К планам на 2015 год: к 105-летию Венецианского процесса. Российско-итальянский проект

Aug 16, 2014 14:25

Оригинал взят у rbvekpros в Что общего между Пермью и Венецией? 1910 год.
Перелистывая страницы "Уральской жизни" за 1910 год, вы не сможете не обратить внимание на то, как из номера в номер, навязчиво и неотступно, пестрит, переливаясь, завлекая и отвлекая ваше внимание от вашей темы, фамилия Тарновской... сначала вас это раздражает, но вскоре вы забываете о цели своего исследования и начинаете вчитываться в каждую заметку, а они бывают весьма пространны и непременно увлекательны. Думаю, это были перепечатки из столичных изданий, обещаю уточнить, не завтра и даже не через неделю, но порой мне казалось, что наши журналисты имели и нечто свое, некоторым образом похожее на собственное, самостоятельное суждение. Однажды, я надеюсь, мы вернемся к венецианским маршрутам героев этого сериала, но пока будем исследовать излучины нашей скромно-мутноватой речушки времени, формирующей своеобразный облик истории Урала (черт побери, начинаешь подражать всем подряд).
Процесс Тарновской. Пермь. Герои венецианского процесса. - "Уральская жизнь". 14 марта 1910 г."Прилукова, Комаровского и самой Тарновской, урожденной графини Д'Орурк, мы, пермяки (так и хочется добавить: "пермяки соленые уши", но излагают с достоинством и знанием дела и психологии разлагающейся полурусской аристократии - Р.Б.) не имели удовольствия знать. Зато Перми хорошо знакомы как брат Тарновской граф Д'Орурк, так и убийца Комаровского Наумов. Первый служил лет 6-7 назад на пермской железной дороге помощником начальника службы движения, второй - сын бывшего пермского губернатора Наумова - коротал в Перми свои студенческие вакации. Д'Орурк мы привыкли видеть в театре на оперных спектаклях с клавираусцугом в руках (он вел рецензии в "Пермском крае"), а молодого Наумова видели везде, где можно было нескучно провести время, и составили о нем определенное мнение, как о вивере, в голове которого хозяйничают ветерок пустомыслия и легковоспламеняющаяся вспыльчивость".

Из наиболее ярких характеристик Тарновской:
"Тарновская - идеал современной светской женщины. Дело Тарновской - апофеоз ее разложения..."
"Тарновская - потомок шотландских (последующие разночтения - Лурье считает их ирландскими - нас смущать не будут, ирландские ли, английские - корни можно обнаружить на европейском материке, к примеру, в Бретани или Нормандии - Р.Б.) королей Стюартов (предательство, коварство, измены, пороки) - высший слой русской аристократии - самой порочной на свете..."
Итальянцы назовут Марию - Angelo Nero, Чёрный ангeл. (сравните - Дм.Н.Мамин-Сибиряк. "Кара-Ханым" ли Черная мадонна). Впрочем, были и иные мнения: putain totale, la puta assassina (найдете здесь: Роковая женщина Мария Тарновская ("Il Giornale", Италия), пер.Наталии Самусенко, правда, статья несколько однозначна и в оригинале называется иначе, за Dark Lady интереснее последовать вместе с Шекспиром и "Независимой", ведь корни-то шотландские, а не с морализаторством - Maria Tarnowska, la dark lady fedele solo al delitto. Как вы полагаете, куда нас это может привести? Конечно, на мусульманский... - или иудейский? цыганский? африканский? - восток.)
Литературщины в заголовках в изобилии, сейчас жалею, что не выписывал названия статей:
"Разлагающаяся культура", "Герой нашего времени", "Тарновщина"...
Но по мере развития процесса отношение к его фигурантам со стороны журналистов меняется, и вскоре Тарновская окажется не циничной и порочной женщиной, а жертвой зависти, интриг, непонимания, обстоятельств, общества... А потом, как водится, о Тарновской забудут. Уральцам о ней напомнят только в 1913 году, когда выйдет книга Анны Виванти "Цирцея" (Уральская жизнь от 25 авг. 1913 г.), а Тарновская будет помилована (У.ж. от 5 сентября 1913 г. Такое предположение ещё в 1912 г. допустила одна из французских газет)
Отмечу, что яркость и переливчатость пестроте, о которой я упомянул, задают выходки Пуришкевича (причём порой против них протестуют даже студенты), за сообщениями о которых вы тоже невольно начинаете следить (что такое правление Путина без представлений Жириновского, к примеру?). 1 ноября на заседании Государственной Думы он устраивает - а у вас уже складывается свое  мнение - не "очередной", а ожидаемый скандал:
"Русская интеллигенция - это в переводе на простой язык, извините за выражение: сволочь". (Очередной скандал. - Уральская жизнь, 3 ноября 1910 г.)
А 5 ноября появляется странная заметка об "отъезде" Толстого из Ясной Поляны (постоянно забываю, что это по старому стилю, сообщение припозднилось), приправленная ядовитым замечанием журналиста, уже имеющего свое мнение, которое, правда, еще опирается на слова чужого классика - Кнута Гамсуна: "В этом писателе и мыслителе чувствуется какая-то честная фальш". Этим мы и завершим предварительный набросок плана нового путешествия. Отмечу лишь, что журналисты, "преодолев" русскую критику, начинают чувствовать свою силу и власть над умами почитывающей газетки публики, что пора преодолевать и русскую литературу, ибо мы уже догадываемся, кто в этот период начинает представлять журналистику, а по статьям о процессе Тарновской постоянно будут бродить тени и отражения теней героев русских писателей - то Элен Курагиной-Безуховой, то Анны Карениной, то Кати Масловой, то Раскольникова, то Свидригайлова, то Ставрогина... одним словом, чтобы разобраться в процессе, придется перечитывать (только не пересматривать экранизации!) русскую литературу, ох, как же это муторно... Создавалась и формировалась некая призма, через которую будет разлагаться в радугу "представлений" луч света в царстве теней... иллюзион, электротеатр... одним словом, страсти по России постепенно накалялись вновь и иначе.

