Здание 1-й Екатеринбургской женской гимназии

Aug 10, 2014 19:52

Итак, вот как выглядят двери в историю 1-й женской гимназии сегодня (с улицы Толмачева).


Из собрания музея Дома Учителя


Напоминание о храме.
Церковь Во Имя Святой Мироносицы и Равнопрестольной Марии Магдалины (Толмачева, 8) возвели и освятили в 1893 году.



Символы веры.


Двор


Детали


Выход на Карла Либкнехта


Переходим улицу


Фасад


История здания.
Ансамбль первой женской гимназии, 1870-1890-е гг., архитекторы В. И. Ревнер, Ю. О. Дютель

Екатеринбургская женская гимназия образовалась на основе женского училища, которое открылось в 1861 году. На собранные деньги в 1866 году начали перестройку здания училища. В 1874 году училище преобразовали в гимназию.

Постепенно деревянные постройки заменили каменными, и к 1889 году в состав гимназии входили учебный корпус, пансион и службы. В 1893 году при гимназии возведена церковь Марии Магдалины, соединенная переходом с учебным корпусом и пансионом.

Комплекс женской гимназии расположен в центре города, вблизи пересечения основных магистралей и одной из старейших площадей Екатеринбурга (площадь Труда). Его восточный основной вид, определенный фасадом учебного корпуса (1889) с воротами (1866), обращен на улицу К. Либкнехта (бывший Вознесенский проспект).

Из фланкировавших учебный корпус ворот сохранились только левые как симметричные по композиции. Постройки простираются вглубь квартала и занимают участок, ограниченный на востоке улицей К. Либкнехта, на западе - улицей Толмачева (бывшая Колобовская).

По красной линии улицы Толмачева размещены церковь и пансион. Примыкая вплотную друг к другу, они определяют западный вид комплекса. В плане комплекс составляет каре, северная сторона которого частично закрыта службами, южная определена торцовыми фасадами учебного корпуса и церкви. Внутренний двор не сохранил первоначального облика и загроможден временными строениями.

Несмотря на разновременность построек, в них использованы общие принципы композиции архитектурных форм и близкие мотивы декора, популярные в Екатеринбурге второй половины XIX века. Вместе они показывают особенности архитектуры периода эклектики, основанной на интерпретации традиций классики и русского зодчества. Комплекс представляет образец сложения типа учебных сооружений на Урале в последней трети XIX века, вписанного в структуру города и сохранившего свои первоначальные черты.

Главный учебный корпус (до 1889 года) женской гимназии выстроен как двухэтажный в плане по форме буквы «Г» и состоит из двух частей: основной (восточной) и примыкающей к нему с запада, вытянутой в глубину квартала.

В целом здание отличается функциональной организацией и пышным оформлением в «русско-византийском» стиле. Все фасады корпуса подчинены принципам осевой симметрии.

Главный фасад с входом в повышенной средней части, с крыльями и ризалитами по сторонам приходится по красной линии улицы К. Либкнехта. В его композиции особое внимание уделено центральному объему, на средней оси которого помещен вход, над ним балкон с ажурной решеткой и выше - третий ярус окон.

Крылья и ризалиты также следуют трехчастному членению посредством размещения окон и декоративной пластики фасада. Все проемы арочные, стены оформлены рустовкой и аркатурными поясами, центральный объем и ризалиты выделены лопатками и завершены фигурными трехчастными фронтонами.

Западный фасад имеет однотипное с восточным размещение окон, но его оформление более скромно. Северный и южный фасады представляют плоскости с окнами, объединенными с другими фасадами подоконными тягами и карнизами.

Планировка основного восточного объема коридорного типа, симметрично-осевая с одинаковыми помещениями по сторонам. По средней оси восток-запад на первом этаже располагается фойе, на втором - актовый зал. С севера к зданию примыкает переход, ведущий в гимназическую церковь и пансион. Подвальные помещения отличаются усиленными перекрытиями в виде коробовых сводов с распалубками. При пересечении стен в коридорах перекрытие усилено арками, а на первом этаже с этой целью использованы ребристые арочные своды.

В разных частях здания сохранились фрагменты первоначальных интерьеров. Актовый зал - двухсветный. Двери, размещенные по крайним осям зала, оформлены каннелированными пилястрами и сандриками. Потолок декорирован профилированным карнизом. Лестница восточного объема ограждена кованой ажурной решеткой. Лестница западного объема обнесена точеными фигурными балясинами.

Учебный корпус переходом (после 1893 года) соединен с церковью Марии Магдалины и пансионом. Западным концом он входит в притвор церкви, на востоке южной стороной примыкает к западному крылу учебного корпуса.

Переход решен в виде параллелепипеда и имеет два этажа. В первом этаже на осях, сдвинутых к церкви, размещены две пологие арки. Одна из них сквозная проездная, другая - подъездная к санитарному блоку учебного корпуса. Фасады перехода организованы размещением окон и оконных ниш. На втором этаже проемы сгруппированы так, что средние два окна и две оконные ниши имеют равные простенки, а крайние окна приближены к ним. Поэтажные профилированные карнизы и межоконные тяги выявляют горизонтальные членения фасадов. Для архитектуры Урала - редкий образец такого назначения.

В 1863 году каменное здание пансиона (первая половина XIX века) с деревянным флигелем и усадьбой было приобретено для женской гимназии первым и в 1866 году было перестроено для нужд учебного заведения. Как пансион оно упоминается с 1889 года.

Это двухэтажное здание расположено по красной линии улицы Толмачева и замыкает северо-западный угол комплекса. Его южная сторона присоединена к помещениям при церкви. На востоке к основному объему пансиона примыкает лестничный объем.

Прямоугольное в плане строение пансиона завершено карнизами с большим выносом и трехчастным фронтоном по средней оси западной стороны и этим определяются оси симметричной композиции лицевого фасада.

Плоскость фасада организована размещением окон в рамочных наличниках, из которых два средних окна отделены от соседних расшитыми лопатками на высоту здания. Такие же лопатки отделяют еще по окну с каждой стороны на высоту первого этажа. Горизонтальные деления фасада выявляют цоколь, этажи и венчающий карниз.

Анфиладная планировка здания изменена позднейшими перестройками и обращена в коридорную. Из первоначальных интерьеров сохранилась только лестница с мраморными ступенями и чугунным ограждением в виде решетки и столбиков.

Планировочными и объемными чертами здание указывает на время сооружения в первой половине XIX века и рассматривается как пример провинциальной постройки, в которой сочетаются классические архитектурные формы с традиционными чертами народного жилища, характерного для Урала.

Церковь Во Имя Святой Мироносицы и Равнопрестольной Марии Магдалины (Толмачева, 8) возвели и освятили в 1893 году. Она примыкает к зданию пансиона своей северной стороной. Церковь сооружалась на единовременное пособие от Екатеринбургского земства и пожертвования частных лиц при энергичном участии председателя Попечительского совета Екатеринбургской женской гимназии, почетного гражданина А. Н. Казанцева.

Двухэтажное здание церкви замыкает юго-западный угол комплекса екатеринбургской женской гимназии.

На севере здание церкви примыкает к пансиону, на востоке переходом соединено с учебным корпусом. Постройка включает собственно храм и апсиду, расположенные по оси восток - запад; с севера храм дополнен помещениями, примыкающими к пансиону. Собственно храмовая часть выделена высотой объема и композицией фасада.

Западный фасад церкви обращен на улицу Толмачева. Он состоит из двух частей. Одна из них - трехчастная симметричная, завершенная щипцом, оформляет храмовую часть. Другая - оформляет помещения, примыкающие к храму с севера. Имеет трехчастную симметричную композицию фасада из однотипных окон с лучковым завершением. В центре ее помещены по три окна в каждом этаже и по сторонам от них еще по два.

Первый этаж на протяжении обеих частей постройки имеет однотипные окна с лучковыми завершениями и рамочными наличниками, чем объединяет все части фасадов в одну композицию. Ее центр помещен по оси храмовой части на уровне второго этажа и выражен осью щипца, выявленной тройным арочным окном и спаренными окнами меньшей высоты по сторонам.

По углам храмового объема на постаментах установлены главки в форме луковиц. Схема восточного фасада аналогична западному, но выполнена с использованием окон с лучковыми завершениями. Южный фасад отличается поэтажной симметрией.

Декоративное оформление фасадов основано на многократном варьировании избранных мотивов. Западный фасад храма выделяется пышным декором.

Его центральное тройное окно заглублено в арочную нишу с профилированным архивольтом. Средний повышенный проем окна отделен от крайних полуколоннами, близкими тосканскому ордеру. Парные окна по сторонам тройного окна имеют подобное оформление, но отличаются контррельефными розетками, помещенными по оси разделяющей их полуколонны.

В плоскости щипца по центральной оси помещены ниши для икон и карниз, венчающий постамент креста. Углы здания обработаны лопатками, общий объем объединяют межэтажные карнизы и тяги. В храмовой части профилированные тяги и карнизы дополнены бегунцом, сухариками, зубчиками и аркатурой. Постаменты глав оформлены полукружиями и контррельефами крестов.

Планировка первого этажа симметрична оси север - юг и определена коридором с прямоугольными помещениями по сторонам. В перекрытиях первого этажа применены арочные, коробовые и ребристые своды.

Собственно храмовое помещение второго этажа представляет трехнефное пространство, в котором боковые нефы уже среднего. Трехчастная прямоугольная апсида раскрывается через арочный проем среднего нефа. Квадратные в плане устои среднего нефа дополнены импостами и соединены между собой пологими арками, выше перекрытие положено по балкам, опирающимся на импосты и консоли стен.

Интерьер храма оформлен профилированной разделкой стен и устоев в три яруса. Первый цокольный ярус оформлен горизонтальными тягами. Второй ярус расчленен на панели, третий расшит на «зеркала». Устои арок подчеркнуты карнизами с лепным растительным орнаментом. Потолки, консоли, балки обработаны филенками. Оформление других интерьеров не сохранилось. Оформление сочетает декоративные классические формы с элементами так называемого «мавританского» стиля, популярного в Екатеринбурге, и традиционными мотивами русского зодчества. В целом здание церкви первой женской гимназии представляет необычный пример домовой церкви, входящей в состав учебного комплекса XIX века.

Публикуется по книге Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург. Екатеринбург, 2007.
Источник: Музей истории Екатеринбурга. Карла Либкнехта, 9. - http://m-i-e.ru/articles/karla-libknehta-9/

История образования на Урале, Архитектура, Историко-краеведческая лаборатория

Previous post Next post
Up