Ещё одна версия "Лунного Пьеро".
Glenn Gould-Schoenberg-Pierrot Lunaire opus 21 (HD)
Загружено пользователем pianoconc , дата: 14.10.2011
Glenn Gould and Patricia Rideout perform poems 1, 2, and 5 from Schoenberg's Pierrot Lunaire (HD video)
Click to view
Статья о произведении:
Шёнберг А. Лунный Пьеро. Трижды семь стихотворений Альбера Жиро в переводе на немецкий О.Э. Хартлебена (Русский текст М. Элик)...
Schoenberg: Verklärte Nacht, Op.4 - Boulez.
Click to view
Gould & Menuhin - Schoenberg Fantasie Op.47 (2 of 2)
Загружено пользователем muz1kf0rever , дата: 26.10.2006
Click to view
И вновь - от абсурда до шутовства.
Arnold Schoenberg: Quintetto per fiati op.26 (1923/1924)
Загружено пользователем TheWelleszCompany , дата: 23.06.2011
Arnold Schoenberg (1874-1951): Quintetto per fiati op.26 (1923/1924) -- The Philadelphia Woodwind Quintet
Click to view
Статьи.
-
Марк Шагал и немцы: любовь и ненависть.06.07.2012 Автор Ольга Солонарь.
-
Русские евреи в Америке. Кн. 5. Виктор Леонидов, Москва. Июнь 2011:
«Я никогда не отделяю себя от моей родины, от земли, где я родился. Моя живопись не может существовать без нее и не может ассимилироваться в любой другой стране. И теперь Париж мертв. И я часто спрашиваю себя : ‘Где я?’ Я шлю искренние пожелания моим советским друзьям и коллегам - писателям и художникам. И даже еще более великим художникам - героям Красной армии на всех фронтах - они рисуют своею кровью лучшую и самую прекрасную картину.» Так писал Марк Шагал. Писал в разгар Второй мировой бойни, когда мир с замиранием сердца следил за исходом Сталинградской битвы. И художник из-за океана с тревогой вслушивался в известия с фронта.
Шагал, если вспомнить классические строки Мандельштама, хотел «всю жизнь просвистать скворцом» и остаться большим ребенком. После падения Парижа в 1940 году он купил дом на территории вишистского правительства в 40 километрах от Авиньона и по своей привычке надеялся, что все образуется. Однако под давлением оккупантов власти стали готовить репрессивные списки евреев. И стало не до мечтаний.
Как великий мастер сумел выбраться из наступавшего ада, как его арестовывала сначала французская, а потом испанская полиция, как явила ему судьба спасение в лице Вариана Фрая, «французского Шиндлера», возглавившего в Марселе Чрезвычайный комитет спасения, как, ступив на берег Нью-Йорка, Марк Шагал и его жена Белла узнали, что Гитлер напал на СССР, - обо всем этом можно прочесть в сборнике. Издан он в известной серии «Русское еврейство в Зарубежье». Выходит этот, уже многотомный, проект под научным руководством Михаила Пархомовского, редактор-составитель книги - Эрнст Зальцберг.
Марк Шагал занимает значительную часть этого очень емкого и насыщенного сборника. Из которого можно, к примеру, узнать, как уже в 1951 году Шагал, живший снова во Франции, подал прошение на въезд в США и получил отказ. И таким «отказником» был восемь лет. Только в 1958 году состоялась та знаменитая грандиозная встреча великого художника в Америке, которую устроил Рокфеллер. В своей статье «Жизнь и творчество Марка Шагала в Америке» Гирш Райхельсон приводит документы из архива ФБР: «Конфиденциальный надежный информатор уведомил, что Марк Шагал и его дочь Ида Шагал-Раппопорт, также известная как миссис Шагал-Раппопорт, часто общалась с проф. Соломоном Михоэлсом и подполковником Ициком Фефером, членами еврейской делегации из СССР, которые совершали тур по Соединенным Штатам с 17 июня 1943 по 20 октября 1943 якобы для укрепления отношений между евреями СССР и Соединенных Штатов... Расследование показывает, что Михоэлс был заинтересован... в научном отчете относительно теории структуры атома».
- Борис Гулько. (Нью-Джерси, США.) Поиск смысла. Опыт моего поколения.
Часть первая.
Человеку необходимо мировоззрение. Моему поколению, а также близким к моему, с мировоззрениями не везло."На знаменитой выставке «
Дегенеративное искусство»*, которую нацисты четыре года возили по Германии (с 1937 по 1941 год), чтобы просветить немцев, как не надо видеть мир, среди прочих были представлены российские евреи Марк Шагал и Эль Лисицкий". (...)
"Занятно, что когда Хрущев в 1962 году занялся борьбой с чуждой эстетикой (а коммунистический эстетический канон был неразличим от нацистского), огонь его критики тоже пал на евреев - художника Роберта Фалька и скульптора Эрнста Неизвестного.
Работы Марка Шагала высвечивают особенность еврейской религиозной живописи. Творчество художников-христиан - это обычно иллюстрации Священного Писания с вечными темами страдания, материнства, красоты (не очень-то спасавшей мир), бесконечные прекрасные мадонны с не очень получавшимися мясистыми младенцами.