Примечания.- Пермяк соленые уши - традиционное прозвище жителей пермских земель. По легенде, связано с распространённым в крае промыслом солеварения. Считается, что прозвище получили работники, таскавшие на плечах мешки соли, отчего их уши пропитывались солью, увеличивались и краснели.
- Клавираусцуг - клавир (нем. Klavierauszug, от Klavier - фортепьяно и Auszug - извлечение),- переложение муз.-сценич. произв. (гл. обр. оперного или ораториального) для пения с фп. К. содержит осн. элементы сочинения: мелодии, гармонию, ритм. При этом перекладываются лишь голоса оркестра (вок. партии пишутся каждая на отд. строке). К. пользуются в процессе репетиций при разучивании вок. партий (сольных и хоровых), на общих спевках и др. Он является также средством для ознакомления с муз. произв. широких слоев музыкантов и лиц, интересующихся иск-вом.
- Вивёр - (франц. viveur, от vivre - жить). Человек, ведущий веселую жизнь; весельчак; кутила, прожигатель жизни. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.

Губернатор Александр Петрович Наумов, отец нашего героя.Наконец, мы подобрались к интересующей нас теме, собственно, к событиям на Урале, предшествовавшим разгулу красного петуха. Годы разбегаются в разные стороны по разным странам, в тщетных попытках сохранить нажитые непосильным трудом остатки признаков здравого смысла я должен заставить себя придерживаться железной логики, утешаясь надеждой, что пылкое воображение молодых исследователей, зацепившись за образ Черного ангела, навсегда сохранит в своей памяти хотя бы имя незадачливого губернатора нашей провинции. Что делать? - сын мечтал иначе оставить свой след в истории, уже мировой. Честно говоря, с большим интересом читал то, что нагородил наш земляк:
"27 (14) мая (1905 года - Р.Б.) в Перми, далекой от столичной политической жизни, вдруг произошли массовые волнения. Участие в них приняли не рабочие и не революционеры, а учителя и старшеклассники. Началом послужил запрет губернатором Наумовым организационного собрания Пермского отделения Всероссийского учительского союза в доме Мешкова.
Власти имели информацию, что мероприятие будет использовано оппозицией, но принятые полицейские меры в итоге привели к массовым шествиям по пермским улицам с красными флагами, революционными песнями и револьверной стрельбой по стенам губернаторского дома. К шествию обиженных учителей и гимназистов охотно присоединялись пермяки разных сословий.
Неумелые действия полиции лишь вызывали издёвки и смех манифестантов. Протестное настроение после целой серии крайне неудачных действий императорских военных и гражданских начальников было всеобщим. В те самые дни - 14-15 (27-28) мая - совершился полный разгром русского флота под Цусимой (гениальная связка! люблю грешить подобными, но я бы обязательно добавил, что где-то в майских числах в далекой Германии родился Карл Маркс, и это событие многое предопределило в исходе первой русской революции - Р.Б.).
Губернатор Наумов после майских событий в Перми оказался меж двух огней. Хотя предпринятыми им действиями (вызов казаков) удалось восстановить порядок, пермская интеллигенция обвинила его в ненужной жесткости, а столичное руководство - в нерешительности и попустительстве толпе.
Между тем стремление решать даже бытовые конфликты силовым методом приводило к масштабным вооружённым выступлениям, самым ярким из которых стало восстание на броненосце «Потёмкин» в июне 1905 года. Подавление казаками в июле сходки рабочих на Вышке в Мотовилихе тоже привело лишь к человеческим жертвам и эскалации конфликта.
Нетерпимость и жестокость проявлялись далеко не только в политике. В том же июле в Чермозе произошло ограбление и немотивированное осквернение церкви, сопровождавшееся убийством нескольких служителей «с исключительным зверством и жестокостью». Сообщения о диких нравах и бытовой агрессии печатались местной прессой почти ежедневно.
...
В Перми как раз накануне началась забастовка железнодорожных служащих. Они и узнали первыми о манифесте по телеграфу. Тут же забастовку было решено прекратить и направиться в собор отслужить молебен в честь дарованной царём милости. Но помощник городского пристава Иванов ничего о манифесте не слышал, а может, и слышать не желал.
Во главе отряда казаков он самочинно ворвался на лошадях в толпу, подошедшую к углу улиц Сибирской и Покровской (Ленина), принявшись избивать нагайками шествие, в котором были дети и женщины. Городской театр стал импровизированным госпиталем для десятков раненых и помятых в давке.
Весть о произошедшем быстро распространилась по городу. Очевидцем события стал городской голова и другие уважаемые лица. Все они прибыли к дому губернатора на улице Сибирской, где уже собралась возмущённая толпа жителей. Губернатор Наумов выразил своё сожаление и пообещал наказать виновных в превышении полномочий. К Сибирской тем временем подходили всё новые колонны, появились красные флаги, раздалась «Марсельеза», шли выступления ораторов.
Губернатор, справедливо опасаясь ещё более масштабных эксцессов, приказал полиции и казакам не вмешиваться. Толпа манифестантов, увеличиваясь, направилась к губернской тюрьме, чтобы освободить политзаключённых. Там она натолкнулась на вооружённую охрану, которую наиболее горячие головы требовали смять штурмом.
Посовещавшись, манифестанты решили отправиться к губернатору, чтобы тот дал приказ тюремной администрации. Вообще-то официальной амнистии политзаключённым не было. Тем не менее губернатор Наумов отдал по телефону приказание об освобождении политических. Манифестанты этим не удовлетворились и заставили губернатора, вытащив его из кабинета без шапки, идти к тюрьме лично, помня об утреннем эксцессе с полицией.
После хождения до самого вечера в колонне с красными флагами и революционными песнями Наумов подал в отставку. А возбуждённое революционное настроение витало на пермских улицах ещё неделю. Особенно активно вели себя учащиеся, включая семинаристов. Увы, не обошлось и без столкновений со сторонниками монархии (Увы?! - Р.Б.). Но эти эксцессы не шли ни в какое сравнение с тем, что произошло в соседней «столице Урала».

В Екатеринбурге автору привидится ледовое побоище. Более цитировать не хочу и не буду: Владимир Ивашкевич. Первая октябрьская революция ("Новый компаньон", Пермь).

