Читаю журнал «Старые годы» за январь 1912 года:
«Художественными богатствами полны еще дома старинной знати. Много ушло за границу, но многое и осталось у нас. Предметы обстановки и скульптурные произведения, картины и миниатюры, серебро и фарфор, расписанные веера и безделушки, как бы отслужив свой век " прямого назначения" Хранятся ныне закрытыми в шкапах и витринах, как редкости, как музейные вещи. Одни, как памятные родовые реликвии, другие в качестве диковин»
Примечание: Это в 1912 году «Много ушло за границу»?! Они еще не знают, что такое "много".
«Но дома, где вся обстановка и убранство с дедовских времен выполняют свое назначение , где все живет и чуждо музейной неподвижности, умаляющей значение вещи, уже редки в наше время…»
Примечание: Это в 1912 году «Уже редки»?! Они еще не знают, что такое "редки".
Далее, как редкий пример описывается дом князей Кочубей и их богатейшая коллекция.
«Дом этот находится в одном из лучших частей Петербурга, на самом берегу красавицы Невы, - на Английской набережной, почти у устья реки»
Смотрю коллекцию…
Взгляд останавливается на иллюстрации с изображением шпаги, украшенной миниатюрами красивых девушек.
Примечание: Первая мысль моего испорченного воображения: "это возлюбленные, которые всегда должны быть под рукой"
Читаю пояснение в тексте:
"...Среди остальных предметов, невольно обращающих на себя наше внимание, следует остановиться на богатой историческим значением небольшой шпаге (длина - 1 арш. 5 вер.), принадлежавшей первому королю Баварии, Максимилиану (1756 -1825), перешедшая к нынешним владельцам по наследству. В художественном отношении шпага представляет интерес, как со стороны отделки клинка и эфеса, так и прекрасными миниатюрами, вделанными в эфес. Клинок трехгранный, украшен сверху, до половины, инкрустированным золотым орнаментом. Близко к щитку на плоскостях клинка инициалы: «J. С. М.». На чеканном рельефном эфесе, в стороне, противоположной миниатюрам, помещен инициал «С», под рельефной же чеканной короной. Эфес золотой, украшен рельефным чеканным орнаментом стиля Empire.
Лучшим украшением его являются миниатюры-портреты (размер самый большой не превышает 3-х сантиметров):
Далее имена тех, кто изображен на миниатюрах...
В середине - королева Каролина, урожденная принцесса Баденская (вторая жена Максимилиана Баварского):
На верхней миниатюре- герцогиня Августа Лейхтенбергская, жена принца Евгения Богарнэ (дочь от первого брака).
Именно от нее фамильная шпага отца перейдет ее правнучке Дарье Евгеньевне Богарне (супруге князя Льва Михайловича Кочубея) и будет в 1912 году храниться в доме на Английской набережной.
в самом низу два портрета сестер-близняшек от второго брака - Амалии Августы и Елизаветы Людовики Баварской
Амалия Августа Баварская (будущая Королева Саксонии) и Елизавета Людовика Баварская (будущая Королева Пруссии)
Над и под портретом Королевы Каролины - младшие сестры-близняшки.
Сверху Мария (позднее, в замужестве королева-консорт Саксонии)
Снизу София ( будущая мать императора Франца-Иосифа)
Портрет еще одной любимой дочери от первого брака Шарлотты (императрица Австртская) по описанию украшал обратную сторону эфеса шпаги, соответственно на фотографии этого портрета нет.
Внимательно изучив все эти обстоятельства Король Баварии Максимилиан I (полное имя: Максимилиан I Мария Михаэль Иоганн Баптист Франц де Паула Иосиф Каспар Игнатий Непомук Баварский) показался мне человеком добрым, нежным и сентиментальным...
Здесь он помоложе и со шпагой:
Дом князей Кочубей на Английской набережной имеет долгую историю.
Построенное в 1740-х годах первоначально здание принадлежал князю Михаилу Голицину.
В начале XIX века его приобрел Николай Румянцев и заметно перестроил.
Архитектор Василий Глинка сохранил пропорции оригинального строения, но изменил внешний вид фасада, украсив его 12-колонным портиком.
В 1831 году семья Румянцева предоставила свой дом на Английской набережной под музей открытый для публики.
Коллекция, представленная в музее, в 1861 году была перенесена в Москву.
Лев Кочубей приобрел особняк в начале ХХ века.
На видео фотографии того времени, о котором пишется в журнале "Старые годы".
Click to view