Лестница - символ восхождения и нисхождения. Черновик проекта

Aug 10, 2014 12:09

(Рассказ о библиотеке может быть многоплановым, оставлять пространство для фантазии и импровизаций, знакомя, конечно, с книгами, с фондами, с историей библиотеки и т.д. Поэтому, конечно, это всего лишь черновик, ибо путь бесконечен.)
В этот раз по дороге в Информационно-библиотечный центр Краеведческого музея я зашёл и в сам музей, но пока только для того, чтобы полюбоваться его удивительной лестницей.

Но сначала несколько вопросов от профессора Керна (вы найдёте их у Александра Беляева):
"- Коллега Сабатье говорил уже о вас. Да, мне нужна помощница. Вы медичка? Отлично. Сорок франков в день. Расчет еженедельный. Завтрак, обед. Но я ставлю одно условие...
Побарабанив сухим пальцем по столу, профессор Керн задал неожиданный вопрос:
- Вы умеете молчать? Все женщины болтливы. Вы женщина - это плохо. Вы красивы - это еще хуже.
- Но какое отношение...
- Самое близкое. Красивая женщина - женщина вдвойне. Значит, вдвойне обладает и женскими недостатками. У вас может быть муж, друг, жених. И тогда все тайны к черту.
- Но...
- Никаких "но"! Вы должны быть немы как рыба. Вы должны молчать обо всем, что увидите и услышите здесь. Принимаете это условие? Должен предупредить: неисполнение повлечет за собой крайне неприятные для вас последствия. Крайне неприятные.
Лоран была смущена и заинтересована...
- Я согласна, если во всем этом нет...
- Преступления, хотите вы сказать? Можете быть совершенно спокойны. И вам не грозит никакая ответственность... Ваши нервы в порядке?
- Я здорова...
Профессор Керн кивнул головой.
- Алкоголиков, неврастеников, эпилептиков, сумасшедших не было в роду?
- Нет".

Я бы внимательно посмотрел в глаза и добавил: А если хорошенько подумать?.. Ещё не поздно...









"Винтовая лестница клуба имени Дзержинского в Городке чекистов, ныне Свердловский областной краеведческий музей. Лестница клуба является одним из немногих интерьеров советского конструктивизма, сохранившегося до наших дней практически в первозданном виде. Балочное перекрытие лестницы образует пентаграмму в виде пятиконечной звезды, а сама лестница, вопреки неписаным архитектурным правилам, закручена против часовой стрелки (невероятный сбой произошёл и в истории страны). Другие интерьеры клуба имени Дзержинского серьезно пострадали при реконструкции здания под нужды краеведческого музея. В частности, был безвозвратно утрачен кинозал с деревянной конструктивистской отделкой". - Рассказ Владимира Поморцева о конструктивизме в Екатеринбурге:




Вова Поморцев
Екатеринбург. Конструктивизм

О судьбе архитектурного наследия 20-х годов прошлого века в одном из крупнейших городов нашей страны Далее >>

Но в саму библиотеку ведёт другая лестница. Восхождение. Дыхание. Проходят годы. Теперь ты иногда садишься на ступени и размышляешь, а ради чего ты начал это восхождение? Тебе хочется обозреть свой путь... Но ты подымаешься, смотришь вверх... вверху-то звезда - но звезда ли? на распятие не похоже...



Нисхождение - слово устаревшее, а ведь когда смотришь вниз, видишь воронку... Откуда возникает головокружение? Что произошло с несчастных Гаршиным?

"Мы достигли теперь вершины самаго высокаго утеса. Въ теченіи нѣсколькихъ минутъ старикъ, повидимому, былъ настолько утомленъ, что не могъ говорить.
«Еще недавно», промолвилъ онъ наконецъ, «я могъ бы вести васъ по этой дорогѣ совершенно такъ же, какъ самый младшій изъ моихъ сыновей; но года три тому назадъ со мной случилось нѣчто, что не случалось донынѣ никогда ни съ однимъ изъ смертныхъ - или, по крайней мѣрѣ, что ни одинъ изъ смертныхъ не пережилъ, чтобы разсказать - и шесть часовъ, которые я провелъ тогда въ состояніи смертельнаго ужаса, надломили и мою душу, и мое тѣло. Вы думаете, что я очень старъ - вы ошибаетесь. Не нужно было даже цѣлаго дня, чтобы эти волосы, черные, какъ смоль, побѣлѣли, чтобы всѣ члены мои ослабли, и нервы расшатались до такой степени, что я пугаюсь тѣни, и дрожу при малѣйшемъ напряженіи. Вы не повѣрите, я почти не могу смотрѣть безъ головокруженія съ этого небольшого утеса!» (Языкъ оригинала: англiйскiй. Названіе въ оригиналѣ: A Descent into the Maelström, 1841. - Опубл.: 1901. Источникъ: Собраніе сочиненій Эдгара По въ переводѣ съ английскаго К. Д. Бальмонта. Томъ первый. Поэмы, сказки.. - Москва: Книгоиздательство «Скорпіонъ», 1901. - С. 197-219. - 328 с.)



