Спустим флаги, друзья.
То, что произошло - это даже не «сумерки морали». Это нечто запредельное. В нашу жизнь прорвалось жуткое инферно, не имеющее лица и смысла. И даже в одной-единственной человеческой «точке» этот прорыв ужасает и почти парализует. Когда человек берет оружие и начинает п р о с т о у б и в а т ь , видя в окружающих не людей, но что-то вроде движущихся мишеней в тире, не различая среди них д е т е й , не делая разницы между теми, кто мог быть перед ним хоть как-то виноват и теми, кто не мог быть в п р и н ц и п е - это то, для чего слабы все существующие в современном языке названия.
Нам заглянуло в глаза абсолютное зло, сочетающее предельную разрушительность и предельную непредсказуемость. Потому что никакая статистика не может предсказать такие вещи. И никакая профилактика не может их полностью предотвратить.
И нас не уберег ни реальный «служилый» статус города, ни фанерно-картонная «духовная безопасность». И в силах ли человеческих вообще застраховаться от этого - вопрос, пока ответа не имеющий.
«Когда прекращается контроль глубоко интериоризированных религиозных, этических, эстетических и других ценностей над человеческими существами, то они, и индивиды, и группы, становятся жертвами обмана и грубой силы, которые получают наивысший контроль над их поведением, отношениями и судьбами. В таких обстоятельствах человек превращается в человеческое животное, управляемое, главным образом, своими биологическими побуждениями, страстями и вожделением. Вспыхивает индивидуальный и коллективный неограниченный эготизм; борьба за существование становится интенсивнее; сила становится правом; и войны, кровавые революции, преступность и другие формы межчеловеческих раздоров и жестокости вспыхивают в беспрецедетном масштабе…» (Питирим Сорокин, «Главные тенденции нашего времени»).
После случившегося Белгороду уже не быть прежним. При всех проблемах, знакомых нам, и при всех наших действительно замечательных качествах, мы слишком долго были «беспечными ездоками» на взбесившихся лошадях современности. Но наступают моменты, когда приходится переосмыслить все с самых основ. Та самая переоценка ценностей, которая, как правило, оплачивается слишком дорого.
Можно ли что-то сделать, чтобы так больше не произошло? Не знаю. Нужно сделать все возможное, чтобы.
А вам - светлая и вечная Память, девочки и ребята… Простите нас всех за то, что бессильны оказались вас спасти.
P.S.
Artur Alferov @Alfer1002 9 ч @AlenaGood31 да, я знаю эту семью, отец 14 летней девочки действительно сегодня тоже умер (обстоятельства пока не могу сказать)