Закончился недельный отпуск, посвященный двум лучшим городам России - Суздалю и Переславлю-Залесскому.
Телефон был забит фотографиями, поэтому видео почти не снимала, экономила место.
Думаю, смысла нет выкладывать кучу этих фотографий. У многих они свои, с этих же точек.
А вот обсудить увиденное можно!
Например, внутреннее убранство Успенского собора Горицкого монастыря с богатой лепниной.
Что можно увидеть на этой фотографии?
Арочный проем украшен лепными розетками. При этом розетки ВСЕ разные.
Вопрос к читателю: О чём это говорит?
О том, что это не формовка.
Такое количество неповторяемого декора, и еще добавлю такой характерной пластики, не допускает мысли о формовке.
Но если знать, что собор строился в середине XVIII века при Елизавете Петровне, то будет понятно, что перед нами яркий пример лепного декора в стиле Елизаветинского барокко.
В это время сложные затейливые элементы нередко "отмазывались" из гипса по месту, без предварительной лепки в глине (модели), без изготовления формы, и без последующей отливки.
На заранее подготовленное место, где были установлены металлические крепежные штыри (каркас), наносился алебастр, как «подлепок», а затем из гипса окончательно лепился декор.
Затем он подрезался и подчищался до гладкого состояния.
Для облегчения веса и улучшения отсоса влаги в алебастровый «подлепок» часто добавлялся дробленный березовый уголь. Для прочности в гипс добавляли мраморную пыль.
Считается, что в Успенском соборе Переславля-Залесского этот сложнейший лепной декор был выполнен теми же мастерами, которые работали в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря.