Воспользовалась сегодня свободным вечером и заглянула в Сретенский монастырь.
Новый храм с длинным посвящением в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской достроен и открыт для верующих.
Помню победивший на открытом конкурсе проект этого храма. Лестницы с бронзовыми скульптурами, иконостас на стенах фасада.
Своей помпезностью храм очень сильно диссонировал с окружающей застройкой.
Хорошо, что в процессе проектирования все стало более приземленным.
Но к сожалению, осталось крайне эклектичным и случайным в наборе архитектурных форм.
Мне, кстати, из конкурсных проектов тогда больше всего понравилось предложение ЗАО "№РСУ-103".
Понятно, что это другой подход к архитектуре...
Нет! Голые кирпичные стены явно были не конкурентноспособны.
История московского храмостроения начала XXI века пошла в другом направлении.
Победивший тогда проект теперь реализован.
Он такой как есть. Отпечаток наших "ценностей" и "культуры".
Отмечу только одну интересную тенденцию в современном церковном строительстве.
Проектное решение большинства строящихся сегодня храмов не идет дальше закомар и луковичных главок.
Архитектурный объем чаще всего слишком условен и примитивен
Все спасают художники, резчики, позолотчики... Они молодцы.
Со Сретенским храмом так и получилось. Основные силы были направлены на отделку. Отделка хорошая.
Храм облицован очень красивым камнем. Резьба тонкая и качество работ на высоте.
Двери и детали из бронзы смотрятся очень достойно.
И в интерьерах видно, что старались... Много сил приложено. Росписи, резьба, мраморные полы...
Но все это декорация на бетонных стенах. Бетон и современные технологии выдают пропорции арок, подчеркнутые светлыми тягами.
Арки слишком широкие, а столбы слишком тонкие. Не было таких пропорций в древней архитектуре!
На фоне таких арок алтарная преграда совсем потерялась.
Если ее фотографировать без арок, то она очень симпатична. Сочетание золота с тонкой резьбой выглядит благолепно.
Алтарная преграда и в задумке, и в исполнении удалась.
Роспись центрального свода.
В боковых приделах на стенах резьба и роспись.
О росписях хочу сказать отдельно.
С удивлением заметила следующую особенность.
Все росписи в храме выполнены по фактурной штукатурке.
Конечно, в новом храме никто не может запретить писать по такой основе, но это очень непривычно.
Фактурность основы придает росписям матовый оттенок и некоторую мягкость (рыхлость).
Глядя на своды, кажется, что в отделке использована ткань или папье-маше.
Что мне очень понравилось, так это полы. Хотя они тоже не "из той оперы".
Но очень красивые. Как подобран камень! Какой он сочный и живописный!
Какой яркий!
Тигровый мрамор выложен большими плитами одного среза, образуя крупные правильные ромбы.
Это лифтовой, он же лестничный холл.
Двери лифта особенные.
От главного входа в храм ведут две симметричные лестницы.
Они загадочно подсвечиваются лампами, которые дают свет живым растениям, выставленным на площадку.
Фактурная штукатурка везде.
Я подумала, что может быть это два этапа работ. Сначала стены были без росписей, но не пустые, а сложно обработанные.
А потом их постепенно расписали.
Подсветка и живописные композиции создают впечатление театральных декораций.
И это все работа художников и прикладников.
А у архитекторов опять не хватило ни фантазии, ни мастерства.
Можно же было лестницу как-то продумать, и решить не такими грубыми изломами.
Церковная лавка мне понравилась. Цветовое решение, детали резьбы... Красиво.
Дверь в церковную лавку.
Ручка слишком блестит. Но дерево обработано очень тщательно, и рисунок интересный.
Надеюсь, я никого не обидела. Я архитектор, и не могу не видеть слабые места и недостатки архитектуры.
Проект мне категорически не нравился.
Но в него вложились. Пригласили хороших мастеров и что смогли, вытянули.