И наше сознание начинает раздваиваться: мы идём вверх, желая достичь какой-то вершины, но по лестнице памяти мы начинаем спускаться вниз, шаг за шагом, ступенька за ступенькой, чтобы самих себя понять... Идти навстречу друг другу и никогда не встретиться - эта идея была воплощена в жизнь пять веков назад...
Где-то на середине пути происходит это расхождение, когда ты осознаешь, что ты не подымался, а спускался вниз... И где-то на середине пути вы можете увидеть друг друга, посмотреть друг другу в глаза. Бессмысленно задавать вопросы. Ведь ты подымаешься, чтобы увидеть, что там - вверху, а спускаешься, чтобы посмотреть, что там - внизу...
Лестница заставит вспомнить Лес Данте... А в лестнице мы увидим СВИТОК, который нужно развернуть и прочесть, а текст, кстати, может располагаться и справа налево...

Мне не нравится (да, вот такие критерии оценки я выбираю за порогом 50-ти) философия Вячеслава Иванова, и сегодня его расшифровывание классики кажется мне банальным, но, может, кто-то захочет взять в спутники его авторитет:
"Брать и давать - в обмене этих двух энергий состоит жизнь. В духовной жизни и деятельности им соответствуют - восхождение и нисхождение. Общею формулою духовной жизни, понятой как рост личности, можно признать слова Гёте (можно зайти в Белинку - Р.Б.): «к бытию высочайшему стремиться непрестанно». Кто останавливается, сказав мгновению «постой», - падает. Падение по отношению к духовному пути -отрицательная ценность; напротив, положительны как восхождение, так и нисхождение. Восхождение- рост, обусловленный питанием, укрепление, требующее некоего поглощения чужих Дотоле энергий: оно стоит под знаком «брать».
Восхождение нормально; оно человечно. Его смирение - в предпосылке алкания и несовершенства; гордость его - в упреждении наличных возможностей, как будущих осуществлений. Нисхождение, напротив, не следует духовной норме, а ищет или разрушить ее и стать хаотическим, или сотворить ее и стать нормативным; оно может быть звериным или божественным, или, наконец, в чисто человеческой его форме, - царственным. Его смирение - в некоем совлечении своих богатств, в отказе от достигнутого; его гордость - в расточении, в возврате от наличных осуществлений к новым возможностям пройденного пути.
Восхождение есть закон самосохранения в его динамическом аспекте, могущий обернуться при этом нарушении своего естественного статизма в саморазрушение. Нисхождение есть закон саморазрушения, остановленный в своем действии статическим моментом, кристаллическое отложение в личности, грозящее ей окаменением. В общем, восхождение есть накопление сил, нисхождение - их излучение. Духовное ученичество, как таковое, не может не быть непрерывным восхождением; но целостность жизни требует равно восхождения и нисхождения. Опасность и дерзновение присущи тому и другому движению; но большая опасность и большее дерзновение в нисхождении, а не в восхождении. Зато оно, правое и истинное, - и жертвеннее, и благодатнее.
Эти общие размышления не относятся прямо к сфере эстетической. Бросим взгляд на их приложение к этой последней..." - Вяч. Иванов. О границах искусства.

А вот сфотографировать эту лестницу я не смог (чёрт! к стыду своему, экономил даже на "памяти", заняв для себя весьма значительную сумму, чтобы поехать с друзьями во Францию)... Но ночной снимок, который отправил меня к Эдгару По размещу.



zamki_mira Замок Шамбор. Франция. Долина Луары. Часть 1.
"Знаменитая двойная спиральная лестница в центре замка поднимается с первого этажа до светового фонаря, возвышающегося над крышей. Двойные спирали ее маршей заключены в восьмигранник, образующий мощный ствол. Это словно самостоятельный павильон, стоящий в центре греческого равноконечного креста пересекающихся сводчатых залов - "Залов Стражи".


Такая необычная архитектурная фантазия создавала своеобразный игровой лабиринт в духе новых светских затей, что существенно отличало эту лестницу от ее прототипа - лестницы с двумя самостоятельными маршами в парижской церкви св. Бернардена. В отличие от примеров готического зодчества, придававших лестнице служебное назначение и заключавших ее в каменный футляр, здесь лестница занимает центральное положение в композиции интерьерного пространства, являясь его лучшим украшением. Белый камень с берегов Шера и Эндра, который заставлял фасады дворца светиться на солнце, подобно кристаллу, в интерьере с приглушенным освещением, открывается иными своими качествами - почти скульптурной пластичностью всех элементов, мягко прорисовывая каждую деталь.

Поднимаясь по одному ряду ступеней и спускаясь по другому, каждый раз можно по-новому воспринимать одно и то же пространство интерьера. Крестообразные переходы, наподобие мостиков, ведут от ступеней лестницы на второй этаж. Сама же она поднимается в башнеобразный фонарь, возвышающийся на террасе донжона. Кессонированные своды лестницы содержат, чередуясь в шахматном порядке инициал F и изображение саламандры (символы Франциска I).
...
Человек, поднимающийся по "своей" спирали, может увидеть идущего по другой только сквозь небольшие окна, но встретиться друг с другом они не смогут. Эта лестница, несомненно, имеет отношение к проекту замка Леонардо да Винчи с его лестницей из четырех маршей, накладывающихся друг на друга, но нигде не пересекающихся. Очень возможно, что лестница Леонардо да Винчи и задумывалась для замка Шамбор, но впоследствии в процессе строительства была упрощена.


Лестницы в самой Белинке иные - головокружительных пролётов мы не увидим. Но нечто любопытное - обязательно!
К примеру, Циолковского, почти на чердаке, но ведь он и мечтал о звёздах... Бедная голова, которая кочует по Белинке с помощью намозоленных рук "иностранных" рабочих, которые понятия не имеют, кого они перетаскивают туда-сюда, туда-сюда...
В Белинке представлена совершенно удивительным образом космогония Циолковского, жаль только, что никто не отслеживал маршруты Головы - вместилища мозга... конечно, я вспомню необыкновенную жизнь головы профессора Доуэля... Но рядом оказался не профессор Преображенский (конечно, одно из лестничных ответвлений уведёт к Булгакову, можно прогуляться и по этой ссылке, только речь идёт о собачьей голове masterok Разоблачаем! Советский биоробот существовал?), а профессор Керн, ибо происходило это не в России...
"Голова внимательно и скорбно смотрела на Лоран, мигая веками. Не могло быть сомнения: голова жила, отделенная от тела, самостоятельной и сознательной жизнью.
Несмотря на потрясающее впечатление, Лоран не могла не заметить, что эта голова удивительно похожа на голову недавно умершего известного ученого-хирурга, профессора Доуэля, прославившегося своими опытами оживления органов, вырезанных из свежего трупа. Лоран не раз была на его блестящих публичных лекциях, и ей хорошо запомнился этот высокий лоб, характерный профиль, волнистые, посеребренные сединой густые русые волосы, голубые глаза... Да, это была голова профессора Доуэля. Только губы и нос
его стали тоньше, виски и щеки втянулись, глаза глубже запали в орбиты и белая кожа приобрела желто-темный оттенок мумии. Но в глазах была жизнь, была мысль.
(...)
- Скажите, неужели это голова?..
- Профессора Доуэля? Да, это его голова. Голова Доуэля, моего умершего уважаемого коллеги, возвращенная мною к жизни. К сожалению, я мог
воскресить одну голову. Не все дается сразу. Бедный Доуэль страдал неизлечимым пока недугом. Умирая, он завещал свое тело для научных опытов, которые мы вели с ним вместе. "Вся моя жизнь была посвящена науке. Пусть же науке послужит и моя смерть. Я предпочитаю, чтобы в моем трупе копался друг-ученый, а не могильный червь" - вот какое завещание оставил профессор Доуэль. И я получил его тело. Мне удалось не только оживить его сердце, но и воскресить сознание, воскресить "душу", говоря языком толпы. Что же тут ужасного? Люди считали до сих пор ужасной смерть. Разве воскресение из мертвых не было тысячелетней мечтой человечества?.."










А теперь взгляните на оформление обложки книги. Кто подскажет, какой год издания?


Из истории Белинки...

По Э., Архитектура, "Лестница в небо", Переводы, Фантастика, Белинка в гостях..., Фантазии и Реконструкции, Американский зал, Французский зал, Белинка, Музеи Екатеринбурга, Архитектура библиотек

Previous post Next post
Up