[Spoiler (click to open)]А я сегодня совершенно случайно оказалась на "Последней жертве" во МХАТе им Чехова. Хотя, "случайно", наверное, сильно сказано: makarovm, отпуская меня вечером на "полтора часика" интервью, был просто уверен, что я не смогу пройти мимо возможности посмотреть то, чего раньше не видела; когда же выяснилось, что попытка проскочить "до" накрылась медным тазом и придется ждать антракта, впереди замаячила перспектива пить кофе в Камергерском или же без дела слоняться по внутренним дворикам МХАТа, я поняла, что наверху все решили за меня и выбрала спектакль. Тем более, что пригласивший меня человек посадил меня на мое самое любимое место, точно по центру.
Спектакль оказался очень простой работы, без тех изысков, которые можно вообразить, прочитав аннотацию на сайте театра. В нем нет обещанного "тугого узла", нет зубодробильной динамики, как следствие, нет "пьянящего разнообразия и великолепия" жизни - это остается там, где оно требуется для завлечения зрителя: до покупки билета. Действие на сцене будет - даже не спокойным - естественным. Смотришь - и понимаешь, что именно так все и должно быть. И искренне радуешься, когда Тугина уходит под руку с Прибытковым, а Дульчин в последний момент вспоминает о существовании Пивокуровой. Потому что это - именно тот самый счастливый из всех возможных финалов, который может у этой истории быть в жизни. Когда вдруг становится ясно, почему Татьяна не ушла к Онегину и что трагедии Анны Карениной вполне можно было бы избежать. Грех ведь совсем не в том, что кто-то играет и проигрывает. И даже не в том, что этот кто-то играет за чужой счет. Все это, скорее, искушение. Грех начинает с невозможности остановить собственное спонсированье чужой игры, с добровольного принесения себя в жертву. Которая, в конечном счете, оказывается никому не нужна.