Взято со странички в ФБ
"Музеи Московского кремля" и дополнено материалом с официального сайта
Музеи Московского КремляВ зале № 9 к своему стыду никогда не была. Это надо срочно исправить.
Зимний возок
Многоместный зимний возок на полозьях выполнен в Москве французским мастером Жаном Мишелем в 1732 году.
Возок, или как его называли «зимняя линея», свободно вмещал десять человек и обогревался в пути серебряными жаровнями с углем. Кузов его довольно крупный, почти прямоугольный плавно суженный книзу, отличается гармоничными пропорциями. В форме экипажа, хотя и в малой мере, прослеживается присущая барокко любовь к живописности силуэта.
В этом возке в 1742 году дочь Петра I Елизавета Петровна приехала в Москву на коронацию. Любопытно отметить, что поездка заняла всего три дня. Передвигались участники процессии только днем, ночью отдыхали.
Возок зимний
Москва, мастер Жан Мишель, 1732;
живопись - Санкт-Петербург, 1742;
сукно - Россия, 1742, 1816.
Дуб, береза, сукно;
живопись по дереву, живопись маслом, позолота по дереву.
Принадлежал императрице Анне Иоанновне, затем императрице Елизавете Петровне.
Перевезен из Санкт-Петербурга в Москву на Колымажный двор в 1797 г.
Поступил в Оружейную палату с московского Колымажного двора в 1834 г.
Открытая колымага английской работы конца XVI века - самый древний экипаж Оружейной палаты и единственно сохранившийся в мире экипаж подобного типа. Он был подарен царю Борису Годунову в 1603 году королем Яковом I Стюартом сразу после его вступления на английский престол. Столь знаменательный дар нового короля говорит о стремлении Англии, после некоторого охлаждения в конце XVI века, укрепить с Россией дипломатические и торговые отношения. Исследователи единодушно относят этот древний экипаж к шедеврам мирового искусства. Его кузов подвешен на ременных поясах и закрыт занавесками. Ступеньки с откидными полами заменяют дверцы. В обивке использован дорогой и редкий итальянский бархат. Экипаж пышно декорирован резьбой и скульптурой со сценами охоты и битвы христиан и мусульман.
Само слово «колымага» - тюркского происхождения и означает - «большая повозка». Чтобы управлять таким экипажем, кучер должен был идти рядом или сидеть на одной из ведущих лошадей. Для разворота нужна была большая площадь или приходилось вручную заносить задние колеса, поэтому поездка занимала очень много времени.
Колымага (стар.) - закрытый летний экипаж, обыкновенно назначавшийся для женщин и детей боярских и дворянских семейств. К. делались на высоких осях, иногда с лестницами, иногда же вовсе без ступеней. Внутри они обивались красным сукном или червчатым бархатом и закрывались по бокам суконными или шелковыми занавесами, иногда с дверцами в них. В эти дверцы вставлялись маленькие слюдяные окна, задернутые занавесками. Боковые занавеси пристегивались плотно к краям экипажа, так что даже ветер не мог распахнуть их. У некоторых бояр как К., так и каптаны (зимние экипажи) были весьма дорогие. Например у Морозова К. снаружи обложена была золотом, внутри обита соболями высокого достоинства, с окованными серебром колесами. В К. впрягалась обыкновенно одна лошадь; сиденья в ней для кучера не полагалось: он ехал верхом или шел рядом с лошадью. По бокам боярскую К. сопровождали холопы-скороходы. Царицыну К. везли 12 лошадей белой масти; с ней сидели боярышни; сзади провожали ее придворные рабочие женщины и прислужницы, сидя на лошадях верхом по-мужски. При Алексее Михайловиче для хранения К. был построен на Пречистенке Колымажный двор, просуществовавший до половины XVIII в. Теперь на его месте пересыльная тюрьма. (ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКIЙ СЛОВАРЬ.Ф.А.БРОКГАУЗЪ И.А.ЕФРОНЪ)
Экипажи Оружейной палаты Московского Кремля