Послание, которое нес Шагал (музей его в Ницце так и называется - «Библейское послание Марка Шагала») - это переосмысление им в цвете ТАНАХа. На иллюстрации это даже не претендует - это личная, понятая Шагалом библейская история евреев. Да и картины Шагала на христианские темы - это тоже переосмысление еврейской судьбы. Его «Белое распятие» из Института искусств в Чикаго - прибитый к кресту еврей, покрытый талесом, а вокруг пылающая синагога, толпа погромщиков с красными флагами, убегающие, уплывающие, пытающиеся спастись и спасти свиток Торы евреи. И горящая, не гаснущая менора. Картина, наверное, могла бы называться «Еврей и ХХ век». У Шагала история Иешуа из Назарета приобретает смысл, отличный от традиционно христианского. Это история еврея, которому дороги иудейские ценности, во враждебном мире".
-
Исполнилось 125 лет со дня рождения Марка Шагала. Виолетта Лазарева. runyweb.com 09.07.2012
"Имя Марка Шагала неразрывно связано с Нью-Йорком.
Два его панно «
Триумф музыки» (что-то напоминает название? Триумф воли? Вагнер полагал, что он воспел триумф музыки и германского духа? но муза изящна? нисколько не напоминает идеал красоты
Рифеншталь - прим. Р.Б.)
Фото из журнала
designsplash и «
Истоки музыки» (
здесь), созданные в 1966 году, украшают интерьер Метрополитен Оперы..." (...)
"Весной 1942 года Леонид Мясин, хореограф и бывший танцор «Русского балета», приглашает Шагала к участию в оформлении балета «Алеко». Художник выполнил задние декорации и четыре огромных красочных фона, воссоздающих сказочную атмосферу пушкинской поэмы. Шагалу также заказывают оформление спектакля «Жар-птица» Джорджа Баланчина, однако его декорации не понравились Игорю Стравинскому и предпочтение было отдано Пикассо. Но костюмы по эскизам Шагала, созданные его дочерью Идой, были приняты".
...
"Незадолго этого (падение Франции) нацисты изъяли из музеев свыше 50 работ Шагала и по приказу Геббельса публично сожгли их на костре. Это была одна из первых акций по уничтожению фашистами так называемого «дегенеративного» искусства".
По теме:
Заказ Геббельса оценили у Михалкова. Вадим Дышкант. zn.ua 09.07.2012
Шагал и Музыка:
"Звездный путь" витебского "авиатора живописи". Иван Александров. В знаменитой коллекции Лобановых-Ростовских, привезенной в Петербург, есть и эскизы Марка Шагала.
"В 1942 году витебский Мастер придумал декорации и костюмы для постановки "Алеко" в американском балетном театре. Заметим, тот балет стал исключительно русской постановкой. Сюжет его взят у Александра Пушкина, музыка оркестрована на основе фортепьянного трио Петра Чайковского*, а хореографом выступил
Леонид Мясин, прославившийся как танцор в знаменитых "Русских балетах" Сергея Дягилева. Шагал, работая над спектаклем, постоянно слушал записи музыки Чайковского. Для спектакля он написал впечатляющие задники - и вновь
над сценой парили - нет, не жена Белла, не петухи и коровы, а совсем иные причудливые персонажи..."
...
Единственное написанное Чайковским фортепианное трио (1882 г.) вошло в число его лучших камерных произведений. Трио посвящено памяти Н. Рубинштейна. Эта музыка не подходит, но какой-то отблеск на творчество Шагала даёт...
-
Трио Чайковского "Памяти великого артиста". (форум - Классика)
-
Биография Чайковского. «Памяти великого художника»...
-
Чайковский. Трио. - Л.Гаккель.
Версий на youtube много, даже выбрать трудно. Останавливаюсь на этой:
Tchaikovsky Piano Trio Op 50 Du Pre Barenboim Zuckerman LIVE.
Click to view
О "дегенеративном искусстве" интересная подборка у
encircled_plus - "Дегенеративное искусство.
Всякая тираническая власть обеспечивает себя реалистической культурой. Анатолий Васильев.
Не смог удержаться, и
вот делюсь с вами отсканированной статьёй Григория Козлова „Дегенеративное искусство“ из июльской «Артхроники».
...
Немного о музыке Веберна и Берга.
...
И фотографии, с конца мы и начнём наше повествование... и вовсе не о Шагале или о том, как прекрасна Франция...
St-Paul-de-Vence, France. 2011
...
Фильмы, хронику и фрагменты из которых мы использовали в зарисовке:
1.
Auschwitz. The Nazis & The "Final Solution". (BBC, 2005) - на
youtube.
2*.
Marc Chagall. - Режиссёр Ким Эванс (Kim Evans), 1984.
3*.
Марк Шагал - художник из России. - Сценарий: А.Каменский. Режиссёр: Марианна Таврог. Центрнаучфильм, 1987.
4*.
Марк Шагал. Искусство любви. - Режиссёр: М.Минкин. Сценарий: Дм.Минченок. 2007.
5*.
Марк Шагал. Выставка картин в ГМИИ им.А.С.Пушкина. 1987 год. - Автор и ведущая И.А.Антонова (дир.музея). Режиссёр: Мария Николаева. 2009.
* - меня почему-то не удивляет, что этих фильмов на youtube нет...
А также видеоматериалы из архива Академии барона Брамбеуса.
...
Неплохая коротенькая экскурсия -
http://terve2008.narod.ru/cenpol.htmИ видео Saint Paul de Vence Alpes Maritimes
Загружено пользователем
ChabanisTV , дата: 06.05.2011
Click to view
...