Первый женский молодёжный журнал на Урале. Год 1915

Aug 21, 2014 14:18

Время уплотняется. Потому будем разрабатывать "систему" набросков.
Напомню, что 1-я женская гимназия Екатеринбурга открывается в 1860 году. В 2015, к юбилею журнала округлится и эта дата - гимназии исполнится 155 лет.
Предлагаемая вниманию читателя заметка появляется во втором номере журнала откликом на статьи, которыми встретили екатеринбургские газеты столь необычное явление - женский журнал, ещё и молодёжный, ибо авторами публикуемых материалов являлись ученицы гимназии. А вот в первом номере вступительной статьи вы не найдёте. Мы потом обыграем эту "оплошность" в отражённом свете...
Два отзыва.Появление в свете нашего журнала было отмечено местной печатью.
В № 28 "Уральской жизни" мы увидели первый отзыв о нашем начинании в статье г. С.Виноградова "Аккорды жизни". Что же представляет из себя этот трепетно ожидавшийся отклик на первые шаги молодёжи? Статья г. С.Виноградова наполовину критика, и нельзя не признать, что иногда довольно поверхностная. Но не буду опровергать её: не в моей цели доказывать оригинальность этой критической статьи, в которой автор "Аккордов жизни" неизбежно видит почти за каждой статьёй ученического журнала гимназические учебники (давно отжившие притом).
Постараюсь указать лишь, что такое наш журнал в общем, по мнению нашего критика. Как известно, журнал издаётся с разрешения, но в этой злосчастной пометке "печатать разрешается" и заключается для г.Виноградова "Печать Антихристова", она сулит ему рутину гимназической жизни... Ну, одним словом, "сочинения на пять и четыре с плюсом", как прекрасно выразился сам г.критик. Трудно развиться сильному и красивому дарованию "под крылышком" у начальства: "Увы, только неглубоко сидящие челны могут миновать благополучно рифы разрешений учебного округа", - формулирует критик свою мысль, - "все же яркое разобьется об их острые ребра". Коненчо, в этом иногда может заключаться и известная доля правды, но надо заметить, что у г. С.Виноградова крайне односторонний взгляд на педагогов: он, кажется, представляет их всех в виде начальства и не желает допустить в среду их личностей, не похожих на чеховского "человека в футляре", под влиянием (но не под крылышком) которых действительно бы могли зародиться зачатки общественной жизни молодёжи. Поставив в виде предисловия выше приведённый отрывок, г.С.Виноградов высказывает пожелание сотрудницам: "Пусть тоскою и думою зажжется их взор". "Пусть сильней обозначится общественная струя"? Но что же представляет журнал без всякой причастности к общественной жизни? - Он ничтожен, он узок и бледен. А если широкая общественность коснётся его, если вдумчиво и серьёзно захотят участники его постигнуть действительно трудную жизнь - тогда? "Тогда он "разобьётся" о вероломные подводные камни" - спокойно отвечает критик. Итак - или бледное и невзрачное существование этих зелёных и серых печатных тетрадок - или крушение.

Что же делать? - спрашивают себя сотрудники... "Лесной галиматьи".

Между тем в столбцах газеты "Зауральский " появился новый ответ, где звучат другие ноты, другое отношение при тех же пожеланиях "Что делать? Вы поняли - что вам делать; вы молодёжь, чуткая, сильная. И главная сила ваша в том, что вы сознали свою роль в эту годину; в том, что вы "ищущие". Не забывайте, что "ищите и обрящете; стучите и отворится вам" - в вольном переводе статья г.Искры, с удовольствием читала её, но не потому, что нас "хвалят", а потому что г.Искра сумел уловить святое недовольство жизнью и чистую любовь к солдатам-защитникам; он нашёл признак общественной мысли: не находя нужным критиковать он чувствует "юность и свежесть сил, молодость души"; "дадим же молодёжи дорогу!" - искренно кончает г.Искра.

Сравнивая эти обе статьи я скажу: нам рифы г.С.Виноградова не страшны - эти рифы не разобьют, не сумеют разбить яркое и сильное, если оно будет, то пробьётся через какие угодно "рифы" и найдёт себе пути, но для нас есть другие "скалы и мели" - это наше же действительное отношение к событиям. Будем бояться безразличности и равнодушия, постараемся теперь, когда общество приветливо и с ожиданием смотрит на нас, о том, чтоб слова г.Искры не оказались идеализацией нашей жизни и нашей массовой психологии. Всмотримся вдумчивей в текущие события, в свой город и, сознавшие свою роль в наше ужасное время раньше, действительно докажем, что молодёжь, на которую так влияет война, которая рвётся на помощь "за великое дело любви" существует не только в представлении г.Искры.
Спросим себя, "те ли мы, которых требуют великие события и ждёт общество; те ли, которые сознательно стремятся к пополнению своих знаний "для будущей культурной работы и глубоко проникнутые желанием быть полезными своей родине готовятся к исполнению этого "долга"? Не дадим с горечью сказать автору "Накануне" - "Я ошибся". Разочарование в молодёжи - одно из самых тяжёлых чувств.
Гимназистка. Журнал "Общими силами", 1915, № 3. - сс.23-24.
Начнём со статьи Виноградова, у девушек были основания обидеться на неё.

