Особняк С.П.Рябушинского (Дом-музей М.Горького)

Mar 09, 2018 02:08


Особняк предпринимателя С.П.Рябушинского построен по проекту Ф.О.Шехтеля в 1900-1902 гг.. Он по праву считается одним из лучших памятников русского модерна.
С 1931 по 1936 год в особняке поселили А. М. Горького.  В этой роскошной клетке под пристальным надзором ОГПУ он провел последние годы жизни.
С 1965 года особняк открыт для посетителей, как мемориальный музей А.М.Горького.
Именно благодаря имени Горького, его не сделали дипломатической собственностью и не отдали в пользование какой-нибудь закрытой структуре.
Сегодня каждый желающий может познакомиться с этим архитектурным шедевром.

К сожалению, из-за поздних переделок связанных с обустройством быта писателя первоначальная роскошь купеческого особняка несколько пострадала.
Современные музейные атрибуты: различные таблички, стульчики для посетителей, пожарные огнетушители, охранная сигнализация  и т.д. тоже портят впечатление.
Интерьеры, где была продумана каждая мелочь, и не было ничего случайного сегодня  выглядят несколько захламленными.
Во время посещения  меня, как архитектора многое смущало, и моей фотосъемке многое мешало...
Режим «сепия» - хороший выход для пестрых  и распадающихся композиций.

Это столовая. Зимой вид из окна роскошный. Оконные переплеты вторят силуэтам деревьев за окном.
Изогнутый дугой потолок делает помещение похожим на уютную беседку.


Сохранилась фотография начала ХХ века.



Видно, что главным композиционным центром комнаты был камин. Теперь его нет.



На эскизах сделаных рукой Ф.И.Шехтеля обращает на себя внимание яркая распись верхней части стен.



Следы росписи сохранились под поздней покраской.



Причудливый орнамент потолка сдерживается прямыми линиями штукатурных тяг.


На фоне коричнево-охристой обстановки столовой  китайская посуда в буфете притягивает взгляд своим ярко-кобальтовым рисунком.



Коричневая облицовка стен, коричневый диван. Фильтр "Сепия" здесь практически ничего не изменил.



Это резные двери в соседнюю комнату, гостиную. При А.М.Горьком она стала библиотекой.



Потолок комнаты богато декорирован лепниной с множеством цветов и силуэтами улиток, расчерчен линиями напоминающими стебли растений. Все это создает впечатление  чудесного сада.
В Википедии указан автор лепной композиции - художник-декоратор А. А. Тимошко. Рискну предположить, что это ошибка.
Мне известны примеры сотрудничества Ф.И.Шехтеля с художником Августом Томашки. Его участие в оформлении этого помещения более вероятно.



К сожалению, на живописной композиции потолка фамилии автора разглядеть не удалось.



Стены комнаты обиты зеленым штофом с цветочным орнаментом.
Это могло бы усилить иллюзию сада, но комната плотно заставлена шкафами с книгами, и зелень тканевой обивки практически не видна.



Библиотека А.М.Горького.



В самом центре особняка находится знаменитая лестница с фонарем-медузой и перилами в виде морской волны.



Рисунок паркета тоже учавствует в создании образа вспененного моря.



На межэтажной лестничной площадке у окна уютный столик с диванчиками.



Бирюзовый цвет безусловно соответствует  морской тематике, однако, многочисленные зондажи оставленные на стенах реставраторами свидетельствуют о том, что первоначально основным цветом был  розовый.



Для фотографий в "сепии" цвет стен не важен. Важна форма.
Сложный рисунок мраморного ограждения образован повторяющимися элементами.



Второй этаж.
Портрет А.М.Горького, огнетушитель  встречающие посетителей на площадке, на мой взгляд, сразу добавляют казенности.



В эту сторону пространство чище.



Фонарь-медуза сверху похож на черепаху.



Отсюда, со второго этажа, обогнув  мраморную колону с цветами и фигурками саламандр на капители, можно было подняться в молельную комнату.



Сейчас, дверка на лестницу закрыта и в молельню поднимаются по черной лестнице.



Для старообрядца С.П.Рябушинского молельня, устроенная наверху, была главным помещением в доме.
А теперь не третий этаж посетителям музея не очень хочется подниматься.
Поэтому тут вообще все без пафоса: батареи отопления, столы, стульчики, провода... И даже, смотрителя не было, когда мы туда заглянули.
На фотографии ярко белую гармошку радиатора отопления я заретушировала в фотошопе.



И здесь тоже заретушировала.



Роспись свода пострадала от протечек. В лучах стилизованного солнца видны какие-то отверстия. Возможно, это места для подвески хороса.



Этот проект молельной комнаты. Конечно, никакого иконостаса давно нет.



И хороса нет, и икон в окладах...



А роспись отреставрирована, но с ней многое непонятно. Все поновления сделаны очень плотными слоями и достаточно грубо.
В основании купола повторяется четыре раза сокращённая надпись на древнегреческом: «истинные христианки воспримут святость за свои страдания в день страшного суда».












Еще несколько фотографий сделанных в помещениях на первом этаже.
Кабинет А.М.Горького с его коллекцией нэцки, которые он начал собирать на Капри, покупая у местных маряков.



Витраж в кабинете.



И этот же витраж покрупнее. Он в прекрасном состоянии.









Спальня писателя.



И китайский шкафчик.



Парадный вестибюль.
Со временем очень многое утратил. Странные изогнутые лампы - это головки стилизованных стрекоз, которым грамоздкими шкафами обрезали крылья.



А когда-то было так:










Москва, Частные особняки, Музеи

Previous post Next post
Up