Немного о Толстом.- Более развернуто об отношении Гамсуна к Толстому: natabelu пишет в ru_tolstoy КНУТ ГАМСУН О ТОЛСТОМ.
- В.Ф. Ходасевич. Уход Толстого.
- Интересно. От wyradhe - Страшная кончина Элен Безуховой в раннем замысле Войны и Мира.
"Преодоление Толстого".В Москве состоялся закрытый просмотр фильма «Уход великого старца». «Присутствовавшие при демонстрировании картины пришли в негодование от тех несуразностей, гадкой лжи, безобразных нелепостей, порочащих память и доброе имя Л. Н. Толстого, которыми было полно отвратительное „произведение“ спекулянтов. Разумеется, ни о каком участии родных и знакомых великого писателя в такой грязной выдумке не могло быть и речи. Позорили память Толстого „добровольцы“ из публики, и позорили самым вопиющим образом. Спекулянты „обработали“ яснополянскую трагедию духа Льва Николаевича, уход его из Ясной Поляны и события, сопровождавшие этот уход. На экране перед изумленными зрителями проходили картины одна гаже другой. И сам Толстой, и графиня Толстая, и дочь, и Чертков, и другие выставлены в самом отвратительном свете. Разумеется, семья Толстых приняла все меры к тому, чтобы в России позорная картина демонстрирована не была. Граф Л. Л. Толстой сказал по поводу этого следующее:
- К сожалению, приходится констатировать, что циркулирующие в городе слухи о возмутительном надругательстве над именем моего покойного отца - чистейшая правда. Я своими глазами видел всю эту безобразную картину от начала до конца и, конечно, приложил все усилия к тому, чтобы она не увидела света. В России картина демонстрироваться не будет. Это я могу сказать с уверенностью. Вчера же нам сообщили, что вся эта история печально подействовала на графиню С. А. Толстую, которая заболела, узнав об издевательстве над покойным писателем».
«Сценарий для этой ленты составляло лицо, близко стоявшее к Толстому, знавшее интимную жизнь всей семьи и задавшееся целью выяснить трагедию души великого писателя. Разрыв с семьей, уход из Ясной Поляны, случившийся за несколько дней до смерти, подготовлялись давно. Автор сценария дает на экран ряд картин, рисующих это положение. Последние события из жизни Л. Н. Толстого переданы с фотографической точностью. Картина эта цензурному запрещению, как нам известно, не подвергалась. Только заключительная картина - встреча Льва Толстого после смерти с Христом - могла бы вызвать цензурное „veto“, все остальное в цензурном отношении не представляет никаких препятствий. Дело же обстояло так. Когда лента была готова, владелец ее воспользовался пребыванием в Москве детей Л. Н. Толстого и просил их посмотреть картины. Они смотрели их и нашли, что личность их матери изображена в некрасивом свете. Поэтому они просили ленту не демонстрировать, по крайней мере, в России и при жизни гр. С. А. Толстой. Владелец ленты, заплативший за нее, как говорят, 40 тысяч рублей, согласился. После этого С. А. Толстая предприняла ряд мер к тому, чтобы цензура не разрешила этой ленты. Но такие меры были излишни. За границей лента будет демонстрироваться в ближайшем будущем».