Аккорды жизни.Приятная новинка екатеринбургской жизни: перед нами литературно-научный журнал учениц 1-й женской гимназии - «Общими силами».
С большим интересом начинаешь перелистывать эту зелено-жёлтую, изящно изданную книжку, что-то скажет своими первыми, незрело-робкими, но непосредственно вылившимися из глубин сердца, произведениями «молодость, спутница милая»?
Вспоминаются невольно собственные школьные годы, весна жизни, растаявшая бесследно в потоке позднейших дней; приходит на память газета, издававшаяся в стенах школы совместно с несколькими товарищами.
Правда, она была только рукописная и не имела пометки «Печатать разрешается. Попечитель оренбургского учебного округа», какая красуется в конце журнала екатеринбургских гимназисток. Правда и то, что начальство не знало о существовании этой газеты, а то редактору её пришлось бы плохо: тогда, четверть века назад, педагоги держались относительно литературных занятий своих питомцев несколько своеобразных взглядов.
Теперь не то: польза и значение школьных журналов для развития учащихся не считаются какой-нибудь вредной ересью, педагогическим nonsens, бессмысленной нелепостью.
Журналы выходят с благословения и одобрения школьного начальства; их не переписывают тайком, как раньше, но печатают в типографиях.
Однако в такой легализации гимназического творчества есть и своя опасная сторона: попадая под благосклонное крылышко директоров, инспекторов и проч. училищной власти, оно теряет независимость и свободу, бледнеет и превращается в те «сочинения», за которые ставят «пять» и «четыре с плюсом».
Увы, только неглубоко сидящие челны могут миновать благополучно рифы разрешений учебного округа, все же смелое и яркое разобьётся об их острые рёбра…
Но посмотрим, что даёт первый номер журнала учениц первой гимназии.
Прежде всего о поэзии.
Последняя представлена несколькими стихотворениями. Признаться откровенно, они довольно-таки наивны, бледны и трафаретны, в них сплошь попадаются такие шаблонные выражения, как: «уснувшая река», «объемлет дремота» и т.п., иногда режут ухо даже архаизмы («вечер сей чудный»…). Лучшее стихотворение «Астры».
Прихрамывают и научные статьи. Литературно-критические («Личность Лермонтова», А.П.Чехов) написаны под сильным влиянием Галахова, Стоюнича и прочих школьных авторитетов; от исторического очерка «Нерон» очень и очень наносит Иловайским.
Но зато недурны миниатюры «Два концерта» и «Мать», проникнуты тёплым и искренним чувством.
Обращают также на себя внимание жанровая картинка «На станции», обнаруживающая в авторе живую наблюдательность и знание местного народного говора.
Вообще, во многих юных писательницах, выступающих в первой книжке журнала, есть «что-то», и дай Бог, чтобы это «что-то» не заглохло совсем, но распустилось в скромные, но милые цветочки; чтобы исполнилась надежда, высказанная в шутливой пародии «Эволюция среди насекомых».
- «Кто знает, может быть, из «Лесной галиматьи» выйдут будущие писатели, которые своими талантами удивят всё лесное братство. Да, развитие необходимо, и хорошую цель избрали насекомые. Молоды они, право».
Этими словами и мы закончим свою статью, прибавив ещё одно пожелание: пусть сильнее обозначится в журнале екатеринбургских гимназисток общественная струя, пусть «тоскою и думою зажжётся их взор», - молодость прекрасна в особенности тем, что сливает свою жизнь с жизнью всего человечества, отзывается на его страдания…
Но это принадлежит уже к области тех рифов, о которых говорили мы выше.
С.Виноградов. Газета «Уральская жизнь», 1915, 6 февраля, № 28. - с.3.
И вторая заметка - "Зауральский край, 1915, 19 марта, № 63. - сс.3-4.
А здесь есть копия, с.3.









с.4. Окончание.



И из того же номера об упомянутой отмене экзаменов, с.3:



История образования на Урале, Уральские газеты, 100-летие 1-го на Урале Женского журнала, 2015-календарь, 100-летие 1-го на Урале Молодёжного журн, Газетный зал, "Общими силами", 1915, История женского образования, Журнальный зал, Историко-краеведческая лаборатория, Старые газеты, "Зауральский край"

Previous post Next post
Up