В фильме состоялся кинодебют И.П.Кавалеридзе (он гримировал В. И. Шатерникова, исполнителя главной роли). В картине были использованы документальные съемки, в том числе сделанные в Астапове. С. А. Толстая, В. Г. Чертков и другие ходатайствовали о запрещении демонстрации фильма - видимо, поэтому В. Е. Вишневский считал, что фильм никогда не показывался (см. Вишневский 1945а, с. 24).
Янгиров Рашит в Энциклопедии кино RuData: «Петербургский листок», 1912, 12 ноября; «Раннее утро», 1912, 13 ноября. Позднее фирма «П. Тимман и Ф. Рейнгардт» продала фильм за границу, «где он довольно много демонстрировался». Гинзбург, с. 146.

Немного о Тарновской.
- Михаил Талалай. Мария Тарновская. Русская муза Висконти. - Радио Свобода.- Газетные заметки с 1907 по 1912 год с сайта "Газетные старости".
- Лев Лурье - о судьбе графини Марии Тарновской и участи ее поклонников. Влюбить по-русски. - ОГОНЕК №51 (5260) от 24.12.12
- Лев Лурье. Дамострой. - Журнал "Огонёк", №42 (5201), 24.10.2011
- Михаил КАЛЬНИЦКИЙ. Процесс Марии Тарновской. Источник Информации: "Интересный Киев".
- Лев ЛАХИН. Роковая женщина. - 18.08.2000, Нижегородские новости.
- некто ARVIK. История «Черного Ангела».
- Мария Николаевна Тарновская. «В прейскуранте стереотипов нет её мечтам названья и цены…» - Палома, август 2006 года.

По Шекспиру.
- By Dalya Alberge and Claire Ellicott. Was Bard's lady a woman of ill repute? 'Dark Lady' of Shakespeare's sonnets 'may have been London prostitute called Lucy Negro' - www.dailymail.co.uk (я открывал через гугловский переводчик)В этой статье есть заметка "BLACK PEOPLE OF LONDON TOWN" об африканских рабах в Лондоне.
- DALYA ALBERGE. New evidence supports claim that William Shakespeare's 'Dark Lady' may have been a Clerkenwell prostitute. Shakespeare's lust object may have been Black Luce from Clerkenwell. - The Independent. 27 August 2012 .
- Перевод в сокращенном варианте: Британцы нашли прототип "смуглой леди" из сонетов Шекспира. - Лента.Ру
- Общепринятая версия: Черная леди - это Мэри Фиттон Ольга Кувшинникова. Шекспир и Смуглая леди.

Роковая женщина.Интерпретировать по большому счету можно как угодно. Для роковой женщины подходит французское - femme fatale... как представитель более отсталой народности я "black lady" перевожу дословно: черная дама... да и просто дама в черном, в трауре, привязать "свой" перевод к образу Тарновской у меня не получается, переживать об этом не будем...
Женщина в черном



Появившееся продолжение темы (сожалею, избежать этого прокола не удалось, разберусь позже):
"Славянская трагедия". Часть 1.
"Славянская трагедия". Часть 2.
"Славянская трагедия". Окончание. (я крайне сомневаюсь, что так запросто бросающий ссылку на материал и вместе с ней сам материал искренен... нет, избавляясь от материала, саму тему он вряд ли бросит, а мы посмотрим, чем закончатся его попытки избавиться от темы, мыслей, образов...)

2015-календарь, Историко-краеведческая лаборатория, Интернациональные проекты, 1910, Итальянский зал

Previous post Next post
Up